Федотенко Инна Леонидовна (Тула, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
Тарантей Лариса Михайловна (Гродно, Белоруссия), кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета профессионального развития, Гродненский областной институт развития образования
Аннотация. Исследуются проблемы психологической безопасности современного университета в теоретическом и прикладном контексте. Рассмотрены потенциальные и реальные риски образовательного пространства для здоровых студентов и обучающихся с проблемами физического или психического здоровья. Описаны основные индикаторы безопасности. Разработана и реализована технология подготовки будущих педагогов к проектированию психологически безопасной образовательной среды.
Ключевые слова: психологическая безопасность, индикаторы безопасности, «студенческий инфантилизм», студенты с особыми образовательными потребностями, технология подготовки к проектированию психологически безопасной образовательной среды.
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A THEORETICAL AND EMPIRICAL PHENOMENON
Fedotenko Inna Leonidovna (Tula, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, professor of the Chair of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.
Tarantey Larisa Mikhaylovna (Grodno, Belarus), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Department of Professional Development, Grodno Regional Institute of Education Development
Abstract. The paper studies the issues of psychological security of a modern university in a theoretical and applied context. The authors consider potential and real risks of educational space for healthy students as well as for physically or mentally challenged ones. The article describes main safety indicators. The authors have developed and implemented the technology of preparation of future teachers for designing a psychologically safe learning environment.
Keywords: psychological safety, safety indicators, “student infantilism”, students with special educational needs, technology of preparation for designing a psychologically safe educational environment.
Понятие психологической безопасности образовательной среды многомерно, неоднозначно и многослойно. Существует множество подходов к пониманию этого феномена, его сущности и структуры. Рассматривая образовательную среду как сложную, открытую, гетерогенную и динамическую систему, мы подчеркиваем ее потенциальную способность к саморегуляции. Для образовательной среды университета характерно сочетание консерватизма, высокой устойчивости к внешним воздействиям, ригидности и низкой адаптивности. Безопасность среды связана с позитивным отношением к ней всех субъектов образовательного процесса, с высокими показателями индекса их удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия. Психологическая безопасность способствует удовлетворению потребностей студентов в личностно-доверительном общении, обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников. Психологическая безопасность личности рассматривается как специфическое эмоциональное состояние, связанное с ощущением комфорта, благополучия, защищенности, с отсутствием страха и стрессов, с переживанием студентами уверенности при взаимодействии с конкретным преподавателем. Особенно важно, что безопасность личности – это еще и способность индивида сопротивляться деструктивным внутренним и внешним влияниям. Безопасные условия в университете, защита студентов и преподавателей от всех форм дискриминации – это значимая альтернатива агрессивной социокультурной среде.
Педагоги считают, что значительные сложности в учебной деятельности создает феномен «студенческого инфантилизма». Его проявления весьма разнообразны: неадекватно завышенная или заниженная самооценка студентов, преимущественно внешний локус контроля; постоянно меняющийся уровень притязаний; стремление передать родителям, однокурсникам или куратору ответственность за свою деятельность; оправдание своих академических неудач внешними обстоятельствами; желание избежать ситуаций выбора; нарастающие сомнения в правильности сделанного профессионального выбора; преобладающая растерянность, неумение прогнозировать свое будущее; потребительское отношение к своему ближайшему окружению.
Преподаватели отмечают случайность и необоснованность выбора бакалаврами и магистрами факультета и направления подготовки, их неготовность к эффективной учебной деятельности в университете. Еще один очевидный для преподавателей университета вид риска – это психологическая и технологическая неготовность студентов к ситуациям контроля (тестирования, зачета, экзамена). У первокурсников доминирует мотивация «избегания неудачи»: страх получить низкую оценку, остаться без стипендии, не оправдать ожиданий родителей вызывает стрессовые реакции. Для гиперответственных студентов характерна мотивация достижения, что увеличивает вероятность их переутомления, перегрузки, нервного срыва.
