Разделы психологии:
Содержание самосознания и его генезис вызывают большой интерес среди исследователей подросткового возраста, однако, большая часть работ сводятся к изучению отдельных компонентов самосознания подростков. Примером таких работ могут служить многочисленные исследования развития самооценки и уровня притязаний подростков, Я-концепции, зависимости особенностей самосознания от гендерной принадлежности или социальной ситуации развития подростка. Нам же, в свою очередь, представляется интересным изучение самосознания как целостного конструкта, обратиться к внутренним детерминантам, влияющим на структуру самоописаний подростка, выявить взаимосвязь развития самосознания с психологическим возрастом, который задается центральной психической функцией (мышлением) и возрастным психологическим новообразованием (рефлексией).
В своем исследовании мы предположили, что в процессе развития самосознания, освоенные в предыдущие периоды виды деятельности, становятся психологическими инструментами для осознания человеком себя и своего внутреннего мира. Так, если в предыдущие возрастные периоды ведущие деятельности каждого этапа детского онтогенеза – эмоционально-физическое, непосредственное общение с взрослым в младенчестве, предметно-орудийная деятельность в раннем детстве, игровая в дошкольном возрасте – вводят ребенка в полноту окружающей его действительности и создают условия для формирования возрастных психологических новообразований, системно-смыслового содержания сознания, то в подростковом возрасте, когда акцент изучения смещается на собственный внутренний мир, освоенные ведущие виды деятельности могут стать для подростка инструментом развития самосознания. Например, благодаря непосредственно-эмоциональному общению подросток может обнаружить внутренний голос и обрести в своем собственном лице интересного собеседника. Предметно-манипулятивная деятельность, обращенная на себя, становится катализатором для экспериментирования с собственной внешностью или физическими возможностями. Так же и игровая деятельность, внутри которой существует несколько видов (образная, режиссерская, сюжетно-ролевая и с правилами), задает вектор примеривания подростком различных контекстов, позиций, чувств, актуализирует способность идентифицироваться с литературными героями, с различными ролями, режиссировать свое поведение в социальной среде. Таким образом, можно предположить, что в развитие самосознания проходит несколько этапов, на каждом из которых фокус его развития, а так же применяемые подростком инструменты преемственно меняются.
Анализ существующих методик изучения самосознания, исходя из актуальной гипотезы, показал необходимость поиска новых инструментов. Методы стандартизированного самоотчета и ранжирования отдельных характеристик нацелены в большей степени на сбор количественных данных, нежели качественных, что не позволяет получить целостное представление о содержании самосознания подростка, а также этапов его развития.
Нестандартизированные методы, предполагающие наличие открытых вопросов, во-первых, являются трудными и неоднозначными в обработке, а, во-вторых, часто вызывают трудности у подростков. Наш опыт проведения теста М.Куна «Кто Я?» выявил наличие трудностей в выполнении инструкции у большинства подростков. Преобладание шаблонных ответов, скудность характеристик являются проблемой при изучении содержательной стороны самосознания подростка.
В контексте нашего исследования представляется перспективным метод Q-сортировки, оригинальный вариант которого был разработан У. Стефансоном в 1935 году. Во-первых, он позволяет на основании выдвинутой гипотезы создать «облако утверждений» для последующего соотнесения подростком с самим собой. Во-вторых, метод Q-сортировки предполагает не просто оценивание утверждений обособленно, но их сопоставление, сортировку друг относительно друга. Таким образом, создаются условия, требующие большей рефлексивности от респондентов, ведь полностью согласиться или выразить абсолютное несогласие они могут в отношении строго ограниченного количества утверждений.
С целью проверки гипотезы нами сначала были разработаны около ста утверждений, из которых с помощью экспертных оценок и пилотажного исследования отобраны 45, по 15 утверждений на каждый этап актуализации того или иного инструмента развития самосознания (общение с собой, эксперименты со своей внешностью и физическими возможностями, игра в себя).
Получившаяся модификация методики Q-сортировки далее была предложена 104 респондентам – ученикам 5-9 классов средней общеобразовательной школы и лицея с углубленным изучением иностранного языка г. Москвы. На основании полученных данных был проведен факторный анализ и выделены подтверждающие в общем виде гипотезу факторы.