Парадигмы образования студентов по медицинскому уходу

Шивачева Веска Иванова (Бургас, Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Университет «Проф. д-р Асен Златаров» г. Бургас, бул. «Проф. Якимов» 1

Аннотация. В докладе представлены парадигмальные аспекты образования студентов медицинскому уходу. Парадигмальные тезисы связываются с осуществлением личностноцентрированного и компетентностноориентированного обучения, с партнёрством, сотрудничеством, с инновациями и образованием в целях устойчивого развития. Обращается внимание на единство учебной и научно исследовательской деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, парадигми, студенты, медицинский уход.

PARADIGMS OF EDUCATION STUDENTS FOR HEALTH CARE

Shivacheva Veska Ivanova (Burgas, Bulgaria), Doctor of pedagogical sciences, Assen Zlatarov University, Burgas, prof. Yakimov Str.,1

Abstract. The report presents paradigmal aspects of education students for health care. The paradigmal theses associated with the implementation of the training, which is oriented to personality and competency, with partnership and cooperation, with innovation and education for sustainable development. The article draws attention to the unity of teaching and scientific research activities.

Keywords: higher education, paradigms, students, health care.

Университетского образования по медицинскому уходу приобретает новый oблик, который определяется реалиями общественного здоровья, конкретными социально-экономическими условиями, состоянием науки, технологий, культуры, природной среды, конкретными измерениями медицинского ухода. Детерминантами в факториальном плане являются университеты со своими академичными общностями, преподавателями и студентами. Значимая роль университетов, готовящих специалистов по медицинскому уходу, состоит в реализации их функций образовывать и развивать личность студентов, ставя их чрез используемые обучавающие технологии в позицию субъектов учебной и исследовательской деятельности, собственного развития и таким образом подготавливают их быть адаптивными и конкурентоспособными на рынке труда. Сильное влияние на систему подготовки по медицинскому уходу оказывает ориентиры о создания единого европейского пространства высшего образования и форумы Всемирной организации здравоохранения, очерчивающие стратегию здоровье для всех.

Парадигмальные тезисы связываются с осуществлением научнообоснованного личностноцентрированного и компетентностноориентированного обучения, с партнёрством, сотрудничеством, соучастием в деятельности, с инновациями и образованием в целях устойчивого развития.

Личностноцентрированное обучение предполагает, что ведущим ориентиром, основным содержанием и главным критерием качества обучения являются не только знания, умения, функциональная подготовка студентов к исполнению определённых видов деятельности и решению проблем, но и развитие личностных качеств, которые им позволяю быть адаптивными, конкурентноспособными, ставящими и достигающими цели, совершенствующими самих себя и своё окружение. В связи с этим функции университетского преподавателя многообразны и не сводятся только к трансляции научной информации, но и к мотивированию, стимулированию, активизированию осмысленного и продуктивного учения, планированию, организовыванию, коммуникированию, координированию, контролированию, корригированию, формированию, диагностициранию, исследованию, консультированию, прогнозированию и пр.. Эти функции взаимносвязаны и реализовываются только если университетский преподаватель является личностью, способной создавать и развивать личности [1,15], [2,13]. Полезно, чтобы преподаватель стимулировал стремление студентов к раскрытию и развитию своих собственных сил и возможностей, помогал и содействовал созданию адекватных условий. С основанием личностноорентированное обучение связывается с тезисами конструктивизма, в которых визируются условия и ситуации, помогающие студентам создавать знания на основе ранее усвоенного опыта. Применяемые технологии обучения по медицинскому уходу основываются на конструктивизме, а именно: - уделение особого внимания мотивации к учению и усвоением познавательного опыта;

- создание нового знания базируется на когнитивные виды деятельности студентов (анализирование, синтезирование, моделирование, сравнение, обобщение и пр.);
- решаемые учебные проблемы и выполняемые виды деятельности должны быть в контексте более глобальной тематики; быть теснее связаны с жизнью и практикой, не нарушая принципа научности;
- единство учения и исследования;
- поощрение идей и мнений студентов об обучении по медицинскому уходу, в том числе о ходе лекций, семинаров и практических упражнений;
- преподаватель-конструктивист является менеджером, консультантом, а студенты – партнёрами, которые могут со своих позиций внести фрагменты в практические и лекционные занятия, но всегда корректно и в рамках обсуждаемой учебной проблемы;
- стимулирование использования новых и альтернативных источников информации.

