Захарук Тамара (Седльце, Польша), доктор педагогических наук, профессор, Естественногуманитарный университет в Седльце.
Ювко Ева (Седльце, Польша), кандидат педагогических наук, Естественно-гуманитарный университет в Седльце.
Собчак Славомир (Седльце, Польша), доктор педагогических наук, профессор, Естественногуманитарный университет в Седльце.
Анотация. В статье расматривается необходимость равных шансов на образование всех детей, в том числе и детей-инвалидов. Раскрывается, что работа – очень важная часть жизни человека, и что она оптимизирует процесс социальной интеграции инвалидов.
Ключевые слова: инвалиды, инклюзивное образование, процесс работы.
SOCIAL INCLUSION IN THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE NATURAL HUMANITARIAN UNIVERSITY IN SIEDLCE)
Zaharuk Tamara (Siedlce, Poland), Dr. Hub., professor, Natural and Humanitarian University in Siedlce.
Jovko Eva (Siedlce, Poland), PhD, Natural and Humanitarian University in Siedlce.
Sławomir Sobczak (Siedlce, Poland), Dr. Hub., professor, Natural and Humanitarian University in Siedlce.
Abstract. The article examines the need for equal opportunities for the education of all children, including children with disabilities. It is revealed that work is in principle a very important part of a person’s life and that it optimizes the process of social integration of disabled people.
Keywords: disabled people, inclusive education, work process.
Социальная инклюзия – понятие сложное и многомерное, это процесс, который необходимо рассматривать в контексте изменений. Стоит подчеркнуть, что функционирование людей с ограниченными возможностями не должно пониматься исключительно как процесс их интеграции в общество здоровых людей [4]. Процесс инклюзии людей с особыми потребностями в вузе предполагает также приспособление материальных условий вуза для обеспечения полноправного участия в его деятельности всех субъектов образовательного процесса по мере их возможностей, в том числе и людей с ограниченными возможностями [2].
Важным показателем социальной инклюзии, не считая ликвидации архитектонических преград, является устранение стереотипов в мышлении об инвалидности, а также преодоление препятствий в установлении взаимоотношений с людьми с особыми потребностями [3].
Естественно-гуманитарный университет в г. Седльце является одним из первых вузов в Польше, который организовал и обеспечил обучение студентов с особыми потребностями в русле идеи социальной инклюзии. На сегодняшний день в нашем университете обучается более 150 студентов с ограниченными возможностями.
Деление студентов по типу инвалидности в нашем вузе:
- студенты с нарушением двигательной функции: 85 человек, в том числе 16 студентов на инвалидных колясках и 6 студентов на костылях;
- студенты с нарушениями функции слуха: 30 человек;
- студенты с нарушениями функции зрения: 10 человек (в том числе один студент незрячий);
- студенты с ограниченными возможностями, обусловленными общим состоянием здоровья: 43 человека.
Здания каждого факультета нашего университета архитектонически подготовлены для приема и обучения студентов с ограниченными возможностями. На схеме ниже представлена инклюзивная деятельность в университете. Как считают авторы этой статьи, существуют три аспекта, которые составляют фундамент инклюзии в каждом вузе:
- архитектонические приспособления;
- дидактические приспособления;
- межличностные отношения, которые образуют общественный климат дружественного, открытого для перемен вуза [5].
В следующей части статьи представлена деятельность Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце в обозначенных трех основных сферах инклюзии как пример положительной практики, которая может быть использована в других учебных заведениях [1].
(Источник: собственное исследование)
Здания Естественно-гуманитарного университета полностью приспособлены к потребностям студентов с ограниченными возможностями. Наиболее распространенные приспособления/решения: специальные подъезды, автоматические раздвижные двери, лифты для людей с особыми потребностями, специальные обозначения учебных аудиторий и административных помещений, а также парковка с обозначенными местами.
Оборудование интерьера зданий университета было запроектировано с мыслью о наиболее эффективном их приспособлении к потребностям студентов с ограниченными возможностями, например: визуальная информация, макеты зданий, соответственное размещение оборудования в аудиториях, специально оборудованные места для работы.
