Разделы психологии:
Н.П. Шилова, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Москва, Россия
Ключевые слова: культурно-историческая психология, юность, Юношеский возраст, художественный образ, взросление.
В сегодняшнем мире происходит постепенное размывание четких границ между детством и взрослостью, это вскрывает неопределенность будущего для юношей и девушек. Впервые четкая иллюстрация о размывании понятия взрослости появляется в фильме В. Меньшова «Розыгрыш» (1976): в художественном образе юношества, представленном в этом фильме, отражены его типические черты и в обобщенной форме, и в определенных поступках конкретного человека (Поливанова, Шакарова, 2017). Фрагменты этого фильма стали стимульным материалом для методики «Взросление», разработанной нами в виде компьютерной программы для данного исследования. Художественный образ и ранее использовался в качестве стимульного материала в исследованиях. Например, исследование чувства взрослости у подростков через отождествление себя с героем Л.Н. Толстого в трилогии «Детство. Отрочество. юность» (Толстых, 2015) или изучение интересов подростков на материале книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг (Поливанова, Сазонова, Шакарова, 2013). В проведенном нами исследовании взросление, показанное как культурный образ, позволяет обнаружить переживания юношей и девушек относительно собственного взросления.
Данные, полученные на выборке 1394 человек (от 14 до 23 лет), показали, что в среднем участники исследования считают себя целеустремленными, а Понимание взросления связано для них с поиском смысла жизни. Ситуация, показанная во фрагменте фильма, не является знакомой современным юношам и девушкам. Для изучения статистических характеристик выявленных средних показателей по выборке были использованы анализ таблиц сопряженности и критерия Хи-квадрат (χ²). Были сформулированы основные различия в интересах, ожиданиях и переживаниях юношей и девушек в зависимости от возрастного периода и уровня получаемого образования.
осознание себя и своего опыта через сопоставление или противопоставление себя с классическим образом юноши значительно отличается по возрасту на следующих возрастных срезах:
- подростки в 14 лет скорее считают, что взрослые не понимают их и не верят в них, но при этом уверены, что при обсуждении вопросов взросления между взрослыми и детьми каждый в чем-то прав;
- юноши и девушки 15–16 лет в большей степени по сравнению с остальными склонны считать интересными мысли героев относительно музыки и творчества;
- юноши и девушки 19–21 года скорее не склонны считать интересными мысли героев о музыке и творчестве и не склонны считать, что взрослые не понимают их и не верят в них, но при этом имеют собственную позицию по вопросу. Описание и осознание жизненной задачи также значительно отличается по возрасту:
- подростки в 14 лет скорее считают, что взрослое отношение отца и сына в просмотренном фрагменте заключается, в прояснении понятий «детскость и взрослость», а также видят себя на месте подростка в просмотренном фрагменте;
- юноши и девушки 19–21 года полагают, что взрослое отношение к жизни героев фрагментов выражается в поиске смысла жизни и не считают, что Понимание детскости и взрослости характеризует взрослое отношение к жизни; они сталкиваются с ситуациями, когда проявляют более взрослую позицию, чем взрослые; кроме того, ими приводилось значимое количество своих вариантов ситуаций проявления взрослости;
- молодые люди 22–23 лет полагают, что основные переживания героев фрагмента фильма связаны с жизненными достижениями или с прелестью жизни.
Свобода деятельности и ответственность являются критериями, по которым не были выделены возрастные этапы внутри юношеского возраста, но одна возрастная группа имеет значимые отличия от всей выборки: юноши и девушки 19–21 года не склонны считать, что взрослые не понимают их и не верят в них.
На основании данных о статистически значимой связи между ответами юношей и девушек, участвующих в исследовании, были выделены три типа взросления (Шилова, 2020):
- «Детскость вместо взрослости». Эта группа полагает, что герои фрагмента переживают о детскости и взрослости друг друга, в основном они видят свою схожесть с юношей из фрагмента фильма. Взрослое отношение к жизни героев проявляется для них в противопоставлении успеха-неуспеха, в полноценности жизни и жизненных достижениях, и в понимании детскости и взрослости. Понимание успеха-неуспеха в качестве критерия взрослого отношения к жизни связано для этих юношей и девушек с переживанием темы будущего и настоящего и в целом темы времени.
- «Понимание успеха или неуспеха в жизни». Юноши и девушки этой группы полагают, что взрослость героев заключается в понимании успеха-неуспеха, а также в полноценности жизни и жизненных достижениях. Переживания взросления фокусируются на понимании успеха-неуспеха. Эта группа считает каждого из героев фрагмента фильма по-своему правым.
- «Поиск смысла жизни». Взрослое отношение героев фрагмента, по мнению этой группы, состоит в поиске смысла жизни. Поиск смысла жизни как критерий взрослого отношения к жизни, связан с переживанием темы будущего и настоящего и в целом темы времени. Полноценность жизни и жизненные достижения это основное переживание героев фрагмента, по мнению этой группы. Представители этой группы считают себя похожими на отца из фрагмента фильма.
Для изучения связи возрастной динамики в представлениях юношей и девушек о собственном взрослении, и выделенных типов взросления были пропорционально сопоставлены возраст участников исследования и типы взросления. В целом тип взросления не зависит от возраста, за исключением того, что почти 40% из группы «поиск смысла жизни» — это молодые люди в возрасте 22–23 года.
Возрастная динамика в изменении понимания своего взросления включает 4 этапа: 14-летние юноши и девушки переживают о различении детскости и взрослости; 15–16-летние интересуются творчеством и не согласны, что цели — это главное в жизни; 19–21-летние юноши и девушки считают, что главное — чего-то добиться в жизни, а переживание о различении детскости и взрослости им не интересно; 22–23-летние юноши и девушки переживают о выборе между достижениями в жизни и прелестью жизни.
Три типа переживания собственного взросления в юношеском возрасте, выделенные на основе интерпретации поведения героев, это: относительность взрослости — «детскость вместо взрослости», учет советов старших для оценки успешности и неуспешности — «Понимание успеха или неуспеха в жизни», выбор между достижениями и отдыхом при помощи взрослых — «поиск смысла жизни».
В переживаниях о будущем у 14-летних подростков доминирует сопоставление детскости и взрослости. Это также показывается во многих зарубежных и отечественных исследованиях, как непредсказуемость событий будущего жизненного пути и субъективная оценка в отнесении себя не к взрослым и не к детям (Arnett, 2016). Важным уточнением, полученным в ходе нашего исследования, является отнесение этой характеристики к подросткам. Наши данные показывают, что юноши и девушки 19–21 года уже не склонны так считать. Таким образом, перспективами проведенного исследования является изучение влияния выявленных типов взросления на представление и оценку событий будущего жизненного пути.
Литература
- Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шакарова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 283–299.
- Поливанова К.Н., Шакарова М.А. Общественно-культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 255– 268.
- Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7–24.
- Шилова Н.П. Взросление в юношеском возрасте // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. Т. 4. № 54. С. 37–49.
- Arnett J. J. Life stage concepts across history and cultures: Proposal for a new field on indigenous life stages // Human Development 2016. Vol. 59. P. 290–316
Комментарии
Добавить комментарий