Психологический комфорт в семье

Ни для кого не секрет, что благоприятный психологический комфорт в семье необходим для правильного развития ребенка, становления его как личности. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких – мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер.

Основными причинами, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка, являются неправильные взаимоотношения в семье. Конечно никто специально не создает эмоционально – неблагоприятного климата для своего ребенка. Семья живет так, как она привыкла жить, бывает, что поругаются, покричат, обидят друг друга. Ничего страшного в этом нет, но к сожалению, чаще всего, в расчет ребёнка и его чувства не принимаются. Все отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. Даже уныние, скука, апатия, депрессия – при всей их видимой «безобидности» – лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний.

Почему так трудно вернуть хорошее настроение?

Дело в том, что отрицательные состояния поглощают огромное количество человеческих резервов организма. И для восстановления положительного эмоционального состояния нужна компенсация растрат. Это требует времени! А пока создается цепная реакция заражения других людей раздраженностью, нервозностью, так человек выплескивает весь свой негатив наружу.

Большинство родителей не учитывают эмоциональных потребностей ребенка, по сути, игнорируют их. А ведь это ребенку важнее, чем материальные атрибуты достатка. Материальное благосостояние важно для взрослых, для ребенка всё же важнее эмоциональный комфорт, радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. В семье ребёнок получает первый опыт общения. Те дети, которые с рождения воспитываются в детских домах или специализированных интернатах, сильно отстают в развитии в области эмоциональной сферы. Восполнить эти пробелы практически невозможно. Встречаются дети с проблемами проявлений положительных эмоций и в полноценных семьях. Например, когда на ребенка не обращают внимания, ограничиваются лишь необходимым уходом за ним, одевают, кормят, лечат, делая это равнодушно или даже с раздражением. Дети в таких семьях чаще всего нежеланные и являются помехой для родителей. В подобных ситуациях дети реагируют по-разному: одни – замыкаются, другие – погружаются в мир фантазий. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, агрессией.

Особенности семейного микроклимата во многом влияют на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, которые в дальнейшем могут стать определяющими. Необходимо понимать, что ругать нужно поступок, а не ребёнка. Внимательно подходить к таким важным вопросам, как запреты и ограничения. Есть родители, которые убеждены, что обладают правом запрещать или разрешать, а ребенок обязан немедленно повиноваться, а не рассуждать. Часто запреты несут категоричный характер, без попыток объяснить ребёнку почему нельзя. Такой дисбаланс в воспитании не может способствовать развитию благоприятного психологического комфорта. Только когда в семье полное доверие, благодарность и поддержка друг друга, появляются гармония, ощущение внутреннего счастья и истинной свободы. Только в такой семье, ребёнок будет счастлив!

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки