Г.В. Ожиганова Институт психологии РАН, г. Москва
В современном мире проблема рефлексивных способностей приобретает особую актуальность в связи с необычайным расширением информационного пространства, вариативностью и динамикой общественных процессов, стремительным ростом новейших технологий во всех сферах жизни, что ведет к повышению требований к способностям человека. Определяющим становится не просто развитие интеллектуального потенциала, а формирование высших способностей, в особенности рефлексивных.
В настоящее время рефлексия рассматривается как один из важнейших механизмов, обеспечивающих адаптацию человека к изменившимся условиям социальной среды, новым условиям деятельности, и понимается как универсальный механизм развития, позволяющий осознать необходимость изменения индивидуального самосознания и осуществить его реализацию в целях продуктивной адаптации.
Согласно Карпову, рефлексивность, являясь одной из наиболее важных общих способностей субъекта, представляет собой сложный высокоорганизованный метакогнитивный процесс. «Выраженность у личности способности к рефлексии во многом определяет уровень, стратегии и эффективность произвольной психической регуляции деятельности и поведения. В контексте эволюции психики рефлексия есть механизм ее самодифференциации с целью адаптации к изменяющейся внешней и усложняющейся внутренней среде (Карпов, 2010).
Мы рассматриваем способности к рефлексии как высшие проявления личности, связанные с процессами самоопределения, самосознания и саморегуляции в когнитивной, эмоционально-волевой, личностной сфере.
В когнитивной сфере способность к интеллектуальной саморегуляции, на наш взгляд, может рассматриваться в рамках метакогнитивного опыта – термин М.А. Холодной (Холодная, 1997). Он включает:
- непроизвольный интеллектуальный контроль: способность распределять внимание по всем аспектам проблемной ситуации, а также фокусировать его на ключевых элементах этой ситуации, структурировать воспринимаемый материал; учитывать контекст происходящего; привлекать обобщающие категории в процессе переработки информации и пр.;
- произвольный интеллектуальный контроль: способность планировать свою интеллектуальную деятельность, предвосхищать последствия своих действий и возможные изменения ситуации, оценивать отдельные «шаги» в своей интеллектуальной работе и собственные знания, приостанавливать при необходимости свою интеллектуальную активность, выбирать стратегию самообучения с учетом своих познавательных потребностей и реальных условий деятельности;
- метакогнитивную осведомленность: знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (особенности собственной памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем и пр.), знание оснований своей интеллектуальной деятельности (представления о закономерностях запоминания, правилах эффективного мышления, различиях между логически необходимыми и эмпирически верными суждениями и пр.), умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные качества как на уровне «плохой – хороший», «недостаточный – достаточный», так и на уровне самопринятия, готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта, возможность оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы для решения возникшей проблемы;
- открытую познавательную позицию: вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления одного и того же события, осознание возможности множества разнообразных мысленных «взглядов» на одно и то же явление; готовность использовать разные способы описания и анализа того или иного явления, в том числе способность произвольно переходить от одного способа к другому (от логико-аналитического – к образному, от интуитивно-ассоциативного – к алгоритмическому, от действенно-практического – к игровому и т.д.); осознание необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в диалоге с другими людьми; готовность принимать любые необычные сведения, даже самые невероятные события, парадоксы и противоречия без субъективных защитных искажений и пр. (Холодная, 1997).
В эмоционально-волевой сфере выделяется саморегуляция эмоциональных состояний и волевых действий, которая связана с осознанием и контролем эмоциональных состояний, принятием и осуществлением волевых решений и действий, развитием уверенности в себе, в самоэффективности.
В личностной сфере акцент ставится на расширение и углубление осознания себя, формирование адекватной самооценки и оценки других людей, а также позитивного отношения к себе, другим людям, миру. В этом смысле рефлексивные способности в познании и общении во многом связаны с духовными способностями, а также со способностями, обусловленными гуманитарно-психологическим типом мышления, например, такими, как полифункциональность (межличностностное воздействие – межличностное познание), способность к модификации функций, способность к развитию, диалогичность (чувствительность к своему объекту – человеку), способность к выполнению основных интеллектуальных функций (анализ, смыслообразование, обобщение и др.). По мнению Б.М. Теплова, «не отдельные способности как таковые определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность» (Теплов, 1982).
Мышление, направленное на субъективное отражение психологических характеристик другого человека как субъекта, как личности и как индивидуальности (а также социальной группы), является по своему содержанию и сущности гуманитарно-психологическим. Оно отличается от предметного спецификой объекта, содержанием и характером решаемых задач, диалогичностью, повышенной зависимостью от потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы личности, глубокой включенностью в структуру самосознания, спецификой механизмов, происхождением и другими особенностями.
Важнейшими условиями и закономерностями развития гуманитарно-психологического мышления является освоение, обобщение и вербализация широкого круга содействия, обогащение репертуара внутренних средств межличностного познания – нравственно-психологических понятий, повышение уровня их точности, изменение принципов их организации, рост рефлексии, модификация способов репрезентации субъекта и объекта познания и др. (Романов, 1996).
Вышеизложенные характеристики гуманитарно-психологического мышления, на наш взгляд, во многом связаны с рефлексивными способностями, которые имеют большое значение для межличностного познания и общения.
Исследования, проведенные Е.В. Лушпаевой, показывают, что важнейшую роль в регуляции процессов межличностного познания и взаимодействия играет рефлексия в общении. Она выступает базовой составляющей социальнопсихологической компетентности и может рассматриваться как существенный компонент профессиональной компетентности (Лушпаева, 1989). В исследовании Г.Н. Траилина было установлено, что развитие способности к конструктивной личностной рефлексии (конструктивной личностной рефлексивной деятельности) приводит к изменению ведущего типа взаимодействия с партнером по общению и сопряжено с изменением личностных характеристик специалиста как субъекта профессионального общения (Траилин, 1997).
Таким образом, можно сделать вывод, что рефлексивные способности, представляя собой ансамбль индивидуально-психологических особенностей, являются высшими способностями, обеспечивающими регуляцию и адаптацию человека в разных средах и его успешность в различных областях деятельности и сферах жизни.
Комментарии
Добавить комментарий