В ситуации стремительно нарастающей сложности и разнообразия жизни – ситуации «ускорения изменений» (А.Г. Асмолов), полифонии методологических дискурсов, многомерности событийного ряда, высокой степени текучести и неопределенности бытия, в условиях неуклонно растущих потоков информации и быстро развивающихся технологий для достижения в определенном виде деятельности профессионального мастерства все более актуальным становится интеллектуальная компетентность специалиста. Анализ работ, посвященных проблеме интеллектуального совершенствования специалистов различных этапов профессионального становления (Г.А. Абрамова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, О.С. Анисимов, Е.Ю. Савин, А.С. Гусева, К.А. Абульханова) позволяет выделить ряд трудностей, препятствующих процессу развития мастерства в профессии. Отметим некоторые из них:
- а) неэффективное профессиональное самоопределение личности. Так, в исследовании Н.В. Кузьминой [4] было показано, что профессионалами высокого уровня становятся примерно 5 % выпускников, у остальных – успехи значительно скромнее. В конечном итоге, это сказывается не только на качестве самореализации в профессиональной области, но и в удовлетворенности жизнью в целом;
- б) отсутствие четкой систематизации специальных способностей, значимых качеств и требований, предъявляемых к профессиональному интеллекту. Для целого ряда профессий практически не изучены так называемые «зрелые» формы интеллекта – совокупность когнитивных и метакогнитивных составляющих, реализующих единство интеллектуального и аффективного, ценностно – смыслового и мотивационного компонентов личности [9]. Не достаточно ясными остаются также и специфические особенности интеллектуальной компетентности в различных профессиях (под интеллектуальной компетентностью понимается интеллектуальный ресурс личности, обеспечивающих высокий уровень достижений в про‑ фессиональной деятельности);
- в) трудности формирования профессионального интеллекта в условиях учебной деятельности;
- г) при планировании профессиональной карьеры специалиста практически не учитываются закономерности онтогенетического развития интеллекта (особенно это важно в контексте дополнительного профессионального образования взрослых людей), что не позволяет создать условия для будущей эффективной реализации в профессии;
- д) относительная «свобода» будущих достижений специалиста от уровня его общего интеллекта, что представляет собой проблему управленческого характера.
Так, результаты проспективных исследований (выборка обследовалась по психометрическим тестам интеллекта задолго до того, как ее представители смогли продемонстрировать реальные интеллектуальные достижения в профессионально-ориентированных видах деятельности) показывают, что коэффициент корреляции уровня интеллекта с профессиональными успехами составляет всего 0,30, а интеллектуально компетентные в конкретной области имеют показатели психометрического интеллекта на уровне средних значений 116 – 120 [4,8,9].
Перечисленные трудности являются актуальными для многих профессий. Не является исключением и профессия психолога. Обзор работ, посвященных профессиональному интеллекту и интеллектуальным особенностям психологов (Г.А. Абрамова, А.А. Бочавер, М.Н. Жукова, Н.П. Локалова и др.), показывают невысокую степень разработанности данной проблемы и, вместе с тем, ее высокое практическое значение для профессиональной подготовки. Представляется, что переход на новый методологический уровень осмысления профессионального интеллекта психолога может быть реализован через анализ феномена культуры [2] – явления, пронизывающего все сферы социального бытия, посредством которого осуществляется диалектика взаимосвязей, взаимопереходов и взаимопревращений объективных общественных отношений в совокупность психологических свойств специалиста. Недостаточная разработанность понятий «зрелых» форм интеллекта психологов, в числе которых особое место занимает категория интеллектуальной культуры, с одной стороны, и необходимость совершенствования методов и форм обучения будущих специалистов, с другой, обусловливают актуальность выбранной для анализа проблемы.
Будем учитывать, что культуру в целом понимают как:
- «систему норм и ценностей», «совокупность знаковых систем», в которых воплощена «память человечества» и «социально значимое творчество»;
- особенности поведения, сознания, деятельности в конкретных сферах общественной жизни;
- фиксированный способ жизнедеятельности отдельного человека или общества в целом;
- личностное новообразование, которое обеспечивает человеку ускорение качественного роста, закрепление новых достижений в этом росте, подготовку к новому росту [1, с.446].
