Панов Виктор Иванович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва. ул. Моховая, д.9, стр.4
Ключевые слова: информационная среда, отношение «индивид – информационная среда», экопсихологические типы взаимодействия, факт, фактор, средство, условие и объект.
INFORMATION ENVIRONMENT IN THE CONTEXT ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH BY THE DEVELOPMENT OF THE PSYCHE: CONCEPTUAL PREREQUISITES
Panov Victor Ivanovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, chief researcher, FBSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4
Keywords: the information environment, relationship "individual – information environment", ecopsychological types of interaction, fact, factor, agent, condition, object.
Профессиональное и личностное развитие человека в современных условиях уже немыслимо вне коммуникативных взаимодействий с информационной средой. Целью данной статьи является концептуализация информационной среды в контексте экопсихологического подхода к развитию психики, т.е. используя в качестве исходных предпосылок представления о психике как форме бытия, обретающей форму психических феноменов во взаимодействии индивида с окружающей средой (отношение «индивид – окружающая среда), и об экопсихологических типах взаимодействия между компонентами указанного отношения: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектый, субъект-обособленный, субъект-порождающий, субъект-совместный [2, 3].
Исходя из общего определения окружающей среды, под информационной средой понимается совокупность (или система) условий и влияний, обеспечивающих возможность удовлетворения потребности человека в разного рода информационных взаимодействиях с окружающей средой и с представляющими ее людьми (субъектами).
Это может быть удовлетворение потребностей:
- в получении информации (учебной, бытовой, профессиональной и т.д.);
- в получении удовольствия от получаемой или передаваемой информации (когнитивного, интеллектуального, эмоционального, личностного, эстетического, поведенческого, коммуникативного взаимодействия);
- в аффилиации – информационная среда это пространство других субъектов, во взаимодействии (в со-присутствии, в со-бытии) с которыми я могу проверить свои действия и с которыми чувствую себя спокойнее;
- источник удовлетворения неудовлетворенных (или скрытых) желаний;
- виртуальное отреагирование стрессовых ситуаций, страхов, незавершенных действий и т.п.
В отличие от информационного пространства, информационная среда не существует независимо от индивида (группы). Напротив, индивид, исходя из своих субъективных потребностей, выделяет и соответствующим образом структурирует в окружающем информационном пространстве ту его часть, которая отвечает тем или иным его потребностям. Это означает, что он выделяет в информационном пространстве ту его часть, которая отвечает его представлениям и потребностям, образуя с ней общее «пространство возможных взаимодействий» и, наделяя ее объектными и/или субъектными качествами (свойствами), дает ей статус информационной среды в данной ситуации. Образование общего пространства сосуществования индивида и информационной среды позволяет индивиду не только выделять отдельные ее фрагменты, но и наделять их субъектными1, и/или объектными, и/или инструментальными качествами. Удовлетворение или изменение потребностей индивида приводит к изменению выделяемой им информационной среды, к смене информационного пространства или к выходу из него.
Поэтому в качестве одной из концептуальных предпосылок для изучения экопсихологических взаимодействий в разных видах информационной среды выступает отношение «индивид – информационная среда» как частный случай отношения «индивид – окружающая среда», используемое в качестве методологической предпосылки экопсихологического подхода к развитию психики.
В качестве другой концептуальной предпосылки выступает представление о психике как одной из форм бытия, обретающей реальность своего существования (в виде реального, действительного существования психических феноменов и процессов) в процессе и посредством взаимодействия между компонентами отношения «индивид – окружающая среда», в данном случае – «индивид – информационная среда».
Структура информационной среды. В контексте экопсихологического подхода к развитию психики структура информационной среды, как и структура окружающей среды, должна включать в себя, по крайней мере, четыре компонента:
- пространственно-предметный компонент, т.е. совокупность предметов, которые хранят, перерабатывают и передают информацию и с которыми осуществляется информационное взаимодействие (указатели, книги, газеты, телевидение, кино, компьютеры, телефоны и т.д.);
- коммуникативный компонент, т.е. совокупность субъект-объектных и субъект-субъектных коммуникативных взаимодействий, содействующих или же препятствующих получению, переработке или обмену информационно-коммуникативными действиями. За основу фиксации и описания подобных взаимодействий принимается базовая типология экопсихологических взаимодействий (о-о, с-о, о-с, с-обособленные, с-порождающие, с-совместные);
- технологический компонент представляет собой совокупность инструментальных действий (способов, умений, навыков), необходимых для приема, хранения, переработки и обмена информацией (в педагогической терминологии: функциональная грамотность, компетенции, компетентность);
- субъекты информационной среды, т.е. агенты информационных воздействий. В их число входят и квазисубъекты информационных воздействий, т.е. технические информационно-коммуникативные средства, выполняющие функцию информационного воздействия на индивида или партнера по общению и иным информационно-коммуникативным действиям.
