Разделы психологии:
Е.С. Кузина Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Психология окружающей среды, или экологическая психология, сформировалась в Западной Европе и США в конце 1960-х гг. В общем виде это дисциплина посвящена исследованию социофизической действительности, возникающей во взаимодействии системы общества — природа, и так называемых человек-средовых отношений [1]. Практически она направлена на гармонизацию отношений в системе «человек — общество — природа» и оптимизацию жизненной среды человека. Поскольку одним из ключевых средств этой задачи является формирование экофильного мышления, экопсихология стремится воздействовать на человека через институты его социального воспроизводства [2–4], в частности образование. Психология окружающей среды, или экологическая психология, затрагивает вопросы как микро-, так и макроповедения и анализирует жизненное пространство человека и средовое окружение, являясь, таким образом, междисциплинарной областью знания о психологических и поведенческих аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды, которая представляется значимым фактором социального взаимодействия и регуляции поведения человека [5, 6].
Гармонизация отношений человека и общества через формирование соответствующих установок посредством образования является темой, неоднократно поднимавшейся в педагогических системах прошлого, в частности, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинским. Именно формирование единой картины природных и социальных процессов в их интеграции позволяет человеку проектировать оптимальную среду для формирования и функционирования психики человека [7, 8]. Здесь важную роль играет вся совокупность факторов, из которых состоит влияние образовательной среды на человека, включая те, которым зачастую не уделяется должного внимания, например, видеоэкологической составляющей физического окружения, которая формирует эстетическое восприятие системы человек — природа.
Например, психоэмоциональный комфорт, способствующий развитию экофильного мышления трудно достижим при негативной видеоэкологии образовательной среды, например, серые и однообразные бедные архитектурные формы не способствуют формированию экофильного мышления [9]. Для детей младшего школьного возраста особенно важен постоянный контакт с природой, не сводящийся лишь к комнатным растениям на подоконнике школы. Также среда должны быть дружелюбной по отношению к здоровью и психологически безопасной [10].
Среди значимых факторов необходимо выделить такие макрофакторы, как социальное расслоение, криминализация общества, агрессивность информационной среды и общая дегуманизация, которая формирует факторы риска [11]. Следует отметить, что формирование экофильного мышления не должно носить чисто формальный характер, так как в силу воздействия вышеперечисленных факторов образовательная среда, функционирующая на основе экопсихологического подхода, может действительно стать значимым фактором формирования экофильного мышления только в том случае, если эта среда будет творческой и, отличаясь высокой внутренней мотивированность деятельности, вызывать эмоциональный подъем. Собственно весь процесс обучения человека с его первых шагов и до ухода из жизни — есть непрерывный процесс проектирования окружающей среды (домашней, профессиональной, виртуальной и пр.) с предупреждением и преодолением всевозможных угроз и рисков до достижения наивысшего уровня ее организации — экоакмеологической среды [12].
Литература
- Волобуев А.В. Философские идеи евразийства в контексте современной геополитики // Что день грядущий нам готовит? Сб. науч. тр. по материалам IV междунар. форума Финансового университета и XII фестиваля науки // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Казань: Отечество, 2018. С. 29–38.
- Ивлев В.Ю., Кузяков А.В., Баркова И.Н., Вильчинская Л.З., Головко Ю.В., Самсонова Н.Г., Еселев Е.А., Матисов С.К., Иноземцев В.А. Философия. Рабочая тетрадь. Методическое пособие / Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ). М., 2012. Ч. 3.
- Лебедев С.А. Постнеклассическая эпистемология: основные концепции // Философские науки. 2013. № 4. С. 69–83.
- Майкова В.П. Методология педагогики и экологическое мировоззрение // Социальногуманитарные знания. 2013. № 1. С. 289–297.
- Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Фалько В.И. Экология внешней и внутренней среды социоприродной системы (обзор международной конференции) // Вопросы философии. 2019. № 5. С. 210–214.
- Губанов Н.И., Губанов Н.Н. О пространственных свойствах ментальных явлений // Вестник Ишимского государственного педагогического института имени П.П. Ершова. 2014. № 3 (15). С. 90–96.
- Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика: учеб. пособие / М.Л. Баграмянц; Моск. экон.-лингв. ин-т., каф. общ. психологии. М., 2003.
- Майорова А.В. Проблемы экологии языковой среды // Экология языка: сб. науч. тр.; под ред. Е.Н. Сердобинцевой. Пенза, 2016. С. 6–10.
- Волобуев А.В. Фундаментализм в религии, науке и политике: краткий обзор // Гуманитарный вестник. 2017. № (55). С. 6. DOI: 10.18698/2306-8477-2017-5-439
- Ивлева М.И. Взаимосвязь медиа экологии и экологии личности в теории коммуникации Н. Постмана // Право и практика. 2017. № 3. С. 182–185.
- Волобуев А.В. Проблемы методологии исследования религиозного опыта // Матер. Всерос. конф. университетов и академических институтов РАН. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. С. 49–53.
- Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко. М.: Изд-во РУДН, 2011. 226 с.
Комментарии
Добавить комментарий