В образовании, где особенно в последнее время идея «культуроцентризма» приобретает конструктивный, преобразовательный характер, речь идет не только о развитии профессиональных качеств и свойств личности будущего специалиста, но и о создании условий для полноценного проявления и развития культурных функций человека и общества. Особая роль в формировании личности будущего специалиста при этом принадлежит профессиональной культуре (Е.Б. Бабошина, Г.А. Балл, А.Ф. Бондаренко, Т.М. Буякас, Е.П. Ильин, Е.И. Климов, Я.Л. Коломенский, Г.М. Кочетов, А.А. Пелипенко, В.А. Пономаренко, Н.С. Пряжников, В.В. Рыбалко, В.А. Семиченко, Н.В. Чепелева и др.) и выступающей в качестве ее неотъемлемой составляющей, психологической культуре (А.Г. Асмолов, Г.А. Балл, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Л.С. Колмогорова, Я.Л. Коломинский, Д.А. Леоньев, А.Б. Орлов, В.В. Рыбалко и др.). Являясь инструментом профессионального самоопределения и субъектной активности специалиста, профессиональная культура выполняет системоорганизующую функцию разноуровневых индивидуально-типологических, мотивационных, эмоционально-волевых, морально-этических, когнитивно-поисковых, операциональных и деятельностно-практических аспектов личности.
В общем виде под профессиональной культурой подразумевается совокупность относительно устойчивых для данного профессионального сообщества комплексов специфических и нормированных способов и форм социального поведения, познания, коммуникации, оценки и символического обозначения объектов окружающего мира. Среди составляющих профессиональной культуры – профессиональная компетентность (знания, умения, навыки, технологии деятельности), стратегии творческой деятельности, педагогические коммуникации, профессиональная интуиция, духовность профессионала (профессиональные и общечеловеческие ценности и высшие смыслы) [2]. По отношению к профессиональной культуре личность специалиста выступает в трех плоскостях: а) как «продукт», осваивающий ее нормы, ценности и технологии профессиональной деятельности и как «потребитель», использующий на индивидуальном уровне ее нормы и правила, типовые способы самоидентификации и самореализации; б) как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры; в) как транслятор культуры, передающий информацию о ее ценностях, нормах, образцах и т.д.
При анализе системы «личность – образование – профессиональная культура – деятельность – мир» особого внимания заслуживают интеллектуальные составляющие профессиональной культуры специалиста и, в частности, его интеллектуальная культура. Содержание интеллектуальной культуры как основательной профессиональной подготовки специалиста, гибкости и адаптивности его мышления, владения необходимыми методологическими представлениями, обеспечивающими ориентировку в изменяющихся условиях научного исследования и управления» было раскрыто в работах И.С. Ладенко, Ю.М. Михеева, А.В. Молодчика, А.А. Иванова, В.К. Пухликова, Ю.И. Зуева, С.Г. Секунданта, П. Тульвисте, Ю.А. Шрейдера и др. Наряду с систематизацией подходов в изучении интеллектуальной культуры (гносеологического, методологического, дидактического, организационного) показана ее роль в эффективном становлении профессионала [5].
Взяв за основу идею И.С. Ладенко о существовании специфического содержания интеллектуальной культуры отдельных специалистов, групп или сообществ [6], приведем контексты понимания интеллектуальной культуры психолога.
Интеллектуальная культура психолога – это: – подсистема профессиональной и психологической культуры, в рамках которой осуществляются трансляция совокупности норм деятельности и ориентиров (нормы-стандарты, нормы-ценности, нормы-идеалы, нормы творческой активности) [2];
- общественно выработанные формы продуктивной интеллектуальной деятельности (культура умственного труда, культура профессиональной деятельности, технологии мыслительной и творческой деятельности);
- инструмент осуществления диалога с различными культурами на уровне субъекта и интеллектуальных систем;
- ценностно-смысловая составляющая интеллектуальной деятельности;
- средство саморазвития и «внутренней самопричинности» направления интеллектуальной активности [1].
Рассматривая интеллектуальную культуру как одухотворенный культурными ценностями саморегулирующийся интеллектуальный ресурс личности, отмечается ее влияние на профессиональную деятельность – на способы эффективной организации интеллектуальной и познавательной активности, особенности профессиональной и межличностной коммуникации с различными субъектами и интеллектуальными системами, умение ответственно и творчески работать с современной инфосредой (включая разнообразные СМИ), готовность непрерывного совершенствования собственных интеллектуальных возможностей.
Основными ориентирами в исследовании интеллектуальной культуры психолога являются:
- Определение интеллектуальной культуры как качественного образования. В данном ключе исследование должно быть направлено на: а) теоретическое обоснование места интеллектуальной культуры в структуре профессиональной и психологической культуры; б) определение структурных составляющих интеллектуальной культуры с учетом специализаций профессиональной деятельности; в) определение совокупности норм мыслительной деятельности (от норм – стандартов до норм – идеалов); г) выяснении возможности целевого развития интеллектуального ресурса специалиста на разных этапах профессионализации.
- Индивидуальное преломление интеллектуальной культуры как подсистемы профессиональной культуры в субъектном опыте специалиста. В этом случае анализу подлежат две составляющие профессионального мышления специалиста: а) совокупность нормативно-компетентностного базиса мыслительной деятельности, являющейся продуктом профессиональной социализации и индивидуального усвоения норм, эталонов и ценностей профессиональной культуры; б) субъектный уровень интеллектуальной активности – комплексное интеллектуально-личностное образование, обеспечивающее единство рациональных и нравственных компонентов мышления и максимально полную реализацию потенциалов личностного развития и «диалогически-творческой» функции деятельности. Исследование может осуществляться в направлении выявления уровня активности, отношений к миру, глубины рефлексивности, субъектной активности, уровня технологической компетентности, творческой активности, развития интуитивного ресурса и пр.
Намеченные подходы реализуется на системном уровне анализа с привлечением номотетического и идиографического методов. Объективные методы позволяют осуществить формализацию мыслительной деятельности специалиста, методы гуманитарного исследования (герменевтический, психобиографический, психосемантический, психолингвистический методы, контент-анализ, анализ продуктов деятельности и проч.) – дополнят «характеристики исследуемого объекта свойствами субъекта», позволят описать механизмы социального происхождения интеллектуальной культуры, феноменологию мыслительной деятельности психологов высокого уровня мастерства, выделить значимые для субъекта профессиональной деятельности составляющие ментального опыта, определить условия совершенствования профессионального мышления.
Разработка интегрированного подхода к изучению интеллектуальной культуры психологов позволит на качественно ином уровне научного видения выделить содержательные особенности мыслительной деятельности специалистов, определить условия совершенствования профессионального интеллекта и стать вкладом в разработку проблемы эффективной подготовки будущих психологов.
Литература
- Бадалова М.В. Декотрі змістовні характеристики інтелектуальної культури психологів / М.В.Бадалова // Проблеми загальної и педагогічної психології. Збірник.науковіх праць Інституту психології ім..Г.С.Костюка АПН Україні// За ред. С.Д.Максименка. – Т.VIII, вип.8. – К., 2006. – С.23–29.
- Балл Г.О. До аналізу ціннісних складових професійної культури особи / Г.О.Балл // Професійна освіта: педагогіка і психологія: Українсько-польський журнал. Х. – К.; Ченстохова, 2008.
- Варфоломеева О.В. Профессиональное становление психолога-психотерапевта. Монография / О.В.Варфоломеева. – К.: ГН «Информационно-аналитическое агентство», 2008. – 428с.
- Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: «модель «интеллектуального диапазона» / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. – 1998. – Т19 №2 – С.61-70;
- Интеллектуальная культура специалиста. – Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1988. – 270с.
- Ладенко И.С.Интеллектуальная культура специалистов и средства ее формирования / И.С. Ладенко // Интеллектуальная культура специалиста. – Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1988. – 270с. – С.14-27.
- Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию / Н.П. Локалова. – СПб.:Питер, 2010. – 176с.
- Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности / Е.Ю.Савин // Психологический журнал. – 2004. – Т.25 №5. – С.50-69;
- Холодная М.А., Берестенева О.Г., Кострыкина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности / М.А. Холодная // Психологический журнал. – 2005. – №1. – С.29;
Комментарии
Добавить комментарий