К.А. Воробьева
Ключевые слова: асоциальная Направленность личности, социальные риски, подростковый возраст, онлайн технологии психологической помощи.
K.A. Vorobyova
FEATURES OF THE PERSONALITY STRUCTURE WITH AN ANTISOCIAL ORIENTATION IN ADOLESCENCE
Keywords: antisocial personality orientation, social risks, adolescence, online psychological assistance technologies.
Асоциальная Направленность личности в подростковом возрасте отражают негативные содержательные характеристики ценностно-мотивационной сферы, в связи с наличием асоциальных установок, мотивов, убеждений, системы враждебного отношения к социальным ценностям, выступающие причиной девиантного поведения [3; 8].
Асоциальная направленность связана с отрицанием и подменой норм и ценностей общества, с доминированием материальных ценностей, нарушением детско-родительских отношений, трансляцией негативных образцов поведения в СМИ и интернете, имеющих десенсибилизирующий эффект [6].
Асоциальная направленность, как динамическая, иерархическая система, детерминированная внешними (общественно-политическая и экономическая ситуация в обществе (последствия пандемии и геополитическая напряженность); официальная государственная политика и идеология, интернет и средства массовой информации; особенности семейной системы; условия организации образовательной среды; референтная группа сверстников и статус в ней; и внутренними факторами: генетика (с ОВЗ и без ОВЗ); мировоззренческие взгляды, отношение к общественным нормам и правилам; склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, несформированность волевого контроля; деформация мотивационной сферы (готовность к реализации различных форм девиантного поведения); ориентация личности (на переживания и чувства или на социальные отношения) [3].
Асоциальная направленность влияет на основные сферы личности в подростковом возрасте. Когнитивная сфера личности подростков с асоциальной направленностью характеризуется отсутствием понимания основ построения взаимоотношений между людьми, наличием безнравственных ценностных установок, отрицательном восприятии социальных норм и правил, принятых в обществе, принятии норм референтной группы с асоциальным поведением, отсутствии понимания мировоззрения родителей, враждебным отношением к окружающим, преобладанием негативных оценок людей и событий. Эмоционально-волевая сфера личности подростка с асоциальной направленностью характеризуется ориентацией на переживания и чувства или ориентацией на социальные отношения, эмоциональной нестабильностью нервной системы, несформированностью волевого контроля, проявлением негативизма при эмоциональном возбуждении, эмоциональной напряженностью в отношениях со сверстниками и взрослыми. Особенностями мотивационной сферы таких подростков являются наличие эффекта социальной желательности, проявление асоциальной направленности личности как ответа на трудную жизненную ситуацию, склонности к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, склонность к агрессии, к делинквентному поведению. Жизненной ценностью для подростков с асоциальной направленностью личности является культ силы, а также отсутствие мотивов конструктивного взаимодействия с родителями и сверстниками. Поведенческая сфера подростков с асоциальной направленностью представлена готовностью к использованию физической агрессии против другого лица, снижением уровня интенсивности эмоционального переживания и разрешение проблемы путем отвлечения, неспособностью справиться с ситуацией, сниженными адаптивными возможностями, высокой буллинговой активностью. Асоциальная проявляется в девиантным поведении и развитии неадекватных и социально неприемлемых способов взаимодействия, обретении желаемого социального статуса способами, противоречащими социальным нормам [3; 7].
Для профилактики асоциальной направленности личности и девиантного поведения в подростковом возрасте необходимо систематически сопровождать подростков «группы риска» путем использования актуальных эффективных инновационных технологий для создания безопасной образовательной среды, что позволит своевременно преодолеть проблемы школьной дезадаптации и предотвратить противоправные поступки; снизить проявления поведенческих девиаций [1, с. 13; 4].
Индивидуальную и групповую работы по профилактике асоциальной направленности подростков следует выстраивать с учетом деформации определенной сферы личности. Профилактическая работа с когнитивной сферой подростков предполагает расширение их знаний о себе, осознание своих ресурсов, способностей, возможностей; формирование устойчивого позитивного представления о себе, уверенности к себе; развитие знаний о равных правах людей, о нормах и правилах поведения при взаимодействии с представителями разных народов, конвенций и поколений, формирование правосознания и законопослушного поведения подростков, умение защищать свои права, уважать себя и других; осознание административных рисков. Развитие эмоционально-волевой сферы, касается формирования умения подростков владеть собственными эмоциями, нивелирования негативных эмоциональных реакций и приобретение эмоциональных реакций позитивного содержания и развития навыков саморегуляции, волевых качеств, рефлексии, повышения осознанности собственных поступков. Мотивационная сфера подростков с асоциальной направленностью требует формирования внутреннего мотива к нормативному правопослушному и толерантному поведению, позитивных мировоззренческих ориентиров; навыков ассертивного поведения, а также разработка плана положительного разрешения трудной ситуации. Психологическая работа с поведенческой сферой проблемных подростков направлена на формирование у них готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, построение позитивных межличностных отношений с окружающими; расширение знаний о способах совладания с жизненными трудностями; развитие навыков принятия решений [5; 8].
Для выстраивания эффективной профилактической работы специалистов, работающих с подростками с проблемным поведением и высоким уровнем социального риска, необходимо активизировать свою профессиональную деятельность в следующих направлениях, а также задействовать онлайн-платформы с целью оказания доступной психологической помощи [2; 9]:
- Проведение научных и практико-ориентированных исследований в социальных сетях, форумах и других площадках сети Интернет;
- Разработка и развитие технологий, алгоритмов и приемов онлайн консультирования всех субъектов образовательного процесса;
- Создание онлайн-площадок, привлекательных сайтов психологической и социальной помощи, мобильных приложений самопомощи с учетом возрастных особенностей, потребностей и интересов образовательной и просветительской направленности;
- Популизировать знания и умения, связанные с формирование навыков эффективной коммуникации и совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Литература
- Артюхов И.П., Горбач Н.А., Бакшеева С.Л. и др. Применение методов экспертных оценок в научных исследованиях и в практической деятельности: учеб. пособие. Красноярск: КрасГМУ, 2009. 102 с.
- Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml (дата обращения: 22.02.2023).
- Воробьева К.А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в образовательной среде // воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. 2020. № 2. С. 47-53.
- Леонтьев А.Н. Экспертная оценка специфики психологического сопровождения дезаптированной личности // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. № 6 (121). С. 137-140.
- Миллер Л.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: границы профессиональной компетенции специалистов системы образования // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59144.shtml (дата обращения:: 23.02.2023).
- Мишина М.М., Воробьева К.А. Медиаэффекты демонстрации сцен насилия в СМИ и толерантность к агрессии у современных подростков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (52). С. 60-70.
- Мишина М.М., Воробьева К.А. Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2020. № 3. С. 20-34.
- Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2. С.138-144.
- Rickelman B.L., Houfek J.F. Towerd an interactional model of suicidal behaviors: Cognitive rigidity, attributional style, stress, hopelessness and depression // Psychiatr Nurs. 2019. № 9 (3). PP. 158-168.
Комментарии
Добавить комментарий