Среди многих учебных помещений на территории университета расположены также специальные лаборатории, приспособленные к потребностям студентов с нарушением функции слуха, в которых студенты могут пользоваться FM-системами для слабослышащих. Учебные материалы для студентов с нарушением слуха и для преподавателей, работающих с такими студентами, находятся в здании Гуманитарного факультета, а также в Главной библиотеке и в двух кабинетах общежития № 4, где установлены индукционные петли для слабослышащих.
В структуре нашего университета есть студенческий кампус, в котором находится здание, приспособленное для нужд студентов с ограниченными возможностями (студенческое общежитие № 4 на 56 мест). Это общежитие имеет следующие приспособления для жителей с особыми потребностями:
- обозначенные места для парковки;
- автоматические раздвижные входные двери;
- специальный лифт для людей с особыми потребностями;
- широкие коридоры;
- жилые секции, специально оборудованные для людей с ограниченными возможностями, в которых находятся санузлы с раздвижной дверью, поручнями и ручками; входные двери в секциях оснащены звонками с оптосигнализацией.
Кроме того, студенты с ограниченными возможностями могут проживать с ассистентом. Среди персонала проходной общежития есть работники, владеющие основами языка жестов.
Идя навстречу потребностям студентов с ограниченными возможностями, в структуре вуза организован Центр обучения и реабилитации, в котором оказывается комплексная поддержка как абитуриентам, студентам, выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, так и преподавателям, которые ведут занятия с такими студентами. Заданием сотрудников Центра обучения и реабилитации студентов с ограниченными возможностями является проведение «Дней адаптации» для абитуриентов нашего вуза с целью знакомства их с инфраструктурой университета, подготовка индивидуальных образовательных рекомендаций для каждого студента с ограниченными возможностями здоровья, подготовка и проведение курсов и занятий для университетских преподавателей, а также всех обучающихся вуза. Курсы чаще всего посвящены приспособлению учебного процесса к потребностям студентов с ограниченными возможностями здоровья, правилам хорошего тона в общении с людьми с ограниченными возможностями, а также интеграции в студенческих группах.
В Центре обучения и реабилитации студентов с ограниченными возможностями работают переводчики языка жестов, благодаря которым каждый студент с нарушением функции слуха имеет возможность в полной мере участвовать в учебных занятиях. Центр располагает также автомобилем, приспособленным к потребностям студентов с нарушением двигательной функции, с помощью которого студентов бесплатно привозят на занятия. Студенты с нарушением зрительной функции или с хроническими болезнями могут воспользоваться помощью ассистентов студентов с ограниченными возможностями, которые работают в этом специально созданном центре.
В Центре обучения и реабилитации студентов с ограниченными возможностями предпринимаются действия по приспособлению учебных материалов к потребностям определенных групп с ограниченными возможностями, например:
- печатание увеличенным шрифтом, печатание шрифтом Брайля (для студентов с нарушением зрительной функции);
- цифровизация учебных материалов, доступных в форматах, воспроизводимых с помощью специальных программ (mp3, rtf, Word, Pdf, HTML, Daisy), в фондах цифровой библиотеки университета;
- возможность аудиозаписи лекций;
- предоставление конспектов в электронном виде (приспособление текста к дисфункции студента);
- использование презентаций материалов, предоставленных преподавателями;
- бесплатное копирование конспектов в офисе центра.
Студенты имеют следующие дополнительные возможности: продленное время для выполнения задания, продленное время для сдачи экзаменов, ноутбук для работы на занятиях, запись лекций на диктофон, деление зачетного материала на части, замена формы экзамена с письменного на устный и наоборот, или экзамен в электронном виде.
В учебном процессе задействовано специализированное оборудование, которое включает: специальные клавиатуры с увеличенными и контрастными кнопками; оптическую компьютерную мышь; компьютерную мышь, управляемую движением головы; сенсорный и брайлевский дисплеи; брайлевский принтер; устройство для печати тактильной графики; стационарное и мобильное рабочее место для инвалида по зрению; мобильное рабочее место для незрячего пользователя; устройства, воспроизводящие материалы, записанные в цифровой форме; ноутбук со специальной программой для незрячих и слабовидящих пользователей; более десяти рабочих компьютерных мест для пользователей с нарушением функции зрения и соответствующие программы (программа увеличения объектов на экране, программа увеличения объектов на экране и преобразования текста в звук, программа преобразования текста в звук, синтезатор речи, программа OCR, программа OBR (оптическое распознавание шрифта Брайля), программа для чтения цифровых книг в формате DAISY, программа преобразования текста в речь, программа-конвертер математических текстов на шрифт Брайля и др.).
