в раздел Оглавление
«Методы структурной психосоматики»
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Методология и техника работы.
Анализ терапевтических случаев
ГЛАВА V
Уровень значения и уровень выражения
5.5. Принцип иерархии
сингулярность «+О» сингулярность «n+0»
…….. ……….
n-ный уровень n, m-ный уровень
……. ……..
сингулярность «-0» сингулярность «n-0»
К шагов
сингулярность « n, m... j+0»
……. ……..
К шагов n, m ...j-ный уровень
К шагов К шагов
сингулярность «n, m...j-0»
Здесь необходимо отметить несколько важных моментов, позволяющих, во-первых, использовать принцип иерархии в качестве нелинейного метода решения самых разных задач, и, во-вторых, обсудить некоторые психосоматические аспекты фрактальной иерархичности мироустройства.
Разбивание данного уровня на подуровни «вниз», в принципе, может быть проведено до бесконечности. В разрезе структуры человеческого существа это значит, что в рамках любого логического уровня организации мы можем последовательно выделять его более «тонкие» аспекты, детально анализируя структуру отражения-отреагирования. К примеру, уровень карт может быть разбит на градации по степени общности соответствующих комплектов; далее такое разбивание может быть продолжено на сколь угодно большое количество шагов - к примеру, буддистская традиционная психология, склонная к выявлению тончайших нюансов психических состояний, выделяет 6400094080 подуровней[1].
У нас есть основания предполагать, что на «атомарном» уровне организация психосоматически представляет собой не-оппозиционное единство дискретности и непрерывности, такое, что, во-первых, в пределе подуровней бесконечно, а во-вторых, между ними все-таки сохраняются сингулярные переходы.
Наличие этих сингулярных точек является вторым важным моментом. То, что сингулярности существуют и внутри уровней, приводит к простому выводу: любое «вертикальное» изменение состояния - психосоматики человека или произвольной организации структурного феномена Универсума - связано с рядом качественных скачков разной степени значимости. В конце концов, именно наличие таких сингулярностей позволяет говорить о различных стратегиях, различных картах и т.д. в том смысле, как это делается в настоящей книге:
любой структурный феномен может разрастаться «вширь», вдоль занимаемого им структурного подуровня, но при этом он четко различим, поскольку «по вертикали» отделен от других сингулярными переходами[2]. С другой стороны, обобщение подуровней, т.е. переход «вверх», не может происходить неограниченное число раз. Такой переход ограничен, во-первых, сингулярностью «+0» данного мира (в том смысле этого слова, который мы определили в этой книге), а во-вторых, числом возможных миров, ограниченным числом существующих фрактальных баз. Развертывание фрактала каждый раз происходит от базовой матрицы мира к периферии, а не наоборот - с полным повторением на каждом уровне и подуровне базового принципа развертывания. Например, в мире антропосферы мы всюду найдем семиричное строение уровней, причем общая закономерность такова, что сингулярные точки всегда открывают доступ «вверх» и «вниз».
С точки зрения человеческого существа, мы можем выявить только следующие «высшие» уровни: уровень семьи, уровень рода, уровень этноса, уровень Нолю, уровень Активного Сознания[3].
Каждый из этих уровней имеет множественное разбивание, поэтому мы однозначно можем сказать, что, точно так же как существуют разные индивиды или разные этносы, должны существовать и разные носители Активного Сознания, отличные от вида Homo, но равные с ним с точки зрения базовой матричности того мира, который мы, в соответствии с нашим антропоцентризмом, называем антропосферой. Биологическое происхождение здесь не является определяющим: два представителя равнозначных типов Активного Сознания могут быть совершенно различными биологически; с другой стороны, человек в состоянии «сянь» и «обычный» человек биологически, в смысле видового происхождения представляют собой «одно и то же». Разница между ними - структурного порядка, и она определяет все.
Метод, базирующийся на принципе иерархии, в разрезе структурного анализа любых феноменов Универсума, достаточно прост: он заключается в выявлении «высшего» принципа при переходе к более общему уровню или в рассмотрении подчиненных феноменов с позиций закономерности уже известного уровня - в зависимости от задач, стоящих перед исследователем. Это значит, что человеческое существо как индивид следует рассматривать в контексте семьи, семью - в контексте рода и т.д. Человечество следует рассматривать в контексте Активного Сознания как такового, формой реализации которого оно является. С другой стороны, рассматривая подуровни (например, уровня карт), мы можем быть абсолютно уверены, что закономерности, справедливые для всех семи уровней сознания и для карт как таковых, будут справедливы и для любого подуровня, для карт любой степени общности (т.е. топологически, к примеру, они будут представимы подобным образом, но при этом более общие карты будут нести черты в том числе седьмого логического уровня (они связаны с отражением убеждений, отражающих аспекты Абсолюта), а более конкретные - черты и первого логического уровня, поскольку они связаны с отражением и обобщением единичных фактов. Метод иерархического анализа применим и полезен всегда, но особенно он важен в двух случаях:
- как метод проверки концептуальных положений, выявленных на изучаемом уровне организации; так, если мы пришли к определенным выводам относительно природы человеческого существа как индивида, эти выводы должны следовать из «высших» иерархических уровней - уровня семьи, рода и т.д.: если при переходе к ним они «исчезают», то, значит, на уровне индивида являются всего лишь флюктуацией; по сути, именно таким образом мы и можем отличить «патологию» от «нормы».
- метод анализа «подчиненных» феноменов, которые в обязательном порядке должны сохранять видовые черты изученного уровня; если этого не наблюдается, то либо наше наблюдение не точно, либо феномены, которые мы посчитали связанными иерархическими узами, относятся, на самом деле, к разным структурным группам (например, мы приняли процесс за стратегию и т.п.).
[1] В соответствии с раннебуддистской традицией абхидхармы. В более зрелый период центр тяжести исследований буддистской психологии был перенесен в область более общих вопросов: отношений субъекта и объекта, проблем «омраченности» и «просветления» и т.д.
[2] В этой книге мы не задавались целью анализировать содержание подуровней логических уровней сознания - это задача дальнейших исследований. Из общих соображений представляется, что такой анализ уровня убеждений и, в особенности, более глубоких уровне может дать нетривиальные и практически значимые результаты.
[3] В том случае, если мы считаем, что человеческое существо обладает фенотипом индивида, а не более усеченным фенотипом особи. «Личная эволюция» предполагает переход от одного фенотипа к другому, активизацию незадействованных зон генома - это означает также и иерархический переход. Человек, реализовавший в себе фенотип рода, соответственно, «становится» на уровень «родовых феноменов», а реализовавший в себе тип Адама - на уровень феноменов Активного Сознания - тогда для него и становится доступной антропосферная сингулярность «+0» и переход в «высший» мир, к состоянию сянь. Это замечание очень важно с точки зрения практики «личной эволюции».