Начальный этап естествознания в основной школе: к вопросу о метапредметной диагностике

Высоцкая Елена Викторовна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования.
Хребтова Светлана Борисовна (Москва, Россия), кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии, Московский педагогический государственный университет.
Янишевская Мария Алексеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования.

Аннотация. Описаны результаты диагностики уровня сформированности метапредметных результатов семиклассников, связанных с успешностью усвоения естественнонаучных предметов по таким показателям, как смысловое чтение, умение использовать модель для решения задач, умение рассуждать, математическая компетентность.

Ключевые слова: метапредметные образовательные результаты, предметы естественнонаучного цикла (основная школа), диагностика.

THE INITIAL STAGE OF SCIENCES AT THE SECONDARY SCHOOL: TO THE QUESTION OF METASUBJECT DIAGNOSTICS

Vysotskaya Elena Viktorovna (Moscow, Russia), PhD in Psychology, Leading Research Fellow, Psychological Institute of Russian Academy of Education.
Khrebtova Svetlana Borisovna (Moscow, Russia), PhD of Chemistry, associate professor of organic chemistry, MPSU.
Yanishevskaya Maria Alekseevna (Moscow, Russia), PhD in Psychology, Leading Research Fellow, Psychological Institute of Russian Academy of Education.

Abstract. Results of diagnostics of metasubject results (seventh-graders) connected with success of assimilation of natural-science analyzed as indicators of semantic reading, ability to use model for the solution of tasks, ability to argue, mathematical competence are described.

Keywords: metasubject educational results, subjects of a natural-science cycle (secondary school), diagnostics.

Среди ключевых компетенций, необходимых учащимся, по мнению ряда европейских и отечественных исследователей, для обеспечения эффективной учебы и работы в будущем, обращают на себя внимание такие, как умение критически относиться к информации, в том числе рекламно-популярного характера, и способность учиться на протяжении всей жизни, особенно в сфере профессиональной занятости. Они заложены и в современные образовательные стандарты основного общего образования как требования достижения высоких результатов освоения образовательной программы, как «формирование… готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию», «владение основами… самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности»[1]. Значение этих требований к метапредметным образовательных результатов неоспоримо, однако подходы к их формированию и диагностике до сих пор проблематичны [2].

В основной школе дети начинают изучать предметы естественнонаучного цикла – биологию, физику, химию, физическую географию, которые для многих станут основой их будущей профессии. К усвоению их образовательный стандарт предъявляет определенные требования, которые не сводятся к обеспечению воспроизведения учащимися частных сведений из этих дисциплин, а содержательно связаны с тем, что обычно определяется как компетентность – предметная и метапредметная. Успешность освоения этих предметов в значительной степени определяется уровнем сформированности метапредметных образовательных результатов. Наличие метапредметных компетенций высокого уровня определяет, как правило, и уровень усвоения частного содержания учебных дисциплин, и способность учащегося решать предметные задачи на высоком уровне. Согласно образовательным стандартам[2], в их число входят «смысловое чтение», «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы», а также «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач», как образовательный результат и, с очевидностью, основа складывающейся у учащегося возможности осваивать учебные предметы.

Немаловажным образовательным результатом, особенно определяющим успешность освоения физики и химии, является достижение «функционального» уровня овладения предметными знаниями, в частности – математическими, которые усваиваются до знакомства с этими предметами, и который может обеспечивать использование их для решения задач как «свободное владение» требуемым материалом с пониманием его смысла, позволяющим ориентироваться не на частные приемы, а на общие основания собственных действий, подстраиваемых под конкретную незнакомую задачу.

Для оценки уровня метапредметных результатов учащихся, уже начавших изучать биологию и физическую географию, и приступающих к изучению физики и химии, была использована методика «Луна» [1]. Она построена на «нейтральном» материале, не требующем специфических знаний из области естественных наук, – только представлений, которые обычно формируются у всех школьников к концу обучения в начальной школе. Для решения части заданий надо было воспользоваться информацией, приведенной в предложенном учащимся тексте про Луну и смену лунных фаз. Выполнение их давало возможность оценить сформированность умения читать информационный текст естественнонаучного содержания, то есть, навык «смыслового чтения».