В этом смысле парадигм современного образования по медицинскому уходу является его компетентностным ориентированием, относящемся к тем компетенциям, которыми должна овладеть личность, чтобы быть конкурентноспособной на рынке труда.медицинских специалистов [3,39]. Принимаем во внимание ключевые компетенции, которые имеют универсальный характер и обеспечивают качественное исполнение задач: интеллектуальные и социокультурные компетенции, позволяющие принимать решения; владение информационными технологиями; устное и письменное коммуникирование; исследование; проектирование; работа в команде; распознавание различий; учение на протяжении всей жизни и мобильность реальносьтю. Эти компетенции должны быть зафиксированы в виде ожидаемых результатов в учебнных программ.

Отрабатывание схем и алгоритмов при обучении по медицинскому уходу, гарантирующих получение планированных результатов, отражает осуществление соответственных образовательных технологий с применением аудиовизуальные и информационные средств. Целесообразно применяемые реальные и виртуальные эксперименты, групповая работа, проекты, коллоквиумы, казусы, мозговая атака, мультимедиа, Интернет и пр. облегчают мотивированное усвоение учебного содержания. Исследование доказывает, что рациональное сочетание и применение этих методов в единстве с другими традиционными и нетрадиционными способами и приëмами способствует мотивированию студентов, побуждению их проявить свою активность и обратить еë к учению, что имеет особое значение для выступления их как субъектов. Важно, чтобы неделимое единство учебной и научно исследовательской деятельности определяло целостный облик унуверситетского образования по медицинскому уходу. Основывание на единстве преподавания и исследование позволяет студентам разпознавать научные проблемы и открывать научные истины, планировать и проводить научное исследование, толковать данные и доказательства и делать выводы, обогащать познавательный опыт, развивать собственную личность, быть целостно ориентированными на создание новых технологий, на мотивированное учение и творческий поиск в течение всей жизни.

Партнерство, согласованость обеих сторон обучения, их сотрудничество и договоренность при осуществлении интерактивноориентированных технологий требует от преподавателя реального исполнения роли помощника, медиатора, ученого-исследователя [4,150]. Значение имеет соучастие при создании необходимых организационно-педагогических, материально-технических, энергетических и финансовых условий для:

- преподавания и изучения фундаментальных и прикладных наук по медицинскому уходу с учётом соответственных образовательных квалификационных степеней – бакалавр, магистр и образовательно научная степень доктор;
- выполнение исследовательской деятельности;
- оказание услуг.

Нацеленность на медицинское и экологосообразное образование связывается, с одной стороны, с усвоением компетенций по медицинскому уходу, а с другой – с созданием условий для здравоохранного бытия студентов и преподавателей, подразумевающего:

- принятие и признание здоровья как ценности;
- реализация видов деятельности и состояний в соответствии с санитарно гигиеническими нормами;
- реальное достижение хорошего здоровья, удовлетворения жизнью в университете.

Учитывается и образование с целью устойчивого развития, требующее таких образовательных практик и обучающих технологий, которые позволяют студентам усваивать знания, компетентности, манеру поведения и ценностные системы, помогают им действовать, проявлять инициативу и работать как професионалы, заботящиеся о будущем планеты. В заключение необходимо подчеркнуть, что обозначенные аспекты современного университетского образования по медицинскому уходу являются взаимно связанными, взаимообусловленными и взаимопроникающими. Их реализация в единстве благоприятствует получению качественных результатов.

Литература

  1. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография //. – М.; СПб: Нестор-История, 2014.
  2. Рангелова Е. Формиране на гражданина и професионалиста - основна цел на университетското образование. - Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование. С., Екс-Прес-2012, стр.13 - 17
  3. Сманцер А.П. Теория и практика реализации приемствености в обучении школников и студентов. Минск, БГУ, 2014.
  4. Шивачева В. Интерактивни технологии на обучението на бъдещите учители. Г., Екс-Прес-2011.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

27 мая 2016

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Шивачева В.И. Парадигмы образования студентов по медицинскому уходу // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. Москва, 5-8 июля 2016 г. / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2016. – 355 с. – С. 64-67.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки