Баскаева О.В., Пьянкова С.Д.
Экстраверсия и невротизм принадлежат к числу фундаментальных черт личности и описывают стабильные особенности поведения. На протяжении XX в. ни к каким другим личностным конструктам учёные не обращались так часто (De Raad, 2000). Г.Айзенк акцентировал внимание на экстраверсии и невротизме как базовых чертах (Eysenck, 1952) и создал методы их диагностики. В настоящее время эти два конструкта (Big Two) присутствуют практически во всех моделях личности, в том числе пятифакторной – FFM (McCrae, Costa, 2008). Наличие отчасти общего психологического содержания конструктов, диагностируемых опросниками Айзенка и Большой пятёрки, позволяет полагать, что одновременное применение в исследовании этих методов выявит наличие сходных связей. Качество отношений между сиблингами описывается терминами «сиблинговая теплота» (взаимная привязанность и поддержка) и «сиблинговый конфликт» (агрессия, ссоры) (Sanders, 2004; Buhrmester, Furman, 1990). Представляется важным понять, насколько похожими по психологическим качествам считают себя сиблинги, или какова степень идентификации сиблингов друг с другом. В работе приводятся результаты изучения самооценки сиблингов в сравнении с данными партнёру оценками (например, самооценка экстраверсии младшим и оценка младшим уровня экстраверсии старшего). Подобные сравнения позволяют оценить уровень идентификации с сиблинговым партнером: какие психологические особенности приписываются себе и какие при этом – сиблингу.
Гипотезы исследования: 1) самооценки сиблингов и данные партнёру оценки по параметрам экстраверсии и невротизма значимо взаимосвязаны; 2) структура связей этих показателей, измеренных посредством опросников Айзенка и Большой пятерки, имеет сходство. выборка: 122 сиблинга (61 пара), возраст от 24 лет до 51 года. Частота общения в парах была различной, часть сиблингов проживала раздельно. Методики: опросник Айзенка, адаптация В.М.Русалова (1992); Короткий портретный опросник Большой пятерки (Егорова, Паршикова, 2016). Опросники заполнялись дважды: 1) «за себя», результат – самооценки; 2) «за сиблинга», результат – данные партнёру оценки («Представьте, как… ответил/а бы Ваш/а брат/сестра»). Методы анализа данных. Были образованы две подгруппы – старшие и младшие члены каждой пары. Рассматривались самооценки и данные сиблингу-партнеру оценки, отдельно для каждой методики. Взаимосвязи показателей оценивались по коэффициентам корреляции Спирмена. Использовался пакет программ SPSS 18.0.
Результаты. 1. Самооценки старшего и оценки младшего старшим сиблингом. По показателям опросника Айзенка статистически значимо взаимосвязаны: самооценка старшего и оценка им младшего – по невротизму и уровню социальной желательности; самооценка социальной желательности старшего и сделанная старшим оценка уровня невротизма младшего. По показателям Большой пятерки значимо связаны: самооценка старшего и оценка им младшего по невротизму и экстраверсии. 2. Самооценки младшего и оценки старшего младшим сиблингом. По показателям Айзенка статистически значимо взаимосвязаны: самооценка младшего и оценка им старшего по экстраверсии, невротизму и уровню социальной желательности; самооценка социальной желательности младшего сиблинга и сделанная младшим оценка уровня невротизма старшего. По показателям Большой пятерки значимо коррелируют самооценка младшего и оценка им старшего по невротизму.
Выводы. Подтверждены гипотезы исследования. Имеется тенденция к идентификации сиблингов друг с другом. И старшие, и младшие сиблинги приписывают себе и партнеру выраженное сходство по показателям экстраверсии, невротизма и социальной желательности. Использование опросников Айзенка и Большой пятерки выявило наличие сходных связей, обусловленных общностью изучаемых конструктов.
Комментарии
Добавить комментарий