Петрова Т.Н., Тихонова Э.В.
В отечественной психологии проблема личности всегда являлась центром научных исследований. Её изучением с разных позиций занимались выдающиеся учёные, которых справедливо относят к разряду классиков психологической науки: А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и многие другие. Их труды и идеи отличаются глубиной и фундаментальностью и сохраняют своё актуальное значение по сей день. Но знакомы ли с ними современные студенты, изучающие психологическую науку? С одной стороны, в век информационных технологий многие труды классиков психологии – и дореволюционного, и советского периодов – оцифрованы и размещены в сети Интернет, что делает наследие выдающихся учёных широкодоступным. Но, в то же время, у современной молодёжи преобладает клиповое мышление, что осложняет восприятие больших объёмов текста, имеющего к тому же серьёзную научную нагрузку. Кроме того, начиная с 90-х годов ХХ века, в нашем обществе наблюдается преимущественный интерес к зарубежным психологическим теориям и их авторам.
Задавшись вопросом, насколько хорошо сегодняшние студенты знакомы с классиками отечественной психологии, мы провели микро-исследование в форме анкетирования. Исследование проходило на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. С этой целью нами была разработана анкета, включающая следующие вопросы: 1) Кто изображен на фотографии? (Соотнесите фотографию известного психолога с его фамилией) 2) На Ваш взгляд, кому из психологов может принадлежать данная цитата? (Соотнесите цитату и автора) 3) Соотнесите ученого и теорию, автором которой он является. 4) Соотнесите ученого и название труда, который им написан. 5) На ваш взгляд, сохраняют ли актуальное значение труды классиков отечественной психологии сегодня? 6) С творчеством какого отечественного ученого-психолога Вы хотели бы познакомиться подробнее? И почему? Данные вопросы позволили выявить не просто наличие знаний у студентов, но и их мотивацию к познанию трудов отечественных психологов. В исследовании приняли участие 2 группы студентов с разных факультетов. выборка составила 36 человек: из них 23 человека – студенты 4 курса педагогического направления подготовки, а 13 человек – студенты 2 курса психологического направления подготовки. Анкетирование показало, что большинство опрошенных студентов педагогического вуза узнают по внешнему облику тех отечественных психологов, которые внесли весомый вклад в развитие не только психологии, но и педагогики. К их числу относятся Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин. При этом стоит отметить, что наименьшее число студентов узнало по фотографии Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна. Среди теорий ученых, которые оказались в большей степени знакомыми студентам были: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теория деятельности А.Н. Леонтьева. Наибольшее затруднение у студентов вызвал вопрос о соотнесении психолога с его трудом. Здесь знания студентов разных направлений подготовки разделились. Будущие психологи оказались знатоками трудов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, а будущие педагоги правильно соотнесли труды П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. На наш взгляд, это может быть связано со спецификой подготовки студентов различных направлений подготовки. Исследование показало, что в целом студенты плохо знакомы с творчеством отечественных психологов. Затруднения у исследуемых вызвали цитаты (4%; 8%), теории (26%; 23%) и научные труды ученых (17%; 15,4%). Но при этом в процессе ответов на вопросы анкеты у студентов возникла достаточно высокая мотивация к изучению научного наследия отечественных психологов (74%; 92%).
Таким образом, в результате проведенного исследования, было выявлено, что знания современных студентов об отечественных корифеях психологии отрывочны и требуют целенаправленной работы по их формированию в стенах высшего образовательного учреждения, причём, в первую очередь, со стороны самих студентов. В ходе анкетирования у опрошенных возникла потребность в углублении собственных знаний, что является основой к усовершенствованию работы по ознакомлению с отечественной психологией и ее ведущими представителями.
Комментарии
Добавить комментарий