В других заданиях требовалось понять, как «работает» описанная в тексте модель «лунных часов» и отвечать на несложные вопросы о фазах Луны, опираясь на эту модель. Задания различной степени сложности предусматривали как простое использование модели, так и определенную ее модификацию. Третий тип заданий, также связанный сюжетно с Луной (необходимо было изобразить графически массы Земли и Луны, рассчитать длину земного экватора, зная расстояние до Луны и соотношение между этими расстояниями и пр.), в значительной степени проверял умение школьников выполнять хорошо освоенные на уроках математики арифметические действия при решении задач, относящихся к данным о Земле и Луне, сформулированным несколько «непривычным» образом. Это позволяло оценить успешность овладения ими математикой на функциональном уровне, то есть, оценить степень «превращения» предметного результата в метапредметный, обеспечивающий успешность усвоения других наук.

В таблице представлены результаты выполнения заданий семиклассниками одной из московских школ (вновь сформированные классы, куда зачислялись дети, учившиеся ранее в различных школах: всего 186 человек) в течение трех лет обследования. Результаты решения заданий позволили проанализировать уровень сформированности таких метапредметных показателей, как смысловое чтение; умение пользоваться предложенной моделью для решения задач; умение строить логические рассуждения и устанавливать причинно-следственные связи. Также был оценен уровень «математической компетентности», позволяющей безошибочно «применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин»[3].

Таблица. Уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у учащихся 7 класса
  Смысловое
чтение
Умение выделять и
использовать модель
Умение строить
логические рассуждения
Функциональное овладение
математическими понятиями
Сентябрь 2016 г. (54 чел.) 0,71 0,58 0,57 0,54
Сентябрь 2016 г. (54 чел.) 0,66 0,58 0,52 0,42
Сентябрь 2018 г. (65 чел.) 0,74 0,62 0,59 0,55

Примечание. Уменьшение уровня смыслового чтения и функционального овладения математическими понятиями у учащихся, пришедших в 7 класс в 2017 году, достоверно (Мана–Уитни, р≤0,05); остальные различия недостоверны.

Не останавливаясь на анализе причин некоторого «провала» одной из групп учащихся по ряду показателей успешности решения задач, отметим следующее:

1. Доля правильных решений заданий, по которым оценивался уровень сформированности метапредметных образовательных результатов, невысока (не превышает 0,74 по результату «смысловое чтение» и немногим превышает 0,5 по результатам «умение выделять и использовать модель» и «умение строить логические рассуждения»).

2. Доля правильных решений заданий, в которых требуется умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, невелика.

3. Результаты выполнения диагностических заданий коррелируют с экспертной оценкой учителей предметов естественнонаучного цикла. Отличие семиклассников 2017 года, подчеркнутое, как наиболее существенное, формулировалось ими, как «невозможность отказаться от неадекватных «бытовых», «псевдонаучных» представлений» при встрече с новым для них материалом естественнонаучных дисциплин, что и привело к меньшей успешности учащимися этой параллели в освоении предметов естественнонаучного цикла на протяжении 7 и 8 класса. Заметим, что именно эти семиклассники представляли собой контингент учащихся, на долю которых выпал массовый переход к повсеместному внедрению новых образовательных стандартов в начальную и основную школу и связанные с ним изменения в содержании обучения. Обследование учащихся следующего года поступления в школу (обучавшихся уже по стандартам, как обязательным), не продемонстрировало существенного прогресса по отношению к предыдущему уровню состояния анализируемых метапредметных результатов).

Полученные нами результаты демонстрируют, в частности, что требуемая новыми образовательными стандартами ориентация на метапредметную результативность обучения на начальной и основной ступенях образования не проявила себя как значимый фактор преобразования содержания и форм организации учебной деятельности учащихся в ряде московских школ. Актуальной задачей выхода на значимое ее изменение, по нашему мнению, является такая реорганизация учебного процесса, при которой сведения предметного характера будут обретать свое функциональное, метапредметное предназначение.

Литература

  1. Высоцкая Е.В. М.А. Янишевская. Возможность формирования метапредметных компонентов естественнонаучного образовательного результата у пятиклассников средствами учебного предмета // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов. – М.; СПб.: Нестор-История, 2016. Вып 8. – С. 360–374.
  2. Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы / Под ред. И.М. Улановской. – М.: ГБОУ ВПО «МГППУ», 2015. – 169 с.

[1] URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf, с.4–5/
[2]URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf, с. 10/
[3] URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf, с. 14.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б., Янишевская М.А. Начальный этап естествознания в основной школе: к вопросу о метапредметной диагностике // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 126-129.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки