На сегодняшний день развитие как процесс рассматривается в каждой отдельной научной школе в рамках конкретной методологической парадигмы. Несмотря на разность взглядов, зачастую обнаруживаются пересекающиеся взгляды.
Диалектическая психология исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Таким образом реализуется один из основных законов диалектики – единство и борьба противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания.
Другими словами, единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явления, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового (7, Колташов В.Г. Диалектическая психология).
Описанная взаимосвязь двух основных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей и закон перехода количественных изменений в качественные находит отражение в процессе развития личности, в частности, ребенка. амбивалентность рассматривается как этап в интеграции Эго ребенка, а кризис развития определяет переход на качественно новый этап развития (4, Выготский Л.С. Собрание сочинений.).
Психоаналитические теории также рассматривают вопрос развития как динамическое единство противоположных стремлений. З. Фрейд определял развитие как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти. Позже Фрейд назвал это амбивалентностью. Это понятие было заимствовано Фрейдом у швейцарского психиатра Э. Блейлера, который описывал одновременное существование противоречащих друг другу противоположных чувств, тенденций и установок по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, желание и нежелание, активность и пассивность и т.д.).
На сегодняшний день понимание амбивалентности не сильно изменилось. Большинство словарей трактуют амбивале́нтность (от лат. ambo – «оба» и лат. valentia – «сила») как двойственность отношения к чему-либо, в особенности – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (википедия; 6, Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь).
Психоаналитически ориентированные специалисты, со времен основателя и до настоящего времени, рассматривают развитие личности через призму интеграции амбивалентности, как ресурсообразующего единства противоположностей.
«Теория и практика психоанализа внесли существенный вклад в понимание закономерностей развития человеческих отношений. Пройдя путь от учения З. Фрейда до разработок о ранних объектных отношениях и теории привязанности, психоаналитический подход сыграл важнейшую роль в формировании современных взглядов на ранние отношения матери с ребенком…» (9, Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. (ред. Ромашкевич М.В.), М., 2005.
М. Малер – венский педиатр и детский психоаналитик изучала эмоциональные связи между младенцем и матерью и рассматривала отношения мать-дитя как динамическое единство противоположных стремлений – потребность ребенка в привязанности к матери, с одной стороны, и стремление ребенка к собственной автономии через установление четких границ своего «Я» в этих отношениях – с другой. Этот, очевидно противоречивый для матери и ребенка процесс развития отношений, в терминологии Малер получил название процесса «сепарации-индивидуации».
Успешность разрешения данного конфликта как показатель качества объектных отношений определяется способностью матери выступать для ребенка «надежной базой», ресурсной поддержкой для дальнейшего развития (3, Боулби Дж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности).
Таким образом, основной закон диалектики находит свое отражение в противоречии: с одной стороны – потребность в поддержке, внимании, любви, заботе, а с другой стороны – агрессивная потребность в автономии, самостоятельности.
Способность видеть и чувствовать противоречие характерна для взрослых. Ж. Пиаже считал, что дети в отличии от взрослых не обладают чувствительностью к противоречию.
Взрослый человек, сталкиваясь с двумя противоположными утверждениями, понимает, что одно из них отрицает другое, а значит, надо выбрать, какое из данных суждений является истинным, а какое ложным. Взрослый человек понимает, что нельзя одновременно совершить два взаимоисключающих действия. Взрослый человек понимает, что любой объект не может быть целостно описан с помощью двух антагонистических понятий (то есть, например, этот самый взрослый человек не может быть одновременно полностью добрым и полностью злым).
Дети же в подобных ситуациях противоречия не чувствуют – они его просто не замечают. Они могут сказать про какой-либо объект что-то одно, а потом совершенно противоположное – и не оттого что раскаялись и передумали, а продолжая считать верным и предыдущее высказывание (5, Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинниковая).
В конце 70-х годов XX века отечественным психологом Николаем Евгеньевичем Вераксой, до этого работавшим в парадигме культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева, было предложено несколько революционных идей, которые легли в основу подхода, вошедшего в историю под названием диалектической психологии. Н.Е. Веракса, признавая факты, открытые Жаном Пиаже и подтвержда‑ емые и в собственных оригинальных экспериментах, изменил отношение к ним по двум существенным параметрам (5, Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова).
Отсутствие чувствительности к противоречию является, по мнению Н.Е. Вераксы, сущностным свойством детской психики.
Оно лежит в основе ведущей деятельности ребёнка – игры, структура которой состоит в одновременном удержании свойств реального и нереального мира. Ребёнок в игре в каждом игровом действии совершает поступки, полностью соответствующие законам настоящего мира и полностью соответствующие законам мира придуманного. Он не чередует эти поступки – обе стороны содержатся в любом игровом действии; это является развивающим содержанием игры. Ребёнок не видит противоречия и не мучается этим. Мало того, он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой. Эту способность Н.Е. Веракса назвал диалектическим мышлением и описал структуру такого мышления (5, Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова).
Похожая идея разделения мира ребенка на две части – реального и нереального мира отмечается в работах американского психолога Д.Н. Стерна. Разделение мира на внешний и внутренний происходит посредством языка.
язык коренным образом изменяет мир ребенка, поскольку переструктурирует его. Он подразделяет доречевой опыт на отдельные, резко очерченные категории, делит события во времени на прошлые, настоящие и будущие, расширяет сети ассоциативных связей. Он легко переступает пределы реальности. язык стоит вне непосредственного переживания и отражает его в качестве чего-то отдельного, к чему можно обращаться снова и снова…язык может разделять мысль и испытываемую эмоцию….
Когда в жизнь ребенка входит язык, он создает пропасть между знакомым доречевым миром опыта и новым миром слов…Отныне и навсегда его жизнь пойдет параллельно в двух планах (10, Стерн Д.Н. Дневник младенца: что видит, чувствует и переживает ваш малыш).
Практически все научные неэклектические транслируемые психотерапевтические системы построены на понимании личности клиента как арены борьбы некоторых противоположных устремлений, и выстраивании в процессе психотерапии такой личности, в которой эти потребности не будут уничтожены, а сумеют реализоваться без взаимоуничтожения. Но это и есть применение диалектического опосредствования в психотерапевтических целях. В данном случае речь идёт о диалектическом мышлении психотерапевта, которое является средством понимания души клиента (5. Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова).
Таким образом, мы видим принципиально важные концепции развития в диалектической психологии и психоанализе весьма похожими, что находит свое отражение в неофрейдизме – соединение психоанализа с социологическими теориями и, прежде всего с марксизмом. «Диалектический материализм и психоанализ» Вильхельм Райха является одним из наиболее важных документов молодого фрейдо-марксизма. Отто Фенихель своей работой «Психоанализ в качестве ядра будущей диалектическо-материалистической психологии» внёс важный и проясняющий вклад в разрешение проблемы объединения марксизма и психоанализа.
Но ярче всего, соединение психоанализа и диалектической психологии становится очевидным в определении «эгоиста» у Э. Фромма:
Быть эгоистом – значит, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто имеет меньше. Но я вынужден подавлять эти чувства, чтобы изображать из себя (перед другими, как и перед самим собой) улыбающееся, разумное, искреннее и доброе человеческое существо, каким старается казаться каждый. (11, Фромм Э., Иметь или быть).
Таким образом, ограничив или подавив собственные чувства, потребности и желания мы заплатили за возможность жить и быть в обществе.
Такова цена социализации…
Литература
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997.
- Боулби Дж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности. Лондон. 1988.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. – М., 1983.
- Диалектическая психология / А.К. Белолуцкая, Е.В. Воробьева, Е.В. Глядешина, С.В.Горохов, И.И. Дубинина, Е.Е. Крашенинников; Под ред. Е.Е.Крашенинникова. – Уфа, 2005. – 116 с.
- Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь – 3-е изд., 2002 г.
- Колташов В.Г. Диалектическая психология, Интернет-издание, 2005. – 65с.
- Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова М., 1989.
- Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. (ред. Ромашкевич М.В.), М., 2005.
- Стерн Д.Н. Дневник младенца: что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер с англ.М.:Генезис, 2001. – 192с.)
- Фромм Э. Иметь или быть. Перевод Н. Войскунской, И. Каменкович, Е. Комаровой, Е. Рудневой, В. Сидоровой, Е. Фединой, М. Хорькова, М.: АСТ, 2000г.
- Klein M., Heimann P., Isaaks S., Riviere J. Developments in psychoanalysis. – London: The Hogarth Press, 1952.
- Winnicott D.W. Plaing and Reality. London: Tavistock Public., NewYork: Basic Books
Комментарии
Добавить комментарий