Штоколова Н.И., педагог-психолог МБДОУ № 2 «Малыш» города Мурманска Мурманской области
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. Все чаще в детском саду стали появляться дети с физической формой агрессии как способ добиться своего. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.
Одной из тенденций появления агрессивного поведения является низкое качество общения в семье или оно просто отсутствует, родители постоянно заняты зарабатыванием денег, занимаются своей жизнью, а ребенку предлагают телефон или планшет, чтобы не мешал, в котором ребенок часами играет в стрелялки, гонки и тому подобные игры, что негативно влияет на его психику и вызывают агрессию. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения. Поэтому очень важно правильно выбирать игры, в которые играют дети и дозировать время пребывания за планшетом дошкольника.
Также одной из причин появления такого поведения является негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие) или ее терпимость к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения).
У таких детей часто присутствуют физические наказания, постоянные унижения, оскорбления, игнорирование ребенка. Такой ребенок с удовольствием ходит в детский сад, но невольно проявляет стиль поведения родителей по отношению к другим детям.
Также важной предпосылкой к агрессивному поведению являются индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
Таким образом, доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям, качество общения в семье, характер игр ребенка.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
- формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина, выражать свою агрессию через рисунки. Занятия спортом и зарядка также снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции. Дети с удовольствием играют в подвижные игры: догонялки, прыгалки.
Комментарии
Добавить комментарий