«Психотехника парадокса»
Раздел 4
КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В литературе, посвящённой психотерапии, немало описаний различных случаев, однако нелегко найти какой-либо труд, содержащий описание того, когда можно и нужно применять парадоксальные интервенции. Представленные в данном разделе указания мы сформулировали, исходя из собственного опыта, а также из опыта других терапевтов, применяющих парадоксальные техники. Кроме того мы сделали выводы из анализа клинических случаев и теории, касающейся парадокса.
Вопрос, заключённый в названии данного раздела, является вопросом о типе пациентов, проблем и ситуаций, восприимчивых к парадоксальным интервенциям. Мы могли бы с самого начала заявить о том, что парадоксальные техники находят применение почти в каждой ситуации, подобно тому, как некоторые говорят о поведенческой терапии. Универсальность парадоксального подхода очень убедительно представлена в книге Джея Хейли «Необычная терапия. Терапевтические техники Милтона Эриксона» (1973). Эриксон доказал, что с помощью гипнотического парадокса можно эффективно лечить очень многие нарушения. Однако кажется, что парадоксальный подход в определённых ситуациях является более подходящим методом лечения, нежели в других. В наших рассуждениях мы сконцентрируемся на тех пациентах, проблемах и ситуациях, в отношении которых парадоксальные методы следовало бы признать лечением по выбору. Кроме того существуют многочисленные случаи, в которых терапевт может решиться на проведение парадоксальной терапии, чтобы лечение оказалось более быстрым и эффективным. Прежде чем мы перейдём к типам пациентов, восприимчивых к парадоксальной терапии, нам бы хотелось написать пару слов о требованиях к терапевту. Независимо от того, в какой мере данный случай подходит для лечения парадоксом, очень важно, чтобы терапевт умел мыслить циркулярно и парадоксально. Процесс мышления подобного рода мы описываем в первых трёх разделах. Терапевт должен уметь:
- относится к симптому как к орудию изменения;
- видеть позитивные функции симптома (напр., гарантирование заботы, охраны, близости, стабильности и т.п.);
- понять, почему используемая пациентом система координат не позволяет решить проблему.
Если терапевт применяет парадоксальные техники, и при этом он неспособен к парадоксальному пониманию проблемы, шансы на успех его интервенции не велики. Парадоксальное мышление является специфическим процессом, оно тесно связано с теорией коммуникации и теорией систем.
Один из основных принципов психопатологии гласит, что диагноз и лечение всегда должны идти в паре. Данное правило ,выводится из традиционного медицинского диагноза, ведущего к традиционной терапии. Сами мы не рекомендуем, но и не осуждаем использование медицинских диагностических категорий. Терапевт, применяющий парадоксальный подход, не получит от них большей пользы. В то же время мы считаем, что необычайно важна парадоксальная интерпретация паттерна данной проблемы. Мы стараемся описать проблему, а не обозначать её с помощью ярлыка. Однако большинство из нас в ходе обучения научились мыслить категориями диагностических единиц. Этот общий способ мышления представляет нам основу для коммуникации, хотя и является очень упрощённым.
Анализируя литературу по данному предмету, Стентон (1981 в, стр. 368-369) отметил, что парадоксальный подход оказался эффективным при решении различных проблем. К ним относятся: проблемы переходного возраста, старения, алкоголизм, анорексия и нарушения аппетита, тревога, астма, антисоциальное и преступное поведение, эмоциональные проблемы у детей, плаксивость, депрессия, головокружение, наркомания, недержание кала, энурез, гомосексуализм, истерическая слепота, пиромания, кризис идентичности, побеги из дома, супружеские проблемы, ожирение, обсессивно-компульсивное поведение, навязчивые мысли, хроническая боль, паранойя, фобии, послеродовая депрессия и психоз, преждевременные роды, страх перед публичным выступлением, шизофрения, проблемы с учёбой и прогулы, сексуальные проблемы, нарушение сна, заикание, склонность к суициду, чрезмерное потоотделение, приступы злости, сосание большого пальца, шум в ушах, рвота, боли в желудке, а также проблемы на работе. Естественно, помимо всего этого, лечение парадоксом применяется в семейной и брачной терапии, где упомянутые диагностические категории не находят никакого применения. Из представленных данных трудно сделать какой-либо вывод относительно того, когда следует применять парадоксальный подход. Основываясь на них, а также основываясь на трудах Эриксона, можно лишь судить о том, что данный подход находит широкое применение.
ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
Существует несколько практических методов оценки пригодности данного пациента или же семьи для лечения парадоксом. Одним из них является ознакомление с историей лечения пациента. Мы считаем, что подходящими кандидатами на парадоксальную терапию являются «терапевтоеды» и «терапиоманы». Терапевтоеды - это лица, имеющие на своём счету множество пройденных терапий, из которых ни одна не принесла желаемого результата. Пациент такого типа, не скрывая удовольствия, рассказывает о том, насколько некомпетентными были предыдущие терапевты или же как плохо они к нему относились. Терапиоман, в свою очередь, живёт лишь затем, чтобы раз в неделю посетить терапевтический сеанс. В ходе лечения он переживает взлёты и падения, однако в конце лечения никакого видимого улучшения у него не наблюдается. Как терапевтоеды, так и терапиоманы оказывают в ходе лечения сильное сопротивление. Они могут декларировать желание получить помощь, но в действительности всегда саботируют действия терапевта.