Типы взаимодействия с информационной средой. Тип взаимодействия с информационной средой, как и с любым другом видом окружающей среды, определяется тем, в каком качестве она выступает для данного индивида в данной конкретной ситуации (или интеракции):
как Факт – данная информационная среда существует в одном пространстве-времени (хоронотопе) со мной, но мы никак друг с другом не взаимодействуем, я отмечаю ее наличие и не больше. Например, яркий свет от рекламного щита оказывает на меня физическое (световое) воздействие, я воспринимаю его как подсветку, которая мне помогает или мешает. Но я не воспринимаю этот щит как источник информации. Или мне мешает работающий телевизор и я его выключаю или отодвигаю – в обоих случаях я воздействую на объект, но и он (рекламный щит, телевизор) тоже воздействует на меня как на объект – объект-объектный тип взаимодействия;
как Фактор – данная информационная среда воздействует на меня как на объект, вызывая во мне какие-то изменения в физиологическом (например, световое воздействие на сетчатку глаза), в психологическом (учебное или информационное воздействие на познавательные, эмоциональные, поведенческие структуры моего сознания), социальном (изменение социальной позиции или роли) планах – объект-субъектный тип взаимодействия между компонентами отношения «индивид – информационная среда»;
как Условие – данная информационная среда создает возможность совершения данным индивидом каких-то информационных действий. Но эта возможность может быть им использована и реализована, т.е. превращена индивидом в субъективное средство для осуществления информационно-коммуникативных действий, а может быть и не использована. Сосуществуя с индивидом в данной ситуации, информационная среда расширяет пространство возможной реализации его психической активности в форме информационно-коммуникативных действий – субъект-объектный тип взаимодействия между компонентами отношения «индивид – информационная среда»;
как Средство – инструмент (способ, действие), с помощью которого я изменяю что-то вовне (преобразование внешней среды) или в самом себе (преобразование внутренней среды, т.е. моей субъектности как способности быть субъектом чего-то, субъектом активности какого-либо вида: речевой, учебной, коммуникативной, профессиональной и т.п.) – субъект-объектный тип взаимодействия;
как Объект – то на, что направлены мои преобразующие действия с целью его изменения в соответствии со своими целями и представлениями – субъект-объектный тип взаимодействия
как Субъект (квазисубъект) – когда информационная среда наделяется индивидом субъектными качествами (субъектифицируется), обладает способностью воздействовать на индивида не только физиологически (яркость экрана, громкость, излучение и т.п.), но и психологически. В этом, последнем случае информационная среда, оказывая на индивида субъектное (или квазисубъектное) воздействие, изменяет его психические состояния, изменяя состояние его когнитивных, аффективных и даже поведенческих процессов и структур. При этом информационная среда выполняет для индивида функцию партнёра по общению. Но для этого она должна быть представлена ее непосредственными субъектами (можно сказать, «живыми субъектами непосредственного общения) или же, если непосредственно она представлена техническими средствами, такая – технически опосредованная – информационная среда должна быть субъектифицирована индивидом, т.е. наделена способностью выполнять субъектные функции [1]. Тогда, образно выражаясь, индивид общается, например, с компьютером (интернетом) как с «живым собеседником». Поэтому типы взаимодействия между компонентами отношения «индивид – информационная среда» здесь могут быть разными. А именно:
- индивид принимает воздействие от информационной среды и подчиняется ему информационная среда побуждает индивида к ситуативной активности): объект-субъектный тип взаимодействия,
- индивид принимает воздействие от информационной среды, но и сам воздействует на информационную среду, изменяя ее и свое состояние таким образом, чтобы была достигнута некая общая для них цель (а могут ли индивид и информационная среда иметь общую для них цель?): субъект-совместный тип взаимодействия,
- информационная среда так воздействует на индивида, что побуждает его к надситуативной активности, т.е. направленной на такие изменения самого себя (своих состояний и поведения) и информационной среды, когда они начинают образовывать совокупного субъекта совместного действия: с-порождающий тип взаимодействия.
Литература
- Дерябо СД. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
- Панов В.И. Экеологическая психология: опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. 3. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013, №3. – С. 13-27.
Комментарии
Добавить комментарий