Патриотическое воспитание личности в учреждениях культуры и образования

Разделы психологии: 

Е.Д. Бочкарева

В статье рассматривается воспитание исторической памяти личности, патриотическое воспитание в учреждениях культуры и образования как основа культурной преемственности поколений. воспитание исторической памяти личности в учреждениях культуры и образования необходимо для сохранения культурного наследия России, развития национального самосознания и преемственности поколений. Патриотическое воспитание способствует укреплению национальной идентичности и социальной сплоченности. Все это подчеркивает важность знания и приобщения последующего поколения к культурному наследию и традициям России.

Ключевые слова: воспитание исторической памяти, личность, патриотическое воспитание, учреждения культуры, учреждения образования, преемственность поколений.

E.D. Bochkareva

PATRIOTIC EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the upbringing of the historical memory of the individual, patriotic upbringing in cultural and educational institutions as the basis of cultural continuity of generations. The upbringing of the historical memory of the individual in cultural and educational institutions is necessary for the preservation of the cultural heritage of Russia, the development of national identity and the continuity of generations. Patriotic education contributes to the strengthening of national identity and social cohesion. All this underlines the importance of knowledge and familiarization of the next generation with the cultural heritage and traditions of Russia.

Keywords: education of historical memory, personality, patriotic education, cultural institutions, educational institutions, continuity of generations.

На данном историческом этапе развития нашего общества историческая память личности представляет собой сложное многогранное образование, имеющее специфическую структуру, которая позволяет осуществить связь времен и поколений.

Президент РФ В.В. Путин сказал: «Народ без памяти не имеет будущего. Не зная прошлого, будущего никогда не будет, мы будем все утрачивать, все то, чем мы дорожим и на основе чего мы развиваемся и идем вперед. Нельзя жить только прошлым, это ведет в никуда. Прошлым жить нельзя, нужно жить сегодняшним днем и смотреть в будущее. Но не бывает будущего без знания прошлого, без понимания того, на какой земле мы живем и благодаря кому мы живем» [9].

Сегодня общественное сознание нацелено на патриотические идеи, преемственность поколений, любовь к Родине, уважительное отношение к любым проявлениям защиты достоинства и безопасности нашей страны.

Историческая память личности – главная историческая, духовная ценность, которая является движущей силой истории человечества, осуществляющая на основе научного понимания законов психологии все формы общественного сознания с учетом биологической природы и общественно значимой сущности всех субъектов процесса.

Патриотическое воспитание – это процесс, направленный на формирование знаний, ценностей и взглядов, которые включают в себя любовь к Отечеству, уважение к истории и культурным особенностям, гражданской позиции, готовность к выполнению гражданского долга и конституционные обязанности по защите Родины. Патриотическое воспитание включает в себя социализацию и ознакомление личности с идеологией, культурой, историей и национальными традициями.

Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы развить чувство национальной идентичности и гордости за свою Родину, ее историю, воспитать гражданские добродетели и преданность, что способствует социальной сплоченности, единству, стабильности и развитию общества.

Патриотическое воспитание направлено на развитие чувства ответственности перед национальным наследием и культурой, что включает в себя сохранение и защиту исторических достопримечательностей, мест и артефактов, а также продвижение местного художественного и культурного самовыражения. Такие усилия способствуют сохранению и продвижению национальной идентичности и гордости за свою страну.

Обратимся к высказыванию Президента РФ В.В. Путина: «Россия – сильное централизованное государство, которое развивалось, укреплялось на великих нравственных ценностях православия, ислама, иудаизма и буддизма, на открытых для всех русской культуре и русском слове» [7].

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна со своей уникальной историей, вековыми традициями и обычаями, самобытной культурой и богатыми природными ресурсами. Историческая память как феномен духовной культуры, выступает важнейшим фактором в обеспечении суверенитета и национальной безопасности России.

А.Д. Жарков считает, что «Подлинная историческая память не может существовать без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, предшественников, которые функционировали в истории. Это означает, что человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейшие события, вехи ее истории, но и родословную своей семьи, историю своего города, села, края, в котором родился или живет. Без памяти нет личности, без личности нет человека» [4, с. 179].

А.А. Жаркова отмечает: «Историческая память – объединяющая нравственная сила народа. А значит, социально-культурная деятельность, имея свои законы функционирования, формы, методы и выразительные средства по воспитанию граждан, способна быть целостной системой формирования исторического сознания. Как показывает деятельность учреждений культуры страны, посредством социально-культурной деятельности передаются ведущие исторические идеи, события и их интерпретации в современный период» [5, с. 152].

воспитание исторической памяти в учреждениях культуры и образования является важнейшим инструментом развития нации, так как позволяет глубже понять свое прошлое и его влияние на настоящее и будущее. Патриотическое воспитание будущего поколения в учреждениях культуры и образования способствует воспитанию чувства гордости и любви к своей стране, ее культуре и традициям, ведет к образованию более сильному и сплоченному обществу.

Учреждения культуры и образования играют важную роль в процессе воспитания исторической памяти, поскольку они способствуют интеграции личности со своими культурными и историческими корнями, преемственности поколений.

Совершенствование процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры предполагает включение всех субъектов в совместное планирование и целеполагание деятельности с приоритетом на ориентацию смыслов на основе практического опыта воспитания исторической памяти личности.

Об этом подробно пишет Л.С. Жаркова: «Одной из функций учреждений культуры является стабилизация системы общества, поддержание динамического равновесия в обществе, т.е. соединение личности со средой, обеспечение нормального функционирования региональных связей в условиях постоянно изменяющихся внутренних состояний личности и внешней среды. В дни государственных праздников все учреждения культуры средствами социально-культурной деятельности обеспечивают формирование коллективной памяти, коллективного мышления, коллективного сознания общественного мнения, коллективного решения» [6, с. 232].

Культурно-досуговые программы патриотической направленности способны посредством определенных символов, образов и действий вызывать эмоциональный отклик у личности, связывая ее с культурными традициями и историческими корнями.

В контексте воспитания исторической памяти культурно-досуговые программы патриотической направленности играют решающую роль, помогая личности узнать историю прошлого своей страны, традиции и обычаи народа.

Патриотическое воспитание личности в учреждениях культуры и образования имеет решающее значение для создания сплоченного и сильного общества, воспитанного на традиционных ценностях России, а также помогает привить личности чувство гордости и любви к своей стране.

воспитание исторической памяти в учреждениях культуры и образования особенно актуально в современной социокультурной ситуации, так как современному обществу необходимо стремиться сохранить свое культурное наследие, преемственность поколений и способствовать развитию национальной идентичности.

Учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, играют важную роль в сохранении и популяризации культурных артефактов и традиций. Посещение учреждений культуры помогает личности узнать больше о культурном наследии России, развить глубокое чувство гордости за свою культурную самобытность. Например, в Третьяковской галерее в Москве находятся одни из самых важных коллекций изобразительного искусства, которые помогают посетителям понять эволюцию и развитие русской культуры на протяжении всей истории.

Знание истории своей страны позволяет личности понимать текущие события и принимать обоснованные решения на основе прошлого опыта. Патриотическое воспитание будущего поколения жизненно важно для сохранения единства и стабильности нации, оно воспитывает чувство долга и любви к своей стране, что укрепляет национальную идентичность.

Самой мощной формой воспитания исторической памяти молодежи является международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны «Бессмертный полк». «Бессмертный полк» – легендарная акция-шествие, что приняла общепланетарный масштаб и выступила с ответом нашего общества на искажения исторических событий, фактов, явлений, фальсификации истории. «Бессмертный полк» – это желание увековечить память павших за нашу жизнь героев, бесконечная река людей с портретами своих родственников, отдавших свои жизни во имя победы на фашизмом или просто

Президент РФ В.В. Путин: «Такой феномен сегодняшнего дня у нас – так называемый «Бессмертный полк». Это же не полк, «полк» – это только название, это река, человеческая река, река памяти, гордости, благодарности нашим предкам за то, что они для нас сделали, и надежды на лучшее будущее» [8].

Шагают с нами, смертью смерть поправ,
Как в сорок первом, мир прикрыв собою,
И наша жизнь не кончится пока,
Течет река бессмертного полка.

