Вклад Л.М. Веккера в развитие петербургской школы психологии

Меньшикова Л.В., Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет.

Лев Маркович Веккер является одним из наиболее ярких и выдающихся представителей Петербургской (Ленинградской) школы психологии за всю историю ее существования. Являясь учеником Б.Г. Ананьева, он с самого начала своей исследовательской деятельности активно участвовал в реализации его программы изучения чувственного познания и роли сенсорно-перцептивной организации в развитии человека. Позднее Л.М. Веккер предпринял уникальные в отечественной психологии шаги в направлении создания единой теории психических процессов, которые нашли отражение в его известной монографии «Психические процессы» и ряде более поздних работ. При этом он хорошо понимал, что есть целый ряд принципиальных трудностей на пути создания такой теории. Однако его преданность психологии, хорошо организованный интеллект, научная одаренность и трудолюбие позволили создать стройную концепцию, которая поражает смелостью замысла и глубоко трогает эстетически, поскольку ее автор в своих поисках всегда стремился следовать критериям «внешнего оправдания» и «внутреннего совершенства». Одним из основных стержней его теории является идея единства и целостности процесса психического отражения и познания, единства чувственного и логического. Ему удалось создать оригинальную концепцию, включающую анализ психических явлений от тактильных ощущений до мыслительных и эмоционально-волевых процессов. Л.М. Веккер стремился преодолеть раздробленность отечественной психологии и приблизить ее, осуществив теоретический синтез разнородных на первый взгляд психических явлений, к канонам зрелой научной дисциплины.

Следует отметить, что теоретико-методологические поиски Л.М. Веккера всегда опирались на конкретные экспериментальные исследования, которые охватывали широкий диапазон его научных интересов и создавали надежную базу для обоснованного выдвижения основных идей его концепции. Эти исследования были выполнены его учениками и содержали ценные эмпирические данные о различных сторонах интеллектуального поведения человека. Одной из таких экспериментальных площадок, на которой активно велось изучение интеллектуальной деятельности студентов в контексте теории Л.М. Веккера был Новосибирский государственный технический университет (НГТУ). Опираясь на его теоретическое представления, психологами совместно с преподавателями был разработан комплекс методов обучения и отдельных дидактических приемов применительно к вузовским дисциплинам, в основе которых лежала идея о необходимости формирования механизма координации пространственных и вербально-символических компонентов интеллектуальной деятельности. Эффективность этой системы обучения, основанной на теоретикометодологических положениях концепции Л.М. Веккера, была доказана в целом ряде диссертационных исследований. Теорию Л.М. Веккера отличает выраженный антропологический подход, к рассмотрению ментальной природы человека, свойственный для всех исследования Петербургской психологической школы В своих работах он четко обозначил переход от «человека ощущающего» к «человеку мыслящему, переживающему и действующему» в контексте его жизненных обстоятельств.

Оценивая вклад Л.М. Веккера в развитие Петербургской школы психологии, следует отметить не только важное теоретическое, но и прикладное значение его научных идей. Однако мы вынуждены с сожалением признать, что в отечественной психологии научное наследие Л.М. Веккера до сих пор не было оценено так, как оно того заслуживает. Хочется верить, что его научным трудам, «как драгоценным винам, настанет свой черед». 100-летний юбилей Льва Марковича Веккера – это повод вспомнить те научные сокровища, порожденные его блестящим интеллектом и напряженным трудом, которые он оставил всем нам. Это также повод вспомнить этого удивительного человека, умевшего создавать трепетную атмосферу рождения живой мысли, которая не оставляла равнодушным никого.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

11 дек 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Меньшикова Л.В. Вклад Л.М. Веккера в развитие петербургской школы психологии // Ананьевские чтения – 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 22-25 октября 2019 г. / Под общ. редакцией А.В. Шаболтас, О.С. Дейнека. Отв. ред. И.А. Самуйлова. – СПб.: Скифия-Принт, 2019. – 404 с. – С. 10-11. – 0,11 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки