Александрова Елена Сергеевна (Москва, Россия), старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва. ул.Моховая, д.9, стр.4
Ключевые слова: субъектность, субъектная позиция, нестандартные ситуации, ситуации риска, коммуникативные взаимодействия, экопсихологический подход, образовательная среда.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHOICE TEACHERS SUBJECT POSITION IN UNUSUAL SITUATIONS OF INTERACTION
Alexandrova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), senior researcher, FBSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4
Keywords: subjectivity, subject position, non-standard situations, the risk situation, communicative interaction, еcopsychology, educational environment.
В настоящий момент социально-экономическая ситуация в нашей стране оказала существенное влияние на требования к профессионально важным качествам современных специалистов. Изменения коснулись специалистов как в сфере бизнеса, политики и экономики, так и в сфере образования. От современного педагога требуются не только знания в области профессии, но и наличие таких качеств, которые бы оказывали существенное влияние на эффективность педагогической деятельности. Современный педагог должен творчески мыслить, иметь способность к самообразованию, брать на себя ответственность за принятие и реализацию решений в ситуациях неопределенности и риска.
Возникшее положение в образовательной среде требует поиска новых путей для развития профессиональных компетенций педагогов и психологического сопровождения их деятельности на всех этапах профессионального становления в новых условиях. Такой подход может оказывать позитивное влияние на качество образовательного процесса как в общем плане, так и в отдельных сферах взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В процессе профессиональной деятельности педагогу приходится совершать множество коммуникативных взаимодействий с разными субъектами образовательной среды: учащимися, педагогами, родителями, администрацией и др. Причем каждый субъект представляет собой сложную структуру, взаимодействие с которым имеет серьезный элемент непредсказуемости и требует большой вариативности.
Во всем многообразии коммуникативных взаимодействий с разными субъектами образовательной среды, каждый педагог принимает как субъектную (активную), так и объектную (подчиняющуюся) позицию в зависимости от ситуации. Однако можно предположить, что существует склонность к принятию той или иной позиции, проявляющаяся как индивидуальная черта. В данной работе мы рассматриваем сферу коммуникативных взаимодействий педагога, как один из источников ситуаций неопределенности.
Исследование проводилось в рамках экопсихологического подхода, в котором за основу были взяты отношения «индивид – образовательная среда» и взаимодействие между компонентами этих отношений. В.И. Панов выделяет шесть базовых типов взаимодействий: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный [4,5].
Являясь главными субъектами образовательной среды, педагоги, с одной стороны, создают тип образовательной среды, влияют на ее атмосферу, цели и эффективность их достижении. С другой стороны, они вынуждены соблюдать предписанные правила, заполнять множество документов и выполнять десятки регламентов. Таким образом, педагоги находятся в двойственной позиции: от них требуется субъектная позиция в процессе преподавания и объектная позиция в процессе выполнения регламента системы образования. Целью настоящей работы было экспериментально проверить индивидуальную склонность к принятию субъектной или же объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях педагогов в образовательной, офисной и семейной среде. Мы считаем, что при коммуникативном взаимодействии в образовательной среде педагоги будут занимать наиболее субъектную позицию, чем в офисной или семейной среде.
Для проверки данной гипотезы был выбран «Опросник склонности к принятию субъектной/объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях» М.О. Мдивани [1]. Выбранный нами метод предполагает взаимодействие в ситуациях среднего уровня напряженности. Методика состоит из 25 ситуаций, в которых взаимодействуют партнеры с различным социальным статусом и в различных типах среды – образовательной, семейной, офисной. Испытуемым предлагается отождествить возможное поведение одного из партнеров и одну из характерных поз, предложенных в опроснике. Представленные позы соответствуют следующей вербальной шкале ответов: согласен и подчиняюсь с удовольствием; частично согласен и подчиняюсь по необходимости; не согласен, но подчиняюсь по необходимости; не согласен и не подчиняюсь; не согласен и настаиваю на своем.
В исследовании приняли участие 26 женщин разного возраста – педагоги средней и старшей школы г. Владимира. Анализ средних значений проводился с помощью с помощью t-теста для независимых выборок.
Анализ данных показал, что педагоги чаще выбирают позы, которые соответствуют субъектной позиции во взаимодействии (значимость различий р<0,05) – средний оценка выборов равна 2,95. То есть в соответствии с разработанными вербальными ответами педагоги чаще выбирали позиции: не согласен, но подчиняюсь по необходимости; не согласен и не подчиняюсь; не согласен и настаиваю на своем.
Показатели выбора субъектной позиции педагогов в различных видах сред распределись следующим образом: семейная среда – 3,15; офисная среда – 2,96; образовательная среда – 2,75. Все данные статистически значимы при р<0,05. Как видно из полученных данных, наша гипотеза подтвердилась частично – все значения оказались выше среднего, однако выбор субъектной позиции в образовательной среде оказался самым низким по сравнению с другими видами сред. Такой результат может быть связан с тем, что, во-первых, помимо непосредственной педагогической деятельности, педагогам приходится постоянно сталкиваться с регламентами и правилами, подчинением высшему руководству и Министерству образования. Во-вторых, специфика педагогической деятельности состоит в том, что педагог вынужден все время воспроизводить одни и те же действия, один и тот же учебный материал из года в год, такая деятельность носит репродуктивный характер – выполнения того, что он должен делать. Такие особенности образовательной среды давят на педагога и могут оказывать влияние на выбор позиции при коммуникативном взаимодействии в сторону объектности. Однако у педагогов есть большой потенциал и возможность развивать субъектность в рамках своей профессиональной деятельности. Одним из перспективных вариантов для повышения квалификации педагогов и развития субъектной позиции в рамках коммуникативного взаимодействия в ситуациях неопределенности является программа тренинг-семинара, разработанная Л.М. Митиной, Э.Р. Хабибуллиным [2,3,6].
При анализе различий принятия субъектной позиции в ситуациях разного социального статуса, педагоги показали значимо более низкую субъектную позицию при выборе поз в ситуациях взаимодействия, в которых предполагаемый партнер находится в ситуации более высокого социального статуса (значимость различий р<0,05). В своей профессиональной деятельности педагогам приходится подчиняться высшему руководству и выполнять поручения, которые часто не подразумевают обсуждения. Подобный тип взаимодействия с лицом более высокого социального статуса распространяется на взаимодействия и в других видах сред. В настоящем исследовании перед нами стояла задача проверки индивидуальной склонности к принятию субъектной или объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях педагогов в образовательной среде. Полученные нами данные показали, что педагоги склонны занимать скорее субъектную позицию как в образовательной, так и в других видах сред. Однако наиболее низкий показатель субъектной позиции характерен непосредственно для образовательной среды. Это объясняется тем, что в работе педагога важную роль играет соблюдение правил и норм, подчинение высшему руководству, репродуктивный характер деятельности. В дальнейшем мы видим эффективное использование «Опросника склонности к принятию субъектной/объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях» для проведения диагностики индивидуальной склонности педагогов к принятию субъектной или объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях в образовательной среде.
Литература
- Мдивани М.О. Экопсихологические особенности взаимодействий индивида с образовательной средой: разработка методики /М.О.Мдивани // Российский научный журнал. 2015. – №1, с. 181-190.
- Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – М.; Спб.: Нестор-История, 2014.
- Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. – М.: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2010.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007.
- Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. – 2013. – №3. – с.13-27.
- Хабибуллин Э.Р. Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределенности. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2008.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-06-00171)
Комментарии
Добавить комментарий