С мыслью о студентах с нарушением функции зрения в Институте информатики Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце при сотрудничестве с Главной библиотекой была создана программа E-czytelni@, которая дает возможность накопления публикаций и доступа к ним с помощью интернета. В 2010 году ее фонды вошли в состав Университетской цифровой библиотеки (Akademickiej Biblioteki Cyfrowej) – www. abc.uw.edu.pl, цифровой платформы учебных материалов для студентов с ограниченными возможностями. Фонды Университетской цифровой библиотеки составляют специально адаптированные книги и журналы. Фонды создаются с учетом запросов читателей и приспособлены к потребностям студентов с ограниченными возможностями.
К инклюзивной деятельности в вузе также следует отнести различные виды финансовой поддержки для студентов с ограниченными возможностями, такие, например, как ректорские стипендии, специальные стипендии, социальные стипендии.
Для студентов с ограниченными возможностями и с их участием Центр обучения и реабилитации организует различного рода мероприятия: участие студентов с ограниченными возможностями в Чемпионате Польши по плаванию, спортивно-интеграционные встречи в рамках проекта “European Day of Integrated Sport”, курсы по изучению языка жестов для работников вуза, позволяющие общаться со студентами с нарушением функции слуха, публикации учебных материалов на интернет-странице Центра с методическими указаниями для преподавателей относительно работы со студентами с ограниченными возможностями. Центр также предлагает услуги психолога и психологическую помощь для студентов с ограниченными возможностями, а также сотрудничество с Консультацией психического здоровья (специалист-психиатр).
Показательным мероприятием являются Дни интеграции, организуемые для общественности всего университета. Это ежегодный большой праздник, во время которого все участники обмениваются ценным опытом обучения студентов с ограниченными возможностями, а также обогащают свои знания, принимая участие в практических занятиях. Центр организует спортивные секции для студентов с ограниченными возможностями, что позволяет им принимать участие в спортивных соревнованиях в других вузах.
Студенты с особыми потребностями имеют возможность участвовать в программах, финансируемых Европейским союзом с целью повышения компетенций, необходимых для активного вхождения на рынок труда согласно направлению подготовки. Они также могут постоянно пользоваться услугами Центра профориентации, который готовит их к вхождению на рынок труда.
Последним аспектом инклюзивной деятельности, осуществляемой по отношению к студентам с ограниченными возможностями в нашем университете, а также условием sine qua non, является построение открытого, толерантного общественного климата, климата без стереотипов в сознании университетской общественности и всех представителей местной среды.
Литература
- Европа 2020. Стратегия в области интеллектуального и социального развития. Розничная торговля. http://eurlex.europa.eu/ LexUriServ/ LexUriServ.do?uri = COM:2010:2020:FIN:PL:PDF. Commision of the European Communities, 2000. A Memorandum on Lifelong Learning, Brussels.
- Field J., 2000. Lifelong learning and the new educational order. Trentham Books, Stoke-on-Trent.
- Pluskota-Lewandowska A., 2010. Lifelong learning for inclusion – between theory and practice. Eastern European Countryside, No. 16.
- Sobczak S., Gaik B., 2015. Edukacja inkluzyjna jako proces edukacyjno-wychowawczy realizowany w szkole w interpretacji pedagogiki ponowoczesnej, w: Èlan vital w edukacji inkluzyjnej i profilaktyce kreatywnej, L. Pytka, T. Zacharuk (red.). Siedlce: wyd. UPH.
- Sobczak S., Zacharuk T., 2018. School climate enhancement through teacher emotional involvement, DOI10.21125/iceri.2018.1806, Seville: IATED Academy, s. 3602–3611.
Комментарии
Добавить комментарий