Показатели профессионализации мышления субъекта

Кашапов Мергаляс Мергалимович (Ярославль, Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Аннотация. В статье дано концептуальное определение профессионализации мышления субъекта. Представлена попытка интегрировать показатели мышления и профессионального развития. Выделены основные типы показателей профессионализации мышления субъекта: динамические, функциональные, структурные.

Ключевые слова: мышление, показатель, профессионализация, субъект, развитие.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-013-00102а)

INDICATORS OF THE SUBJECT'S THINKING PROFESSIONALIZATION

Kashapov Mergalyas Mergalimovich (Yaroslavl, Russia), Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Educational Psychology, Yaroslavl State University.

Abstract. The conceptual definition of professionalization of the subject’s thinking is given in the article. The attempt to integrate the indicators of thinking and professional development is presented. The main types of indicators of the subject’s thinking professionalization are highlighted: dynamic, functional, structural.

Keywords: thinking, indicator, professionalization, subject, development.

На основе системного личностно-развивающего подхода, разработанного Л.М. Митиной, автором создана концепция и сконструирована технология профессионального развития личности, определены основные понятия, выделены альтернативные модели (стратегии) профессионализации: модель адаптивного функционирования и модель профессионального развития личности [5]. Под профессиональным развитием она понимает рост, становление, интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – это активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира (внутренняя детерминация профессиональной жизнедеятельности), приводящее к принципиально новому его строю – творческой самореализации в профессии [4, с. 130].

В исследованиях Л.М. Митиной поставлен вопрос о соотношении роли внутренних (личностных) и средовых (образовательных, социальных, профессиональных) детерминант в становлении профессионала. обобщение результатов проведенных нами исследований показателей профессионализации мышления позволяет приблизиться к ответу на данный вопрос.

Возможны следующие варианты ответов:

  1. мышление проявляется в разных сферах профессиональной деятельности (преобладание внутренних детерминант);
  2. оно может проявляться в этих сферах избирательно (преобладание средовых детерминант, влияние условий образования и мнения семьи и референтной группы);
  3. становление профессионального мышления детерминировано степенью овладения личностью субъектной позицией [1, 2].

Анализ полученных эмпирических данных позволяет оценить интегрированное влияние вида профессиональной деятельности и особенностей личности на проявления качеств профессионального мышления. Установлено, что каждому мыслительному процессу соответствует определенное качество творческого профессионального мышления [5].

Разработанная нами концепция профессионализации мышления как структура основных положений ориентирована на соответствие требованиям методологической полноты, теоретической непротиворечивости и наличию трех основных функций: объяснительной, прогностической и предписывающей. Полнота концепции обеспечивается, во-первых, созданием широкой типологии профессионализации мышления на разных возрастных и профессиональных выборках с учетом проявления этих типов в деятельности и при построении и реализации жизненного пути; во-вторых, соблюдением базовых правил конструирования типологии, охватывающей в совокупности все существенные стороны исследуемого феномена.

Концепция соответствует требованию непротиворечивости за счет выполнения правил создания типологии – выявления типологических характеристик профессионального мышления в различных видах деятельности, которые по своим содержательным характеристикам не пересекаются. Кроме дихотомических критериев (ситуативности – надситуативности мышления), используются цепочные, небиномные (событийность, абнотивность, ресурсность мышления); в-третьих, возможностью интеграции ключевых теоретических положений с алгоритмами их реализации на практике.

Так, в исследованиях метапознания и профессионального педагогического мышления преподавателя высшей школы, проведенных Ю.В. Пошехоновой, установлено, что высокий уровень метакогнитивной активности является одним из условий, позволяющих реализовать надситуативный тип мышления преподавателя; при этом метакогнитивная активность является характеристикой, независимой от наличия базового педагогического образования [6]. Ю.С. Филатовой и Н.В. Яльцевой выявлены факторы, влияющие на формирование клинического мышления будущего врача на этапе обучения в интернатуре [7]. Ю.С. Филатовой установлена значимая взаимосвязь некоторых шкал, характеризующих сформированность коммуникативных навыков и уровня эмоционального интеллекта с метакогнитивными умениями и активностью. Автором обосновано, что взаимосвязь изучаемых характеристик является первым и важным этапом изучения клинического мышления и его формирования на разных этапах профессионального становления врача-терапевта [8].

Теоретическое значение концепции характеризуется направленностью:

а) на выявление и объяснение слабых (опасности) и сильных (возможности) сторон каждого типа мышления в контексте профессиональной деятельности. Особое внимание обращено на диагностическую, объяснительную функцию профессионального мышления, характеризующуюся пониманием, что согласованные познавательные тенденции не рассматриваются с помощью классификаций умственных способностей, а трактуются как результат взаимодействия социально-когнитивных и аффективных механизмов, являющихся элементами сложной системы. Внутриличностная согласованность и межличностные различия в когнитивном функционировании объясняются устойчивыми представлениями человека о самом себе и оценкой собственных способностей;

б) на рассмотрение возможностей каждого типа мышления в зависимости от условий, в которых разворачивается мыслительная активность (прогностическая функция);

в) на оптимальное использование и учет преимуществ определенного типа мышления (предписывающая, рекомендательная функция);

г) на совершенствование / самосовершенствование профессионального мышления (формирующая, развивающая функция).

Прикладная значимость концепции заключается в реализации возможности гибкого совершенствования/самосовершенствования профессионализации мышления субъекта. В зависимости от временного критерия различается динамические показатели профессионализации мышления:

  1. быстрый – связан с высокими темпами интеграции субъекта с профессиональной средой, овладением основами профессионального мышления в очень сжатые временные сроки;
  2. медленный – связан с низкими темпами осмысления субъектом особенностей профессиональной деятельности и среды. Данный показатель характеризуется растянутостью профессионализации мышления на длительное время, что является свидетельством замедленного, но все же полного профессионального развития личности.

Ресурсная ценность концепции характеризуется:

  1. разработкой системной оценки динамики изменений по всем структурно-функциональным характеристикам мышления профессионала (начало, прогресс, успех);
  2. определением степени продуктивности, динамичности, гармоничности, экономичности ресурса творческого мышления профессионала;
  3. созданием сформированной системы актуализации ресурса творческого мышления профессионала. Поскольку Понимание соотношения умственных стратегий позволяет установить ресурсы творческого мышления как основы зрелости профессионального мышления. Содержание оптимальной профессионализации заключается в гармоничной согласованности личности и субъекта.

Основы профессионализации мышления характеризуются:

а) знанием психологической природы мышления;
б) позитивным, конструктивным отношением к этим знаниям;
в) открытостью к приобретению новых знаний. В этом заключается действенность знаний: знать – это означает уметь делать. Каждый умеет что-то делать в пределах своих знаний;
г) способностью достигать продуктивного уровня в реализации своей осведомленности;
д) ориентацией в межличностных отношениях, позволяющей создавать социальную среду, благоприятную для инициирования и реализации творческих идей.

В связи с этим необходимо отметить важность событийного компонента профессионализации, роль которого характеризуется созданием, целенаправленным конструированием развивающих ситуаций, которые по мере их реализации становятся знаковыми событиями, оказывающими порой решающее влияние на профессиональное становление субъекта. Именно в таких развивающих ситуациях (триггерах) срабатывают механизмы, запускающие процесс профессиональных и личностных когнитивных новообразований.

В целом разработанную нами концепцию можно рассматривать как систему обобщенных эмпирических результатов, сформулированных в виде совокупности теоретических представлений о профессионализации мышления как об определенной системе когнитивных образований психики: свойств, функций мышления, обеспечивающих осмысление субъектом своих качеств и выполняемой профессиональной деятельности. Показатели являются величиной, параметром, с помощью которого можно определять степень выраженности и сформированности профессионального мышления субъекта исследуемого феномена. В качестве показателя профессионализации мышления служит явление или событие, по которому можно судить о ходе мыслительного процесса субъекта.

Литература

  1. Кашапов М.М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления. Монография / Под ред. М.М. Кашапова. – М.: Изд-во «Институт Психологии РАН», 2003. С. 331–397.
  2. Кашапов М.М. Формирование творческого мышления на разных этапах профессионализации // Психология и школа. 2008. № 1. С. 64–70.
  3. Кашапов М.М. Психология творческого мышления: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017.
  4. Митина Л.М. Профессиональное развитие и профессиональная карьера: конфликт или синтагма // Вестник Удмуртского университета. 2016. Вып. 2. С. 131–135.
  5. Митина Л.М. Экологический мир и стратегии личностного и профессионального развития человека // Экопсихологические исследования – 4. Коллективная монография /Под ред. В.И. Панова. – М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 81–92.
  6. Пошехонова Ю.В. Метапознание и профессиональное педагогическое мышление преподавателя высшей школы // Педагогика и психология: теория и практика. 2018. № 3 (11). С. 17–23.
  7. Филатова Ю.С., Яльцева Н.В. Факторы, влияющие на формирование клинического мышления будущего врача на этапе обучения в интернатуре // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Сборник материалов юбилейной конференции. В 5 томах. Том 1 / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская – М.: Когито-Центр, 2015. С. 383–386.
  8. Филатова Ю.С. Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта // социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Сборник материалов международной научно-практической конференции 18–20 мая 2017 г. / Под ред. И.П. Краснощеченко. Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского. 2017. С. 563–571.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Кашапов М.М. Показатели профессионализации мышления субъекта // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 46-49.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки