Щелина Тамара Тимофеевна (Арзамас, Россия), доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал).
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, субъектная позиция студента, продуктивная самостоятельная деятельность.
TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE HUMANITIES
Shchelina Tamara Timofeevna (Arzamas, Russia), Ph. D., Professor, Dean of psychology and pedagogical faculty NNGU im. N. So. Lobachevsky (Arzamas branch).
Keywords: professional identity, psychoeducational support, subject position of student, a productive independent activities.
Ориентация на развитие личности будущего специалиста в процессе освоения профессии в контексте культурно-гуманистических функций образования как социальнопедагогического явления обусловила необходимость обеспечения (организации и сопровождения) профессионального самоопределения студентов в ходе освоения профессии. Это связано с тем, что, как показывают исследования, процесс принятия современными старшеклассниками решений о выборе профессии нередко продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, представления о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, знания своих способностей и возможностей расплывчаты.
Вполне очевидно, что профессиональное самоопределение молодых людей как процесс интеграции юношей и девушек в социально-профессиональную структуру современного общества в результате анализа ими своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии становится сегодня междисциплинарной проблемой. Дополнительно ситуация усугубляется трудоустройством выпускников профессиональных учебных заведений в условиях серьезных противоречий между требованиями рынка труда и рынком специалистов, а также недостаточной готовностью молодых людей к самостоятельному и ответственному принятию решения.
Опыт моделирования и реализации психолого-педагогического обеспечения профессионального самоопределения студентов-гуманитариев свидетельствует о необходимости соответствующего технологического обеспечения сопровождения обучающихся в процессе профессионального самоопределения в ходе освоения профессии [2]. В соответствии с Толковым словарем русского языка [4] сопровождать означает следовать вместе с кем-либо, находиться рядом, вести куда-либо, сопутствовать чему-либо.
В связи с этим под психолого-педагогическим сопровождением профессионального самоопределения студентов мы понимаем взаимосвязанную совокупность способов, средств и алгоритма создания условий для осознания ими своего отношения к профессиональной деятельности, самим себе как ее субъектам, партнерам по взаимодействию и формирования у них соответствующих социальных установок и опыта социально-профессионального взаимодействия [5]. В таком понимании психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения позволяет содействовать формированию и реализации субъектной позиции студентов в учебно-профессиональной деятельности как совокупности установок, мотивов, целей и ценностей, раскрывающих активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение будущего специалиста к осваиваемой профессиональной деятельности, к самому себе, к партнерам, к миру и жизни в целом.
В данном контексте на основе понимания субъектности (по В.А. Сластенину [3]) и характеристики позиции личности как субъекта (по Б.Г. Ананьеву [1]) разработана технология обеспечения субъектной позиции студентов в развитии готовности к продуктивной самостоятельной деятельности. Она представляет собой упорядоченную совокупность способов, средств и действий по созданию условий для актуализации личностного опыта студентов, его закрепления, дополнения или изменения с целью обеспечения на основе личного проживания осознания своей активности и успешности в учебно-профессиональном взаимодействии. Основные этапы технологии представлены следующим образом.
- Этап эмоционально-психологического настроя на усвоение и применение знаний и умений направлен на создание мотивации усвоения, анализа и применения необходимых профессиональных знаний и умений.
- Этап формулировки задания включает формулировку самого задания, постановку конкретных задач с учетом имеющейся диагностической информации о студентах (их успеваемость, отношение к освоению будущей профессиональной деятельности и др.).
- Инструктивно-методический этап, в ходе которого конкретизируются ход, процедура и этапы выполнения задания, правила поведения и отношений в процессе деятельности, а также процедура анализа и подведения итогов.
- Подготовительный этап включает разделение на микрогруппы и непосредственно активную работу самих студентов в ходе первичного структурирования микрогруппы и распределения социально-психологических ролей, уточнения задания и инструкции, распределения ролей в соответствии с заданием, достижения согласия каждого и общей договоренности о начале работы.
- Реализационный этап связан с непосредственным выполнением задания в соответствии с задачами каждого участника и его роли, инструкцией. На данном этапе актуализируется и проверяется имеющийся опыт отношений, взаимодействия, осознания себя, своих отношений с партнерами и их отношения к себе, а также приобретается структурированный (организованный) опыт профессионального взаимодействия. Педагог обеспечивает консультирование и поддержку деятельности микрогрупп и группы в целом, а также контролирует время выполнения заданий.
- Рефлексивный этап связан с осмыслением микрогруппой по заданной схеме результатов и процесса работы, своей роли и опыта, приобретенного в ходе взаимодействия в группе, опыта и ролей своих партнеров. Этап завершается подготовкой краткого отчета каждой микрогруппы и делегированием одного из участников для выступления в общем круге. На этом этапе в большей степени достигается стабилизация, дополнение и изменение в профессионально-личностном развитии студентов и их субъектной позиции.
- Экспертно-оценочный этап начинается с краткого отчета каждой из микрогрупп с последующим уточнением другими микрогруппами и педагогом оригинальных идей, значительных изменений и достижений, профессионально грамотно сформулированных выводов и т.п. всей группы и отдельных ее членов. Завершается этап акцентированием значимости приобретенных знаний и умений для личностного опыта и роста, для профессиональной деятельности и профессионального развития каждого как специалиста.
Эффективность представленной технологии обеспечивается возможностью любое задание превратить в саморазвивающуюся деятельность, способствующую формированию психологических новообразований личности/группы в соответствии с актуальным этапом онтогенеза. Это достигается за счет моделирования реальных, наиболее типичных для данного возраста, в том числе и заведомо кризисных, социальных ситуаций, в которых на основе нравственного выбора формируются смыслообразующие мотивы личности будущего специалиста.
Литература
- Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. – М., 1980.
- Беганцова И.С., Завражнов В.В., Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 158–164.
- Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании – М.: ИД «Магистр-Пресс», 2000. – С. 259–274.
- Толковый словарь русского языка. http://www.vedu.ru/ExpDic/33088
- Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Международный научный журнал. 2012. Вып. 2 (4). С. 15–18.
Комментарии
Добавить комментарий