«Методика многостороннего исследования личности»
Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
Этот аспект исследований приобретает особое значение в тех случаях, когда деятельность протекает в условиях эмоционального стресса, обусловленного выраженной напряженностью трудового процесса и высокой ответственностью, поскольку поведенческие реакции при эмоциональной напряженности и реакции на угрозу определяются главным образом особенностями личности (Р. Лазарус, 1970).
С этой точки зрения представлялось целесообразным исследование зависимости между индивидуальными особенностями, выявляемыми с помощью методики многостороннего исследования личности, и успешностью деятельности специалистов водного транспорта. При этом речь шла не о профессиональном отборе, а только об изучении связи особенностей личности и качества психической адаптации, обусловливающей успешность деятельности.
Было проведено исследование ведущих специалистов морского флота-судоводителей и одной из ведущих профессий берегового обслуживания - диспетчеров судов (Ф.Б. Березин, Р.М. Калитина, Л.И. Лурье, Л.М. Мацевич, 1972).
У изучаемого контингента эмоциональная напряженность труда обусловлена, в частности, ответственностью за безопасность движения, сложностью навигационных и метеорологических условий, особенностью режима работы (вахтенная служба) в связи с фактором «биологических часов».
Плавающему составу дополнительные психологические требования предъявляет неизбежное в условиях судна постоянное пребывание в рамках замкнутого коллектива, так как характер взаимодействия с другими индивидуумами в малых группах определяется личностными особенностями. Наконец, преимущественно индивидуальные психологические особенности определяют поведение человека в экстремальных условиях аварийных ситуаций.
суждение об особенностях личности испытуемых основывалось на результатах комплексного обследования, включавшего наряду с методикой многостороннего исследования личности клиническое исследование и применение ряда психологических и физиологических методик. Успешность профессиональной деятельности судоводителей характеризовалась коэффициентом успешности (КУ), который представлял собой статистическую величину, включающую независимую оценку судоводителями друг друга, оценку судоводителей специалистами мореплавания (по методу независимых судей), скорость продвижения по службе, объективные данные отдела кадров и морской инспекции.
Различные по успешности группы судоводителей обнаруживали и существенные различия в особенностях личности, оцениваемых по усредненному профилю. Усредненный профиль группы с наиболее высокой успешностью (средний КУ - 71) характеризовался особенностями, отражающими такие черты, как устойчивое чувство ответственности, стабильность поведения, высокий уровень активности и стремление осуществлять руководство. Лица, входящие в эту группу, отличались также решительностью, техничностью и умением хорошо контролировать свое поведение. Более низкая, но все же превышающая средний уровень успешность была отмечена в группе, усредненный профиль которой отличался от описанного главным образом особенностями, отражающими меньший уровень активности и меньшую решительность при сохранении и даже усилении особенностей профиля, характеризующих высокий уровень ответственности и склонности тщательно продумывать различные варианты решения.
Успешность ниже среднего уровня отмечалась в группе лиц, усредненный профиль которых отражал снижение способности учитывать в своем поведении принятые нормы поведения, недостаточную реалистичность и склонность относить свои затруднения за счет некомпетентности или недобросовестных действий окружающих.
Эта последняя тенденция в усредненном профиле лиц наиболее низкой успешности сочетается с особенностями, отражающими склонность к эмоциональным колебаниям, смене тревожности неоправданным оптимизмом, склонностью к уклонению от социальных контактов и социальных обязанностей.
Наибольший интерес с точки зрения психогигиены представляла оценка успешности деятельности тех судоводителей, у которых определенные особенности личности были акцентированы, поскольку можно было предполагать, что у акцентированных личностей зависимость успешности деятельности от личностных особенностей выявляется наиболее четко. Кроме того, в тех случаях, где акцентированные черты личности снижают эффективность деятельности, сложившаяся ситуация может приводить к нарушениям психической адаптации. Наиболее высокий коэффициент успешности (66%) в данной выборке отмечался у лиц с такими особенностями профиля, которые свидетельствуют об акцентировании чувства ответственности, высокого уровня внутреннего стандарта и тревожности, что, возможно, обеспечивает состояние бдительности. Однако в тех случаях, когда эти качества сочетались, с нарушением социальной адаптации, успешность деятельности резко падала (КУ - 44).
Низкий уровень успешности профессиональной деятельности отмечался также у акцентированных личностей с ригидным мышлением, подозрительностью, торпидностью эмоций, формированием недостаточно обоснованных, но трудно корригируемых точек зрения (КУ - 49) и у лиц, которым свойственно сочетание высокой активности и некоторой демонстративности поведения, приводящей к принятию быстрых решений (иногда с недооценкой сложности ситуации), с тревожной мнительностью, обусловливающей возникновение последующих сомнений.
При исследовании диспетчеров речных и морских портов наиболее низкая успешность деятельности отмечалась в группе, усредненный профиль которой отражал такие черты, как стремление прежде всего произвести благоприятное впечатление на исследователя, недостаточную гибкость мышления и недостаточное умение изменять свою позицию в меняющейся ситуации.
Усредненный профиль группы, объединяющей диспетчеров со средней и высокой успешностью, характеризовался чертами, отражающими серьезность, высокий уровень ответственности, склонность к тщательному взвешиванию решений, готовность к внезапному осложнению ситуации.
У диспетчеров морских портов усредненный профиль группы с наиболее высокой успешностью характеризовался более высоким уровнем активности и социальных контактов, наибольшей гибкостью, стремлением к руководству, основанному на своевременном получении информации.
Помимо этого, было проведено изучение с помощью методики многостороннего исследования личности динамики состояния судоводителей и других представителей командного состава судна в начале и конце двухмесячного рейса и повторное исследование диспетчеров речных портов в начале навигации и в последующий период. Судя по результатам исследования у большинства моряков в течение этого рейса не возникало каких-либо неблагоприятных психических изменений, а отмечалось сглаживание акцентированных характерологических черт и улучшение социальной адаптации. Аналогичные изменения наблюдались в процессе адаптации к условиям навигации у диспетчеров речных портов. Полученные данные позволяют считать, что эта Адаптация происходит главным образом за счет повышения активности и снижения тревожности, по-видимому, до уровня, обеспечивающего устойчивую деятельность.
Полученные данные подтверждают наличие связи между особенностями личности и успешностью профессиональной деятельности. Определенные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации к деятельности могут оцениваться с помощью применявшейся методики.