Сманцер Анатолий Петрович (Минск, Республика Беларусь), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и проблем развития образования, Белорусский государственный университет.
Аннотация. В статье анализируются психолого-педагогические закономерности личностнопрофессионально развития будущего учителя, уточняется, переосмысливается и обосновывается специфика их проявления в информационно-компьютерной среде классического университета.
Ключевые слова: закономерность, личностно-профессиональное развитие, будущий педагог, информационно-компьютерная среда, классический университет.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PATTERNS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A FUTURE TEACHER IN THE INFORMATION AND COMPUTING ENVIRONMENT OF THE CLASSICAL UNIVERSITY
Smantser Anatoli Petrovich (Minsk, Repablic of Belarus), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Problems of Educational Development, Belarusian State University.
Abstract. The article analyzes psychological and pedagogical patterns of personal and professional development of a future teacher; the specificity of their manifestation in the information and computer environment of a classical university is rethought and justified.
Keywords: pattern, personal and professional development, future teacher, information and computer environment, classical university.
Успешность профессиональной подготовки специалиста обусловливается не только сущностью, структурой образовательного процесса, но и глубинными закономерностями, обусловливающие его личностное и профессиональное развитие в условиях компьютеризации образования. Возникает потребность выявления специфики закономерного личностного и профессионального развития специалиста в информационно-компьютерной среде.
Для нашего исследования важно уточнить философское, психолого-педагогическое толкование закономерности личностно-профессионального развития специалиста. В «Новой философской энциклопедии» закономерности определяются как «относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития» [7, с. 38]. Основываясь на философском определении закономерности, многие педагоги высшей школы (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, А.В. Батаршев, Логвинов, Л.В. Кондрашова и др.) выявляют суть этого понятия. Так, В.И. Андреев отмечает, что педагогическая закономерность отражает объективные возможности существенного повышения эффективности многих видов деятельности, организуемой в педагогических целях [1, с. 147], а А.В. Батаршев под этой дефиницией понимает процесс развития и саморазвития педагога в ходе решения профессиональных задач, овладение профессиональными компетенциями [2, с. 14].
В педагогических исследованиях проблема закономерностей личностно-профессионального развития педагогов в информационно-компьютерной среде вуза не нашла должного освещения. Обобщив различные подходы к толкованию закономерностей личностно-профессионального развития специалиста, мы остановились на следующей трактовке этого понятия: закономерности личностного и профессионального развития специалиста понимаются как непрерывный процесс изменений его личностных и профессиональных качеств под влиянием социальных изменений, образования, собственной активности, стремления к саморазвитию и самореализации в информационно-компьютерной среде университета.
Цель исследования состоит в обосновании некоторых закономерностей личностнопрофессионального развития специалиста в компьютерно-информационнй среде университета.
Проведенное исследование базируется на психологической концепции личностнопрофессионального развития учителя Л.М. Митиной, в которой особое внимание обращается на развитие интегральных характеристик личности: педагогической направленности, педагогической компетентности, педагогической гибкости [5, с. 24] и понимании профессионального развития учителя «как роста, становления, интеграции и реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, знаний и умений, но главное – как активного качественного преобразования учителем своего внутреннего мира, приводящего к принципиально новому его строению и способу жизнедеятельности» [6, с. 15].
В связи с внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс классического университета происходит слияние традиционных и инновационных способов передачи информации. Фактически создается информационно-компьютерная образовательная среда высшего учебного заведения, которая выступает важным условием и одновременно средством формирования нового ракурса подготовки специалистов. В этой связи важной задачей педагогики и психологии высшей школы является уточнение, переосмысление и обоснование закономерностей процесса личностно-профессионального развития будущих специалистов в соответствии с новыми реалиями в образовании.
Личностно-профессиональное развитие специалиста является долгим и сложным процессом, закономерно зависящим от многих факторов, среди которых выделяется прежде всего социализация личности будущего специалиста, способствующего усвоить социальный опыт и впоследствии активно его воспроизводить, включать в систему социальных отношений. В информационно-компьютерной образовательной среде интернет, компьютерные технологии способствуют интернет-социализации личности, которая помогает будущему специалисту налаживать связи с социальной средой, устанавливать систему личностных смыслов и расширить границы своего опыта. И в конечном счете студенты познают окружающий мир, включаются в социальную жизнь студенчества.
Образовательный процесс закономерно ориентирован на профессиональную направленность студентов на будущую специальность. Опора на эту закономерность способствует осознанию и принятию студентами цели учения как первоосновы профессиональной подготовки, повышению мотивацию учения, стимулированию интереса к техническим наукам. Цели, мотивы и интересы в значительной мере обусловливают успешность учения студентов в информационно-компьютерной образовательной среде университета. Профессиональная направленность рассматривается как система отношений высшего уровня обобщенности, связанная с конечной целью обучения и включающая в себя эмоциональное отношение к профессии, интерес, удовлетворенность и склонность заниматься ею. Будучи обобщенной и интегральной характеристикой внутренней активности студента, она существенно влияет на профессиональную подготовку и ее результаты.
Отличительная особенность закономерности университетского образования заключается в раскрытии общих законов и закономерностей психолого-педагогического знания, которое становится базой для изучения других дисциплин. Фундаментальность педагогической теории проявляется не только в теоретическом, но и в практическом плане, поскольку любое фундаментальное открытие получает дальнейшее продвижение в практическом его воплощении, что вполне можно назвать практической фундаментальностью.
Важный аспект фундаментальности знания заключается в качестве личностного усвоения знаний индивидом, зависящее от личностных целей, способностей, его усилий и условий, которые сложились при усвоении знаний. С методической позиции современной педагогики фундаментальность является желаемой конечной целью качественного усвоения, осмысления, личностного присвоения знания.
В условиях обучения студентов в информационно-образовательной среде особую важность приобретает компетентностный подход, который закономерно расширяет влияние на саморазвитие всех видов жизнедеятельности студентов (познавательной, профессиональной, социальной, личностной) и обеспечивает иную систему оценки их готовности к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.
Приобщение студентов к интеграции учебной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности является закономерной прерогативой деятельности преподавателя высшей школы, который стремится включить будущих учителей в исследовательскую самостоятельную деятельность.
Интеграция учебной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности в информационно-компьютерной среде способствует формированию у студентов целостной картины мира, установлению системно-структурных связей между любыми предметами средствами межкультурного взаимодействия.
Следовательно, проведенное теоретическое исследование позволило установить, что в информационно-компьютерной образовательной среде закономерно предъявляются новые требования к подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, использованию наукоемких образовательных информационных технологий. Для успешной подготовки будущего специалиста в информационно-образовательной среде университета необходимо осознавать и понимать не только сущность, внутреннюю структуру образовательного процесса, но и выявить закономерности, на которых он строится. Было отмечено, что закономерности вузовского процесса обучения под влиянием социально-технического прогресса меняются, совершенствуются, корректируются, формулируются новые. Закономерности отражают объективные, существенные, повторяющиеся связи, которые отражают общий ракурс организации и функционирования процесса познания.
Литература
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
- Батаршев А.В. Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 14–17.
- Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования – М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов и др. – М.: Мысль, 2010. – Т. 2.
Комментарии
Добавить комментарий