В 1949 году Э. МакГиннис измерил кожно-гальваническую реакцию испытуемых на появление табуированных слов на экране и выявил, что испытуемые более эмоционально реагируют на табуированные слова, их реакция была медленнее при предъявлении такого типа слов, чем нейтральных. (McGinnies, 1949). Результаты этого исследования стали основанием к изучению проблемы переработки эмоционально окрашенной информации. В последние три десятилетия эта сфера разрабатывалась не только психологией эмоций, но также клинической и дифференциальной.
Существует предположение, что работа когнитивных процессов, связанных с таким типом материала, будет отличаться от переработки нейтральных стимулов. Например, есть подтверждённое мнение, что при быстром последовательном визуальном предъявлении табуированных слов, происходит эффект мигания внимания у испытуемых, если эти слова были на родном для них языке (Colbeck, Bowers, 2012). Этот вопрос также изучался и в другой парадигме, при выполнении заданий на эмоциональный эффект Струпа. В эксперименте использовалась слуховая версия этой методики, оказалось, что при влиянии табуированных слов время реакция на выполнение задачи увеличивается (Bertels, Kolinsky, Pietrons, Morais, 2011).
В исследованиях такого типа используются различные методики, однако, парадигма «проба с точкой» достаточно редка. Впервые эта методика была разработана К. МакЛеодом в 1986 году для изучения внимания и тревожности у людей с эмоциональными расстройствами (MacLeod, Mathews, Tata, 1986).
Испытуемому предъявляется стимул (слова), один из которых эмоционально окрашен (табуированное Слово), другой нет (нейтральное Слово). После короткой экспозиции стимула, он исчезает, и на месте одного из них появляется точка. Испытуемому как можно быстрее, но в то же правильно, необходимо ответить, где располагалась точка после ее предъявления. Выделяют различные пробы: совпадение расположения слова и точки называют валидными, а несовпадение расположения слова и точки – невалидными.
Впоследствии, методика позволяет поймать эффект смещения внимания, который показывает связь между когнитивными процессами.
Ввиду того, что не существует русскоязычных исследований в этой области именно с табуированными словами, мы решили использовать парадигму «проба с точкой», так как она применялась в изучении переработки эмоционально окрашенных словах.
Целью данного исследования стало изучение смещения внимания при переработке табуированных слов в сравнении с нейтральными.
Гипотезы
Мы предполагаем, что при предъявлении табуированных слов испытуемый будет смещать свое внимание в другую часть экрана, а значит, если на месте табуированного слова появится точка, то потребуется больше времени на получения ответа. Если же предъявление табуированного слова и точки не будет совпадать, то испытуемый быстрее справится с таким типом задания, так как он сместит внимание заранее.
Мы выдвигаем следующие эмпирические гипотезы:
- время реакции в валидных пробах для табуированных слов будет больше, чем время реакции в валидных пробах для нейтральных слов.
- время реакции в невалидных пробах для табуированных слов будет меньше, чем время реакции в невалидных пробах для нейтральных слов.
Методика
В эксперименте участвовали добровольцы, в том числе студенты психологического факультета и люди, уже имеющие высшие образование (экономисты, лингвисты, психологи, программисты, историки, философы). Их количество составило 39 человек в возрасте от 18 до 29 (M = 21, SD = 3,6). Основную часть выборки составили женщины – 34 человека.
Материалы
В исследовании использовались табуированные и нейтральные слова. Слова не были взяты из какой-либо базы, но были уравнены по длине. Их количество составило по 5 слов в каждой категории.
Процедура
Основной данного эксперимента стала методика «проба с точкой». На экране появляется фиксационный крест, на который необходимо смотреть, затем появляется сам стимул: либо нейтральное Слово, либо табуированное Слово. После короткой экспозиции Слово исчезает, слева или справа от центра экрана появляется точка. Задача испытуемого заключается в том, чтобы как можно скорее определить положение точки и нажать на соответствующую клавишу, когда он нашел точку.
Испытуемых разделили на 2 группы, одной из них предъявление точки было 50 мс, другой 500 мс.
Исследование проводилось индивидуально для каждого участника на компьютере с использованием определённой программы. Испытуемый выполнял сначала тренировочное задание и, если справлялся с ним, запускалась основная серия эксперимента. По завершении процедуры испытуемому сообщалась настоящая цель эксперимента и выражалась благодарность.
Результаты
В первую очередь были отброшены результаты тех испытуемых, которые совершили наиболее большое количество ошибок, таких было 2 человека (более 50% ошибок). В итоге количество испытуемых составило 37 (в группу, где предъявлялась точка на 500 мс, вошло 19 человек.) Затем были подсчитаны средние значения время реакции для всех типов проб для каждого испытуемого с учетом его ошибок.
Средние значения ВР испытуемых при предъявлении точки на 500 мс:
- Валидные (нейтральные) 0,496 мс
- Валидные (табуированные) 0,505 мс
- Невалидные (нейтральные) 0,523 мс
- • Невалидные (табуированные) 0,456 мс
Средние значения ВР испытуемых при предъявлении точки на 50 мс:
- Валидные (нейтральные) 0,474 мс
- Валидные (табуированные) 0,483 мс
- Невалидные (нейтральные) 0,438 мс
- Невалидные (табуированные) 0,441 мс
Значимость различий между валидными пробами и невалидными проверялась с помощью критерия Вилкоксона. Статистических значимых различий мы не получили ни в одной из групп.
Для испытуемых в группе, которой предъявлялась точка на 500 мс значения были: для валидных проб z = – 0,644 при p = 0,519, для невалидных z = – 0,604 при p = 0,546
Для испытуемых в группе, которой предъявлялась точка на 50 мс значения были: для валидных проб было z = – 0,241 при p = 0,811, для невалидных z = – 1,176 при p = 0,241
Ни одна из предложенных гипотез не подтвердилась. Однако, есть существенные возможности по усовершенствованию методики, на которые в дальнейшем стоит обратить внимание, с нашей точки зрения.
Во-первых, можно предположить, что эффект будет гораздо заметнее, если слова будут предъявляться в паре, например, нейтральное и табуированное, поскольку любое предъявление на экране чего-либо вызывает автоматический интерес у испытуемого, вне зависимости от типа стимула.
Во-вторых, варьировать интервал между словом и точкой. Возможно, необходимо предъявлять маску, для того чтобы след после предъявления слов пропадал.
В-третьих, можно предположить, что эффект смещения внимания возникает, если происходит автоматическая переработка табуированных слов, а именно, если предъявления слова составит около 100 мс.
В-четвертых, большую часть выборки составили женщины, что является недочётом, который мог повлиять на полученные результаты. В таком типе исследований стоит обращать внимание на гендерные различия в восприятии эмоционально окрашенных слов.
Литература
- Bertels, J., Kolinsky, R., Pietrons, E., & Morais, J. (2011). Long-lasting attentional influence of negative and taboo words in an auditory variant of the emotional Stroop task. Emotion, 11 (October 2015), 29–37. doi:10.1037/ a0022017
- Colbeck, K. L., & Bowers, J. S. (2012). Blinded by taboo words in L1 but not L2. Emotion, 12(2), 217–222. doi:10.1037/a0026387
- MacLeod, C., Mathews, A., & Tata, P. (1986). Attentional bias in emotional disorders. Journal of Abnormal Psychology, 95(October), 15–20. doi:10.1037/0021-843X.95.1.15
- McGinnies, E. (1949). Emotionality and perceptual defense. Psychological Review, 56(5), 244–251. doi:10.1037/h0056508
Комментарии
Добавить комментарий