Г.Д. Чистякова Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
В основе интеллектуального развития лежит способность к самостоятельному продуктивному, то есть творческому, познанию, определяющая само умение приобретать знания и оперировать ими. Данная способность обеспечивает реализацию учащимися их интеллектуального потенциала.
Познавательное развитие предполагает в первую очередь не просто расширение кругозора за счет запоминания информации, но и возможность использовать известное при осмыслении новых сведений, являющуюся основным критерием при обучении в школе.
Усвоение нового начинается с его осмысления в процессе понимания. Одной из главных форм фиксирования знаний является текст.
Исследования понимания текста показали, что этот процесс по своей природе носит творческий характер, связанный с направленностью на воссоздание описываемой ситуации. Понимание текста протекает как взаимосвязь сообщаемых сведений с имеющимися у учащихся знаниями, сложившимися в их индивидуальном опыте стереотипами. Эта взаимосвязь определяет характер понимания – активный, направленный на создание целостного представления о содержании информации, или пассивный, актуализирующий сложившиеся стереотипы.
Познавательная активность личности получает свое выражение в поиске контекста, объединяющего содержание текста, в полноте использования сообщаемых сведений и имеющихся знаний, в проявлении догадки, восполняющей недостающую информацию, в оценке понятности текста и обнаружении смысловых пробелов, приводящих к появлению вопросов.
Настоящая работа направлена на исследование способности к осмыслению сообщаемой в тексте информации. Эксперимент проводился с подростками (6–8 классы) и старшеклассниками (9–10 классы).
Результаты эксперимента выявили четкую связь познавательной активности учащихся с высокими результатами понимания, которые достигаются при создании целостного представления о содержании текста. Развитие способности осмысления связано с формированием направленности процесса на активный поиск адекватного ситуации контекста.
Было показано, что появление стойкого стереотипа вызывает частичную потерю информации и ведет к избирательному учету только той информации, которая с этим стереотипом согласуется, что в конечном итоге приводит к искаженному восприятию информации. Преодоление актуализируемых стереотипов и осмысление содержания текста в его конкретной специфике опирается на развитие гибкости понимания.
Целостность понимания достигается при осмыслении широкого контекста, выходящего за пределы сообщаемых сведений. При последовательном, «пошаговом», осмыслении, учитывающем только поступающую информацию без попытки охватить описываемую ситуацию в целом, возникают искажения ее смысла. Выявлено стимулирующее влияние общей осведомленности, широты кругозора на возникновение у учащихся познавательной активности и ее проявление в форме догадок о недостающей информации.
В эксперименте была установлена, независимо от возраста учащихся, связь внутренней познавательной мотивации к выполнению предлагавшихся заданий с широтой их кругозора. Было установлено, что осведомленность учащихся способствует выдвижению большего числа догадок. Узость кругозора ведет к отсутствию догадок или к догадке, отражающей уже известные взаимосвязи и не учитывающей особенности сообщаемых сведений.
Полнота понимания также определялась мерой осведомленности учащихся, которая служила условием для более полного учета предлагаемой информации.
Для учащихся, показавших высокие возможности понимания, характерно, независимо от их осведомленности, стремление осмыслить текст в целом вместе с новыми или даже не вполне понятными сведениями, опираясь на свои догадки. Это приводит к адекватному выделению существенного при ответах на задания к текстам, обнаружению пробелов в информации.
Самые низкие результаты наблюдались у тех учащихся, у которых сообщамые сведения с самого начала вызывали появление стойкой ассоциации с известным стереотипом, и на этой основе получала интерпретацию вся последующая информация. Встречающиеся противоречия могли вызывать вопросы, но не приводили к пересмотру возникшего стереотипа.
Полученные результаты позволили также выделить следующие связи в проявлении познавательных возможностей личности с интересом, который вызывает содержание текста. Интерес к сообщаемой информации выступает в качестве основного фактора, который обеспечивает мотивацию и стимулирует познавательную активность учащихся. При этом чем шире интересы учащихся, тем более стабильным и адекватным является Понимание различных текстов. Наличие или отсутствие интереса приводит к значительным различиям в понимании сходной по доступности информации у одного и того же учащегося. Лучшие результаты были получены учащимися, проявившими ярко выраженную познавательную мотивацию и показавшими стабильно высокие результаты при понимании всех текстов.
Те учащиеся, у которых высокая познавательная активность выступает как сложившаяся личностная черта даже при отсутствии у них необходимых знаний, могли выявить суть сообщаемых сведений и, опираясь на контекст, высказать догадки о недостающей информации. В то же время при низкой познавательной активности учащиеся не актуализируют имеющиеся у них знания, несмотря на достаточно широкую осведомленность, что приводит к неполному пониманию.
Комментарии
Добавить комментарий