П.А. Сабадош Институт психологии РАН; МГППУ, г. Москва
Борис Михайлович Теплов считал, что общей теории одаренности пока не создано и до этого еще далеко. Для того чтобы к такой теории приступить, ему необходимо было сначала определить основные понятия своей концепции. Так появляется хрестоматийное тепловское определение способностей, признаваемое большинством отечественных специалистов. Вместе с тем, анализируя огромную теоретическую работу, проделанную Тепловым, мы можем убедиться, что это определение отражает лишь часть ее потенциала.
Итак, концепция одаренности разрабатывается Тепловым в связи с проблемой объяснения индивидуальных различий в успешности выполнения какой-либо деятельности. Известно, что на степень успешности деятельности человека, его достижения влияет множество причин: биологические – анатомофизиологические особенности индивидуума; средовые – социоэкономические условия его существования; психологические – его знания, умения, навыки, усвоенные в течение жизни в определенной социокультурной среде. Анализируя эти причины, Теплов приходит к выводу: хотя каждый из перечисленных факторов и влияет на уровень достижений, но даже их сочетание не может его объяснить удовлетворительно. Так, люди зачастую добиваются одинаково больших успехов в какой-либо деятельности, обладая совершенно разными анатомофизиологическими свойствами; и наоборот, достижения могут значительно различаться, несмотря на одинаковые условия жизни и сопоставимый объем знаний и умений на старте.
Для адекватного объяснения реальных различий в достижениях Теплов привлекает прежде всего психологический фактор, обозначаемый термином «способности». Взятый из житейского языкового обихода, в рамках концепции этот термин превращается в оригинальное научное понятие, включающее наряду с привычными свойствами собственно концептуальную специфику. Согласно знаменитому тепловскому определению, способности – это индивидуальнопсихологические особенности, являющиеся условиями успешности выполнения деятельности и не сводящиеся к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми человек уже обладает. С этого определения начинается программная статья Теплова «способности и одаренность» в редакции 1961 года (в которой, отметим, текст был сокращен в 10 раз по сравнению с полной версией 1941 года, являющейся библиографической редкостью), и именно оно дает повод для критики ввиду своего негативного характера. Действительно, способности здесь определяются явно отрицательно по отношению к усвоенному культурному опыту – знаниям, умениям, навыкам; указание на их психологическую природу также подразумевает прежде всего их небиологичность. Однако определение это как раз потому и стоит в начале, что является лишь отправной точкой, с которой вся концептуальная работа с понятием только начинается.
В первую очередь Теплов раскрывает характер отношений способностей со знаниями, умениями, навыками, снимая тем самым явное отрицание в исходном определении. способности – не сами эти психологические образования, но фактор, определяющий скорость и легкость их формирования.
Далее, в отличие от врожденных биологических свойств организма, способности – результат культурного развития в ходе воспитания и обучения. Связи двух этих факторов – биологического и психологического – закономерно сложные: анатомо-физиологические особенности выступают по отношению к способностям в роли их материального субстрата – задатков, но в то же время следуют и своим, биологическим законам развития.
Кроме того, Теплов различает способности и еще один психологический фактор, влияющий на успешность деятельности – мотивационный, включающий, прежде всего, отношения и склонности. Мотивационный фактор и способности тесно взаимосвязаны, при этом характер этих связей довольно сложен: способности существуют только в рамках определенных отношений человека к действительности, которые, в свою очередь, только благодаря определенным способностям и могут реализоваться. Характер взаимозависимости не всегда синергичен: между способностями и склонностями периодически могут возникать противоречия, служащие толчком для дальнейшего развития.
Наряду с особенностями способностей, выделяемых в вышеописанных дифференциациях, Теплов подчеркивает еще две их принципиальные характеристики. Во-первых, способности динамичны: они существуют только в развитии, они возникают и развиваются в конкретной деятельности и не существуют до ее начала. Нельзя говорить о способности, которая не начала или, наоборот, закончила развиваться, в связи с чем понятия «предрасположенность» и «предел развития способностей» являются некорректными.
Во-вторых, способности – это психологические свойства человека, рассматриваемые исключительно с точки зрения требований определенной деятельности. Иными словами, ни одна индивидуально-психологическая особенность не может называться способностью, если рассматривается вне ее отношения к успешности той или иной деятельности. Критерием выделения отдельной способности является ее роль в анализируемой деятельности, поэтому классификации, основанные на принятых в общей психологии списках психических функций или сфер, к способностям неприменимы. способности, как правило, просто не укладываются в подобные схемы: например, чувство ритма – музыкальная способность – является одновременно и познавательным, и эмоциональным процессом. Заметим, что здесь речь у Теплова фактически идет речь о сугубо функциональном статусе способностей как об их основополагающей характеристике.
Теплов констатирует, что успешность деятельности не определяется отдельными способностями напрямую: недостаток одних требуемых ей качеств может компенсироваться другими. способности обнаруживают качественную индивидуальную специфику, а также испытывают взаимное влияние и обусловливают качественные изменения друг друга. Непосредственно возможность успешной деятельности определяет не сумма отдельных способностей, а их сочетание, отличающееся собственным качественным своеобразием, невыводимым из его составляющих и индивидуально специфическим. Такое качественно своеобразное сочетание способностей Теплов предлагает называть одаренностью. Поскольку одаренность, так же как и способности, существует только относительно какойлибо конкретной деятельности, то выражение «общая одаренность» не вполне корректно – вместо него для обозначения сторон одаренности, общих для широкого спектра деятельностей, Теплов предпочитает использовать термин «общие моменты одаренности».
Таким образом, мы обнаруживаем у одаренности тот же сугубо функциональный статус, что и у способностей. Кроме того, нетрудно заметить, что описание одаренности имплицитно содержит ключевые признаки системы: системообразующий фактор (успешность деятельности), наличие компонентов (способности), организованность и взаимные связи компонентов, целостность и эмерджентность свойств. Фактически, в терминах системного подхода, одаренность, по Теплову, является психологической функциональной системой как по наличию данных признаков, так и по подчеркнуто функциональному статусу своих компонентов и себя самой. Одновременно одаренность в качестве подсистемы входит вместе с мотивационным фактором, задатками и социокультурной средой в более крупную систему разноуровневых детерминант успешности деятельности.
Итак, из проделанного Б.М. Тепловым теоретического анализа следует, что способности – индивидуально-психологические особенности, возникающие и развивающиеся в ходе осваиваемой деятельности для обеспечения ее успешности и определяющие легкость и быстроту усвоения необходимых для нее знаний, умений и навыков. Появление и развитие способностей на биологическом материальном субстрате – задатках – обусловлено воздействием социокультурной среды, в том числе воспитанием и обучением, и тесно связано с мотивационной сферой личности. Взаимодействуя и влияя друг на друга в процессе развития, способности образуют функциональную систему – одаренность, обладающую индивидуальной качественной спецификой и непосредственно определяющую возможность успешного выполнения конкретной деятельности.
Комментарии
Добавить комментарий