У таких пациентов терапия стала частью проблемы, а не частью её решения. Они часто проецируют на терапевта собственную ответственность за проведение изменений. С точки зрения теории систем терапевт иногда присоединяется к системе таким образом, что своими действиями содействует поддержанию проблемы. К примеру, терапевт, не обученный системному подходу, может заключить союз с родителями подростка, демонстрирующего поведение типа acting-out.
В этом случае существует опасность, что проводящий терапию специалист начнёт тиражировать стратегии, применяемые родителями, с целью обретения контроля за ребёнком. Присоединение к терапевтоеду или терапиоману, независимо от того, личность это или же целая система, требует специальных действий. Прежде всего, терапевт должен заявить о своём бессилии в отношении пациента.
К сожалению, в начале терапии мы не всегда имеем доступ к истории лечения пациента. Некоторые скрывают правду о предыдущем лечении. Иногда люди вообще не признаются, что проходили какое-либо лечение. В других случаях они заявляют, что предыдущая терапия была «превосходным» или же, развивающим опытом; она не помогла им решить ни одной проблемы, но пациенты хоть как-то хотят оправдать затраченные на неё время, усилия и средства.
Некоторые лица информируют нас о том, что в предыдущих местах лечения на них были заведены медицинские карты, но получение этой документации растягивается на недели, а когда наконец мы получаем эти бумаги, оказывается, что чего-то недостаёт, или же что содержащаяся в них информация настолько неясно сформулирована, что она оказывается совершенно бесполезной. Терапевт должен сам решить, является ли данный пациент подходящим кандидатом на парадоксальную терапию.
СОПРОТИВЛЕНИЕ И ХРОНИЧНОСТЬ
Существуют два взаимосвязанных континуума, по которым можно оценивать пригодность парадоксальных техник для данного случая: 1) континуум сопротивления, простирающийся от большого желания сотрудничать до нежелания сотрудничать или же полного отказа от сотрудничества; и 2) континуум патологии, где на одном конце находятся лёгкие нарушения (напр, кратковременные и невротические), а на другом - тяжёлые нарушения (напр, длительные и психозы). Как следует из литературы, а также из нашего собственного опыта, парадоксальные техники оказываются наиболее полезными на том пространстве континуумов, которое соответствует сильному сопротивлению тяжёлому нарушению (см. Сельвини-Палаццоли и др., 1978; Росен, 1953; Стентон, 1981 в). Однако нами было замечено, что помимо этого парадоксальные стратегии ускоряют прохождение изменений на отрезках, представляющих желание сотрудничать/лёгкие нарушения. Они оказываются уместными в случае хронических проблем, на которые иногда по этой причине навешивается ярлык тяжёлых.
Термин «тяжёлые нарушения» не совсем соответствует диагностическим категориям. В вопросе остроты проблемы мы соглашаемся с позицией Уикленда (1974). Он констатировал, что долгосрочные проблемы не тяжелее других проблем, это просто проблемы, к решению которых неоднократно подходили несоответствующим образом. Согласно его определению, нарушения, трудно поддающиеся лечению (тяжёлые и хронические) - это такие нарушения, в которых выступает сильная петля положительной обратной связи, и которые усиливаются социальным контекстом. В таких ситуациях показана парадоксальная интервенция, т.к. она разрывает петлю обратной связи, поддерживающую проблему. Резюме: парадоксальные интервенции оказываются наиболее пригодными в случае сопротивления, хронических проблем и тяжёлых нарушений.
ОЦЕНКА СОПРОТИВЛЕНИЯ
Чтобы оценить силу желания к проведению изменений y нового пациента, терапевт даёт ему домашнее задание. Первые задания являются непосредственными и лёгкими. Терапевт просит пациента «примерить на себя» дома различные типы поведения, которые могут помочь в решении проблемы (см. Хейли, 1976). Если порученное задание будет выполнено, парадоксальная интервенция не обязательна. Если же пациент неоднократно забывает выполнить задание, протестует, изменяет содержание рекомендаций или же деформирует их, становится ясно, что данное лицо оказывает сопротивление и требует к себе иного подхода. В случае сопротивления парадоксальные методы воздействуют наиболее быстро и наиболее эффективно. Следует отказаться от непосредственных интервенций и назначить парадоксальные, или косвенные домашние задания. Приведённые выше замечания вовсе не означают, что парадоксальных техник не следует применять, если пациент проявляет желание сотрудничать. В таких ситуациях у терапевта появляется больший выбор подходов и техник, которые могут оказаться эффективными. Если случай лёгкий, а пациент желает сотрудничать, то парадоксальная интервенция может оказаться не более эффектной, нежели любой иной метод; однако очень часто она позволяет сократить время, отводимое на решение данной проблемы.