Новая инструментальная психотехника активации внимания водителя автомобиля на развитие предаварийных вибрационных процессов
Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета
Известно, что около 20% причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) связаны с техническими неисправностями автомобиля. При этом следует отметить, что происшествия из-за неисправностей автомобиля сопровождаются наиболее тяжелыми последствиями по сравнению с ДТП, возникшими по вине водителей и других участников движения, а также неудовлетворительного состояния дороги.
Одним из существенных психофизиологических аспектов рассматриваемой проблемы является перегрузка сенсорных каналов восприятия дорожной обстановки и формирование адаптации водителя автомобиля к генерируемым транспортным средством монотонным акустическим, вибротактильным и слуховым стимулам, что способствует повышению риска несвоевременного его реагирования на развитие предаварийных, в частности вибрационных, процессов в технических системах транспортного средства.
Одним из «критических сигналов» водителю о развитии предаварийных процессов в технических системах автомобиля является вибрация рулевого колеса. Несвоевременное реагирование водителя на этот вибротактильный сигнал может обусловить возникновение ДТП, т.к. причиной вибраций и стуков на рулевом колесе является следующий комплекс потенциально опасных технических неисправностей:
- ослабление крепления рулевого механизма;
- увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц передних колес;
- колесный дисбаланс;
- деформация ступицы колеса или других несущих элементов подвески автомобиля;
- дефекты тормозных колодок или дисков;
- неисправность подушек крепления двигателя или коробки передач;
Спорадический характер возникновения единичных стуков и вибраций на рулевом колесе очень часто остается вне сферы внимания водителя, а к систематическим вибрациям происходит адаптация, что, как уже отмечалось, повышает риск возникновения ДТП.
С точки зрения обеспечения минимизации риска возникновения ДТП из-за неудовлетворительного состояния технических систем автомобиля, практический интерес представляет создание инструментального портативного бортового средства, характеризующегося следующими функциональными возможностями:
- осуществления непрерывного автоматического мониторинга показателя динамики роста суммарного времени вибровоздействия на наиболее опасные, с точки зрения их активирующего влияния на инициирование аварийных процессов, технические узлы автомобиля;
- отражения контролируемого интегрального показателя вибрационного воздействия в удобной для зрительного восприятия в процессе управления автомобилем цифровой градации;
- своевременной активации внимания водителя на достижении предельно допустимых вибрационных нагрузок путем генерирования предупреждающего вибротактильного сигнального стимула, характеризующегося минимальным отвлечением водителя от управления автомобилем.
Для создания возможности получения водителем в реальном режиме времени управления автомобилем непрерывной информации об интегральном показателе вибрационного воздействия на рулевое колесо и автоматической сигнализации о недопустимости, с точки зрения риска возникновения ДТП, связанного с технической неисправностью технических систем, дальнейшей эксплуатации транспортного средства, автором разработан портативный бортовой дозиметр вибраций.
Конструктивная схема разработки реализована (см. фото) в виде фиксируемого на рабочем колесе автомобиля (или на любом другом техническим узле, длительное вибровоздействие на которого потенциально опасно с точки зрения развития аварийных процессов) миниатюрного пьезоэлектрического вибросенсора, включенного в цепь управления электромеханическим (часового типа) интегратором, снабженного цифровой шкалой и стрелочным указателем, и обеспечивающего непрерывную регистрацию показателя суммарного вибрационного воздействия на контролируемый технический узел транспортного средства. Электромеханический интегратор снабжен позиционным задатчиком порогового уровня контролируемого показателя, достижение которого в процессе непрерывного мониторинга вибрационных воздействий, сопровождается автоматическим включением вибротактильного стимула активации внимания водителя на развитие предаварийных вибрационных процессов.
Использование именно вибротактильного сигнализатора обеспечивает минимизацию отвлечения водителя от управления автомобилем и своевременное его реагирование на получаемую сигнальную информацию о развитии предаварийных процессов.
Таким образом, предложенная разработка ( стоимость конструктивного оформления которой не превышает 8 у.е.) создает предпосылки для повышения безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля за счет активации внимания водителя на развитии начальных стадий предаварийных процессов, несвоевременное реагирование на сигнальную информацию о показателях динамики интенсификации которых чревато возникновением ДТП с тяжелыми последствиями.
Комментарии
Добавить комментарий