Психологическое насилие, выступая исходной формой любого вида насилия, не имеет однозначных границ и плохо формализуется. В качестве индикаторов психологически безопасной среды целесообразно, на наш взгляд, использовать следующие: отношение к пространству университета как референтному; отсутствие у студентов страха перед преподавателем; готовность молодых людей задавать педагогу вопросы, отстаивать свое мнение, открыто выражать собственную позицию; критичность, креативность, автономность бакалавров и магистров; устойчивое личностное развитие субъектов во взаимодействии со средой; позитивное самочувствие преподавателей и студентов в учебном процессе; высокая степень удовлетворенности всех субъектов условиями образовательного пространства университета; низкий уровень ситуативной тревожности студентов и педагогов. В качестве эмпирических характеристик безопасности можно учитывать такие, как: возможность студентов высказать свою точку зрения, уважение к ней педагога, учет личных проблем и затруднений, внимание преподавателей к просьбам бакалавров и магистров.
восприятие образовательной среды университета преподавателями и студентами существенно различается. Большая часть преподавателей считает, что образовательная среда университета в целом имеет высокие показатели психологической безопасности. Вместе с тем студенты отмечают, что испытывают различные негативные чувства в образовательном процессе: тревожность, напряжение, давление, незащищенность, страх публичного унижения и оскорбления. Практически все студенты так или иначе сталкивались с ситуациями игнорирования своего мнения, с неуважительным к себе отношением, недоброжелательностью. Специфические страхи, связанные с наличием механических барьеров в пространстве университета, характерны для бакалавров и магистров с проблемами физического здоровья. Студенты-иностранцы, инофоны, нередко боятся отвечать на семинарских занятиях, опасаясь допустить ошибку, стать объектами насмешек, оскорблений, оказаться в конфликтной ситуации.
Снижение уровня психологического насилия становится основным направлением по созданию доброжелательной и комфортной образовательной среды. Насилие подчас объясняется психологической безграмотностью преподавателя университета, его негативным отношением к определенной группе студентов, неприятием других культур, отчуждением и предвзятым отношением к бакалаврам или магистрам. Среди ведущих причин снижения безопасности среды университета следующие: профессиональные деформации педагогов; ухудшение здоровья преподавателей и студентов, их эмоциональные, психические и физические перегрузки; увеличение количества студентов разных национальностей, культур, конфессий. Тенденция ухудшения физического и психического здоровья студентов, значительного роста числа неврозов прослеживается в различных исследованиях. Причины неврозов различны: чрезвычайно низкая мотивация студентов, трудности адаптации; авторитарность преподавателя; психоэмоциональное напряжение; повышение невротизации в период сессии; увеличение объема информации; дефицит времени. Увеличилось количество студентов с пограничными психическими состояниями. Для значительной части педагогов в современных университетах характерен синдром «эмоционального выгорания», связанный с апатией, снижением профессионального интереса, самооценки, появлением различных фобий.
Рассмотрение психологической безопасности в эмпирическом контексте связано с диагностикой преподавателей и студентов, а также с проектированием психологически безопасной образовательной среды. Вопросы проектной деятельности, ее этапы рассматривались будущими учителями на практических занятиях по педагогике, возрастной, педагогической, социальной психологии, конфликтологии. Существенную роль в развитии готовности студентов грамотно проектировать психологически безопасную образовательную среду играла дисциплина по выбору «Технология проектирования образовательного пространства школы».
Полученная информация о том, какие потенциальные угрозы, по мнению студентов, препятствуют их успешной учебной деятельности, стимулирует развитие рефлексивной позиции у педагогов. Анализ преподавателями своего поведения и стиля педагогической деятельности в контексте психологической безопасности среды может стать основой для адресного самосовершенствования. Ориентация каждого преподавателя университета на создание на своих занятиях психологически безопасной образовательной среды, проектирование ситуаций успеха для студентов с низким социальным статусом – все это позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Комментарии
Добавить комментарий