27 апреля 2023 года на более 22 тыс. региональных площадках пройдет Всероссийская историческая акция, связанная с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – «Диктант Победы», представляющая собой эффективную форму воспитания исторической памяти личности. Цель «Диктанта Победы» не просто проверить знание исторических дат и уровень владения военной историей, но объединение всех россиян на основе уважения к исторической памяти.

«Вопросы для региональной части диктанта составляли историки и представители общественных объединений патриотической направленности из 18 стран (Абхазия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Бельгия, Болгария, Египет, Индия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Монголия, Сербия, Таджикистан, Узбекистан, Финляндия, Франция и Чехия). В 2023 году впервые к исторической акции присоединится Шри-Ланка» [3].

Сегодня личности необходимо знать и помнить героическое прошлое нашего Отечества. Только сохранив память на прочном фундаменте, мы можем приумножить успехи и достижения.

Каждый год 9 мая в России празднуется День Победы – праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этот день во многих городах России проводятся военные парады и праздничные салюты, в Москве –организованное шествие к Могиле Неизвестного Солдата с церемонией возложения венков. В этом дне сошлись и горечь утраты близких, и гордость за предков – дедов и прадедов, сражавшихся с нацизмом, бабушек и прабабушек, беспечивавших им крепкий тыл. Десятки миллионов человек положили жизни и здоровье на алтарь Победы, чтобы обеспечить сам факт существования русского народа, языка и культуры. «Бессмертный полк» и «Диктант Победы» помогают нам сохранять историческую память и передавать ее последующим поколениям.

Президент РФ В.В. Путин в своем приветствии, адресованном участникам Международных рождественских образовательных чтений заявил: «Успешное движение России вперед, ее суверенитет и национальная безопасность напрямую зависят от сбережения нашей исторической памяти, духовных основ и нравственных ценностей, воспитания молодежи на высоких образцах патриотизма» [10].

Таким образом, воспитание исторической памяти личности в учреждениях культуры и образования необходимо для сохранения культурного наследия России, развития национального самосознания и преемственности поколений. Патриотическое воспитание способствует укреплению национальной идентичности и социальной сплоченности. Все это подчеркивает важность знания и приобщения последующего поколения к нашему культурному наследию и традициям России.

Литература

  1. Бочкарева Е.Д., Бочкарев Д.В. Важнейшей формой воспитания исторической памяти учащейся молодежи становится «Бессмертный полк» // мировоззрение в XXI веке. 2018. Т. 1. № 1. С. 8-11.
  2. Бочкарева Е.Д. Влияние пространственного образа мира на воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры // Гуманитарное пространство. 2017. Т. 6. № 2. С. 111-119.
  3. В 2023 году Диктант Победы пройдет на рекордном количестве площадок [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tass.ru/obschestvo/17542387 (дата обращения: 02.04.2023).
  4. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник. Москва: МГИК, 2018. 465 с.
  5. Жаркова А.А. воспитание исторической памяти как задача учреждений культуры в современных условиях // Проблема исторической памяти: социально-философский аспект. Москва: МГИК, 2018. С. 151-157.
  6. Жаркова Л.С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва: МГИК, 2015. 400 с.
  7. Полный текст обращения Владимира Путина 30 сентября 2022: Стенограмма выступления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.kp.ru/daily/27452.5/4655517/ (дата обращения: 11.11.2022).
  8. 8. Путин В.В. заявил, что историческая память важна для любого народа [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tass.ru/obschestvo/12191337 (дата обращения: 13.03.2023).
  9. Путин В.В. заявил, что народ без исторической памяти не имеет будущего [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tass.ru/obschestvo/16949805 (дата обращения: 20.03.2023).
  10. Путин В.В.: сохранение исторической памяти двигает Россию вперед и обеспечивает ее суверенитет [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.tatar-inform.ru/news/putin-soxranenieistoriceskoi-pamyati-dvigaet-rossiyu-vpered-i-obespecivaet-ee-suverenitet5894330 (дата обращения: 7.03.2023).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Бочкарева Е.Д. Патриотическое воспитание личности в учреждениях культуры и образования // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 86-93.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки