Базаров Расул Иртышевич ‒ магистрант дневного отделения Московского Института Психоанализа; Москва, ул. Кутузовский проспект, 34, стр. 14
Ключевые слова: прокрастинация, бытие, поиск смысла, экзистенциальная фрустрация, экзистенциальный вакуум.
SOME REFLECTIONS ON THE PSYCHOLOGICAL CONTENT OF THE PHENOMENON OF PROCRASTINATION IN THE OPTICS OF THE EXISTENTIAL APPROACH
Keywords: procrastination, being, search for meaning, existential frustration, existential vacuum.
Поводом для оформления размышлений о феномене прокрастиации послужило изучение работы Н.Н. Карловской «Феноменологический опыт прокрастинации у студентов» [1], то есть данное эссе можно и нужно расценивать, как попытку интерпретировать феномен прокрастинации в экзистенциальном направлении. Для этого мы обратились к работам Р. Мея [2] и В. Франкла [3].
Представляется полезным обозначить определение прокрастинации. Как пишет Н.Н. Карловская, прокрастинация — устойчивая, истощающая человека привычка, которая проявляется в том, что не выполняются своевременные, важные дела, и это сопровождается неприятными эмоциями и, в конечном итоге, ухудшению эффективности дел [1]. Следующим шагом необходимо отметить, что в настоящее время люди живут в эпоху информационной перегруженности, и отличительная особенность современной цивилизации состоит в том, что объём компульсивного принуждения становится выше, то есть принуждение к тому, что люди не хотят, но вынуждены выполнять. В этой связи мы хотим обратиться к экзистенциальной мысли Р. Мэя.
По мнению автора, люди могут выбирать своё бытие и нести ответственность за своё существование [2]; бытие в данном аспекте рассматриваем как источник потенциальных возможностей. Однако предлагаемые обстоятельства могут способствовать подавлению чувства бытия. Как пишет Р. Мэй, чувство бытия — способность сознавать себя субъектом происходящего [2], и, разумеется, чувство бытия связано с опытом существования.
При этом Р. Мей рассматривает бытие как часть небытия [2]. Одной из форм угрозы небытию выступает тревога. В этой связи прокрастинация приобретает новый ракурс: раскрывается в качестве невротического проявления тревоги, то есть в связи с отрицательными эмоциональными реакциями на предлагаемые обстоятельства взращивается и углубляется привычка откладывать выполнение своевременных действий. Отсюда может вытекать неспособность лиц, страдающих прокрастинацией, противостоять небытию из-за ослабленного чувства бытия, которое мы можем расценивать как результат вытеснения онтологического смысла. И поэтому следующим шагом мы обратимся к логотерапии В. Франкла.
В известной степени, В. Франкл в своих работах акцентирует внимание на смысле жизни. Представляется полезным указать определение поиска смысла. Как пишет В. Франкла, поиск смыла — исходный стимулирующий мотив жизни каждого человека. Это уникальный смысл, который сопровождается долженствованием и возможностью осуществить сугубо этим человеком; такой смысл обретает значимость, которая способна удовлетворить потребность в смысле [3]. По сути, предполагается обнаружение и раскрытие смысла. Несмотря на это, стремление к смыслу может происходить одновременно с дискомфортом, неудовлетворённостью. В логотерапии такое состояние обозначают как экзистенциальная фрустрация.
Когда мы рассматриваем феномен прокрастинации как экзистенциальную фрустрацию, то прокрастинация обретает следующий ракурс: стремление откладывать выполнение дел в связи с невозможностью их реализации.
Экзистенциальная фрустрация может стимулировать стремлению к гиперкомпенсации. В частности, прокрастинация в академическом аспекте может сопровождаться самоэффективностью в спорте. К тому же экзистенциальная фрустрация может способствовать поддержанию и развитию внутренних конфликтов. В частности, значимая цель и одновременно эмоциональный дискомфорт при необходимости следовать этой цели может представлять собой внутренний конфликт лиц, страдающих прокрастинацией.
Разумеется, наличие внутреннего конфликта вызывает напряжение. При этом В. Франкл понимает напряжение как нацеленность на осознание потенциального смысла жизни, которое подлежит осуществить [3]. В логотерапии такое состояние обозначают ноодинамикой. Вероятно, для прокрастинаторов в состоянии ноодинамики, с одной стороны, свойственно гиперрефлексия, с другой стороны, гиперинтенция (тенденция уделять чрезмерное внимание удовлетворению сиюминутных потребностей).
Важно отметить, что экзистенциальная фрустрация связана с неврозом. В этой связи можно обратиться к классификации прокрастинации Н. Милграма. Невротическая прокрастинация состоит в том, что человек избегает принятия важных для себя решений. При этом люди могут переживать различные эмоциональные состояния, в том числе внутреннюю пустоту. Это позволяет нам перейти к размышлениям об экзистенциальном вакууме.
По мысли В. Франкла, бегство от себя делает возможным обнаружить в себе пустоту [3]. Лавируя между разными аспектами жизни, у людей зачастую не хватает ресурсов на поиск своих уникальных смыслов. Экзистенциальный вакуум, с одной стороны, внутренняя опустошенность, с другой стороны, выражение интеллектуальной честности перед собой.
Люди живут в разных контекстах жизни, которые сопровождаются потенциальными возможностями. Однако современное общество нацелено на достижение, отсюда следует тенденция игнорировать свои желания, потребности ради эффективности, ради достижения. Данная тенденция обеспечивает рост прокрастинации, потому что требования к своей эффективности становятся выше. С одной стороны, тенденция к росту личности развивает человека: оттачивает свои навыки, ставя перед собой высокие цели, но при этом в ряде случаев возможны парадоксальные последствия, когда повышения цели приводят к тому, что человек отказывается от своих целей, что называется самопрепятствующим поведением, и тогда появляется такой эффект, как прокрастинация.
Литература
- Карловская Н.Н. Феноменологический опыт прокрастинации у студентов // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи. Материалы Всероссийской научно-практической конференцииОмск: Ом. гос. ун-т. 2010. С. 133-137.
- Мэй Р. Открытие Бытия. (А. Багрянцева, Перев.) М.: Институт общегуманитарных исследований. 2004.
- Франкл В. Доктор и душа. (Н.Е. Жуковская, Ред., & А.А. Бореев, Перев.) СПб.: Ювента. 1997.
Комментарии
Добавить комментарий