Шивачева Веска Иванова (Бургас, Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Университет «Проф. д-р Асен Златаров» г. Бургас, бул. «Проф. Якимов» 1
Ключевые слова: высшее образование, парадигми, студенты, медицинский уход.
PARADIGMS OF EDUCATION STUDENTS FOR HEALTH CARE
Shivacheva Veska Ivanova (Burgas, Bulgaria), Doctor of pedagogical sciences, Assen Zlatarov University, Burgas, prof. Yakimov Str.,1
Keywords: higher education, paradigms, students, health care.
Университетского образования по медицинскому уходу приобретает новый oблик, который определяется реалиями общественного здоровья, конкретными социально-экономическими условиями, состоянием науки, технологий, культуры, природной среды, конкретными измерениями медицинского ухода. Детерминантами в факториальном плане являются университеты со своими академичными общностями, преподавателями и студентами. Значимая роль университетов, готовящих специалистов по медицинскому уходу, состоит в реализации их функций образовывать и развивать личность студентов, ставя их чрез используемые обучавающие технологии в позицию субъектов учебной и исследовательской деятельности, собственного развития и таким образом подготавливают их быть адаптивными и конкурентоспособными на рынке труда. Сильное влияние на систему подготовки по медицинскому уходу оказывает ориентиры о создания единого европейского пространства высшего образования и форумы Всемирной организации здравоохранения, очерчивающие стратегию здоровье для всех.
Парадигмальные тезисы связываются с осуществлением научнообоснованного личностноцентрированного и компетентностноориентированного обучения, с партнёрством, сотрудничеством, соучастием в деятельности, с инновациями и образованием в целях устойчивого развития.
Личностноцентрированное обучение предполагает, что ведущим ориентиром, основным содержанием и главным критерием качества обучения являются не только знания, умения, функциональная подготовка студентов к исполнению определённых видов деятельности и решению проблем, но и развитие личностных качеств, которые им позволяю быть адаптивными, конкурентноспособными, ставящими и достигающими цели, совершенствующими самих себя и своё окружение. В связи с этим функции университетского преподавателя многообразны и не сводятся только к трансляции научной информации, но и к мотивированию, стимулированию, активизированию осмысленного и продуктивного учения, планированию, организовыванию, коммуникированию, координированию, контролированию, корригированию, формированию, диагностициранию, исследованию, консультированию, прогнозированию и пр.. Эти функции взаимносвязаны и реализовываются только если университетский преподаватель является личностью, способной создавать и развивать личности [1,15], [2,13]. Полезно, чтобы преподаватель стимулировал стремление студентов к раскрытию и развитию своих собственных сил и возможностей, помогал и содействовал созданию адекватных условий. С основанием личностноорентированное обучение связывается с тезисами конструктивизма, в которых визируются условия и ситуации, помогающие студентам создавать знания на основе ранее усвоенного опыта. Применяемые технологии обучения по медицинскому уходу основываются на конструктивизме, а именно: - уделение особого внимания мотивации к учению и усвоением познавательного опыта;
- создание нового знания базируется на когнитивные виды деятельности студентов (анализирование, синтезирование, моделирование, сравнение, обобщение и пр.);
- решаемые учебные проблемы и выполняемые виды деятельности должны быть в контексте более глобальной тематики; быть теснее связаны с жизнью и практикой, не нарушая принципа научности;
- единство учения и исследования;
- поощрение идей и мнений студентов об обучении по медицинскому уходу, в том числе о ходе лекций, семинаров и практических упражнений;
- преподаватель-конструктивист является менеджером, консультантом, а студенты – партнёрами, которые могут со своих позиций внести фрагменты в практические и лекционные занятия, но всегда корректно и в рамках обсуждаемой учебной проблемы;
- стимулирование использования новых и альтернативных источников информации.
В этом смысле парадигм современного образования по медицинскому уходу является его компетентностным ориентированием, относящемся к тем компетенциям, которыми должна овладеть личность, чтобы быть конкурентноспособной на рынке труда.медицинских специалистов [3,39]. Принимаем во внимание ключевые компетенции, которые имеют универсальный характер и обеспечивают качественное исполнение задач: интеллектуальные и социокультурные компетенции, позволяющие принимать решения; владение информационными технологиями; устное и письменное коммуникирование; исследование; проектирование; работа в команде; распознавание различий; учение на протяжении всей жизни и мобильность реальносьтю. Эти компетенции должны быть зафиксированы в виде ожидаемых результатов в учебнных программ.
Отрабатывание схем и алгоритмов при обучении по медицинскому уходу, гарантирующих получение планированных результатов, отражает осуществление соответственных образовательных технологий с применением аудиовизуальные и информационные средств. Целесообразно применяемые реальные и виртуальные эксперименты, групповая работа, проекты, коллоквиумы, казусы, мозговая атака, мультимедиа, Интернет и пр. облегчают мотивированное усвоение учебного содержания. Исследование доказывает, что рациональное сочетание и применение этих методов в единстве с другими традиционными и нетрадиционными способами и приëмами способствует мотивированию студентов, побуждению их проявить свою активность и обратить еë к учению, что имеет особое значение для выступления их как субъектов. Важно, чтобы неделимое единство учебной и научно исследовательской деятельности определяло целостный облик унуверситетского образования по медицинскому уходу. Основывание на единстве преподавания и исследование позволяет студентам разпознавать научные проблемы и открывать научные истины, планировать и проводить научное исследование, толковать данные и доказательства и делать выводы, обогащать познавательный опыт, развивать собственную личность, быть целостно ориентированными на создание новых технологий, на мотивированное учение и творческий поиск в течение всей жизни.
Партнерство, согласованость обеих сторон обучения, их сотрудничество и договоренность при осуществлении интерактивноориентированных технологий требует от преподавателя реального исполнения роли помощника, медиатора, ученого-исследователя [4,150]. Значение имеет соучастие при создании необходимых организационно-педагогических, материально-технических, энергетических и финансовых условий для:
- преподавания и изучения фундаментальных и прикладных наук по медицинскому уходу с учётом соответственных образовательных квалификационных степеней – бакалавр, магистр и образовательно научная степень доктор;
- выполнение исследовательской деятельности;
- оказание услуг.
Нацеленность на медицинское и экологосообразное образование связывается, с одной стороны, с усвоением компетенций по медицинскому уходу, а с другой – с созданием условий для здравоохранного бытия студентов и преподавателей, подразумевающего:
- принятие и признание здоровья как ценности;
- реализация видов деятельности и состояний в соответствии с санитарно гигиеническими нормами;
- реальное достижение хорошего здоровья, удовлетворения жизнью в университете.
Учитывается и образование с целью устойчивого развития, требующее таких образовательных практик и обучающих технологий, которые позволяют студентам усваивать знания, компетентности, манеру поведения и ценностные системы, помогают им действовать, проявлять инициативу и работать как професионалы, заботящиеся о будущем планеты. В заключение необходимо подчеркнуть, что обозначенные аспекты современного университетского образования по медицинскому уходу являются взаимно связанными, взаимообусловленными и взаимопроникающими. Их реализация в единстве благоприятствует получению качественных результатов.
Литература
- Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография //. – М.; СПб: Нестор-История, 2014.
- Рангелова Е. Формиране на гражданина и професионалиста - основна цел на университетското образование. - Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование. С., Екс-Прес-2012, стр.13 - 17
- Сманцер А.П. Теория и практика реализации приемствености в обучении школников и студентов. Минск, БГУ, 2014.
- Шивачева В. Интерактивни технологии на обучението на бъдещите учители. Г., Екс-Прес-2011.
Комментарии
Добавить комментарий