«Профессиональная идентичность психологов»
Раздел 2. Интерпретация результатов эмпирического исследования профессиональной идентичности психологов в различных сферах
Глава 6. Анализ практики развития профессиональной идентичности психологов
В процессе профессионального становления психологи сталкиваются с рядом трудностей, препятствующих успешной профессионализации, а значит, и совершенствованию профессиональной идентичности. Выявление таких трудностей, а также предложение путей их преодоления составляют анализ практики развития профессиональной идентичности психологов
§1. Трудности развития профессиональной идентичности студентов-психологов и пути их преодоления
По данным, представленным в работе Д.А. Кутузовой, спустя пять лет после окончания вуза только 15-17% выпускников продолжают работать по избранной специальности [5]. Что же мешает подавляющему большинству (83-83%) студентов продолжить свой профессиональный путь.
На наш взгляд, объяснением сложившейся ситуации является существование ряда трудностей развития профессиональной идентичности, к которым относятся:
- особенности профессионального развития психолога, по сравнению с представителями других профессий. Предметом его познавательной и преобразующей деятельности является реальность жизни человека в повседневных и экстремальных ситуациях, его переживания, его выборы, поступки и т.п. Получая профессиональную подготовку, студент-психолог не может избежать «проработки» собственной жизненной реальности с профессионально-психологической точки зрения. Это удаётся далеко не каждому и подчас вызывает достаточно сильный дискомфорт [5];
- неверие в себя как в профессионала и некоторое разочарование профессией психолога, которые испытывают выпускники. Это состояние переживается ими как неготовность к самостоятельной деятельности, как ощущение страха перед будущим вообще и профессиональными перспективами в частности [8]. Результаты нашего эмпирического исследования также свидетельствуют о существовании некоторого кризиса профессиональной идентичности выпускников психологических специальностей. Так, в развитии профессиональной идентичности студентов третьего и пятого курсов не наблюдается существенной динамики (они существенно не различаются по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам, а также общему уровню профессиональной идентичности). К тому же у студентов выпускного курса отмечается снижение в оценке престижности профессии.
Результаты исследования В.В. Сараева и И.Н. Забелина, посвященные анализу отношения студентов-психологов к возможности профессиональной самореализации на рынке психологических услуг, позволяют также выделить некоторые трудности [10]:
- низкая оценка студентами возможности трудоустройства по специальности и профессиональной самореализации, что отчасти связано с истинным положением на рынке труда;
- недостаточно высокая оценка работы психологов их потенциальными клиентами (от которой в большинстве своём сильно зависят выпускники в связи с отсутствием профессионального опыта и зрелости), связанная, во-первых, с нематериальностью результатов психологического труда, и, во-вторых, с широким развитием "псевдопсихологии", порождающим неквалифицированных, но многочисленных конкурентов начинающим психологам и существенно влияющим на формирование отношения общества к психологической практике;
- низкая оценка актуальности и престижности профессии психолога;
- низкая оплата труда психолога.
В качестве мер, способствующих развитию профессиональной идентичности и тем самым повышению количества трудоустроенных по специальности студентов-психологов, можно предложить:
- обеспечение обязательного психологического сопровождения студентов-психологов в рамках психологической службы вуза;
- разработку и внедрение программ развития профессиональной идентичности студентов в форме тренингов, учебных курсов и др.;
- организацию и руководство научно-исследовательской деятельностью студентов по созданию и внедрению инновационных проектов по проблеме трудоустройства студентов и выпускников психологических специальностей;
- увеличение внимания к производственной практике студентов-психологов с целью их профессиональной адаптации, повышения интереса к получаемой профессии и профессиональной самооценки за счёт накопления психологического опыта.
Разрешение таких трудностей развития профессиональной идентичности, как низкая оценка студентами актуальности и престижности профессии психолога, низкая оплата психологического труда, осуществимо, на наш взгляд, на уровне государства. К таким мерам можно отнести:
- введение системы лицензирования профессиональной деятельности, повышающего уровень профессионализма, качество оказываемых населению услуг;
- повышение заработной платы специалистам бюджетных организаций;
- расширение рынка психологического труда.
Разработка различных программ, повышающих уровень профессиональной идентичности студентов, является актуальной проблемой для психологов.
Л.Б. Шнейдер на основе собственной модели профессиональной идентичности, в которой воедино связываются три составляющих: Я и дело, Я и другие, образ Я, представила программу развития профессиональной идентичности студентов, включающую в себя 10 тренинговых сессий.
Главной идеей тренинга стала концепция профессиональной идентичности, понимаемой как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определённость, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обуславливается развитием рефлексии [13].
Целью исследования Р.В. Овчаровой является изучение особенностей профессиональной идентичности студентов социономических специальностей, выявление ее динамики и разработка способа ее формирования [6]. Адекватное профессиональное самоопределение и достигнутая профессиональная идентичность, с её точки зрения, определяют правильный выбор профессии и успешное функционирование в ней, экономическую и педагогическую эффективность обучения в вузе. Трудности профессионального самоопределения, становления профессиональной идентичности приводят сначала к нежеланию адаптироваться к условиям профессионального обучения, потере личностного смысла в нем, а впоследствии к профессиональной дезадаптации, профессиональному кризису, профессиональным деформациям и невозможности самореализации. Для сопровождения формирования профессиональной идентичности студентов Р.В. Овчарова предлагает использовать тренинг «Профессиональная идентичность студента». Цель тренинга - выработка каждым участником своего профессионального стиля, осознание своих профессиональных возможностей, определение путей профессионального роста. Тренинг состоит из нескольких этапов.
На первом - основным видом являются упражнения, направленные на повышение уровня профессионального самосознания. На втором - происходит уточнение профессиональной позиции студентов, определение профессионального будущего. Третий этап - осознание своих профессиональных ценностей и принципов, а также уровень своего профессионализма. Завершается тренинг развитием позитивного образа Я, а также уточнением и анализом уровня своей профессиональной идентичности.
Д.А. Кутузова разработала программу «Выстраивание профессиональной идентичности психолога» в рамках психологической службы психологического вуза [5]. Теоретико-методологическими основаниями для построения программы сопровождения «выстраивания» профессиональной идентичности студентов-психологов и молодых специалистов являются: концепция развития высших психических функций и, в частности, зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), подход к образованию взрослых (П. Фрейре), нарративная психология (Дж. Брунер, Д. Макадамс и др.), нарративный подход к практической работе с людьми (М.Уайт, Д. Эпстон).
В качестве предложений по преодолению трудностей развития профессиональной идентичности нами была разработана инновационная модель психологического сопровождения «Центр трудоустройства студентов и выпускников», а также разработана и внедрена в учебный процесс студентов-психологов программа курса на тему «Профессиональная идентичность психологов»[11].
Указанный выше проект предполагает создание студенческого центра по трудоустройству и занятости студентов и выпускников на базе факультета педагогики и психологии РГУ имени С.А. Есенина. Инновационность проекта состоит в создании организованной и управляемой студентами внутривузовской системы психологического сопровождения. Он разработан под нашим руководством проектной группой студентов в рамках конкурса студенческих инновационных работ. Данный проект был отмечен благодарностью Правления общественной палаты при губернаторе Рязанской области в 2007 году.