А.М. Молокостова Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Интерес к адаптационным возможностям личности возрастает во времена социально-экономических и информационных трудностей для человека. Способность эффективно жить и действовать в сложном мире зависит не только от аналитических или иных специфических способностей, а определяется тем, как личность организует свое окружение. То, что сложилось многими тысячелетиями – общественный образ жизни в общине, облегчающий выживание, существование и дающее поддержку, стало разрушаться в ходе технического и экономического прогресса. В Советском Cоюзе идеологическое влияние снимало серьезные психологические проблемы в обществе тем, что государство решало и зачастую помогало сделать личностный и профессиональный выбор. Процесс получения профессионального образования, карьера или передвижение по службе зависели в меньшей мере от способностей, чем от личной активности человека. Время конкуренции и разобщенности требует от личности совсем других способностей – управлять своей жизнью и конструировать отношения с другими людьми в соответствии со своими потребностями, ценностями и ресурсами. Таким образом, интерес к социальному интеллекту не является праздным, он вызван объективной необходимостью найти действенные механизмы, направляющее эффективное приспособление к сложной окружающей среде.
Термин социальный интеллект впервые был впервые обозначен Эдвардом Торндайком в начале XX века, он определил его как «дальновидность в межличностных отношениях». Большинство исследований социального интеллекта, проведенных отечественными психологами, показывает связь социального интеллекта как свойства и социализации как способа формирования личностных свойств, обеспечивающих эффективную адаптацию к миру людей. стремление найти пути преодоления трудностей адаптации личности как процесса социализации–индивидуализации прослеживается в работах по педагогической психологии Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.М. Эткинда, В.Т. Лисовского, А.С. Запесоцкого, А.В. Мудрика и др. Самостоятельным предметом изучения социальный интеллект становится в работах М.И. Бобневой (1971), Ю.Н. Емельянова (1985), Д.В. Люсина и Д.В. Ушакова (2004), А.И. Савенкова (2006) и других авторов. Как когнитивная способность, социальный интеллект тесно связан с мышлением. В то же время это компетентность, которая постоянно преобразуется и обогащается. Механизмом формирования социального интеллекта является процесс социализации. Личность сознательно перерабатывает свой уникальный жизненный опыт, дающий ориентиры для дальнейшего применения знаний о себе и о других людях.
Социальные задачи индивиду преподносит окружающая среда, стечение обстоятельств и сложные взаимоотношения людей требуют вмешательства. Личная цель – обеспечить комфорт и положение в обществе, а в любой совместной работе продуктивные отношения способствуют достижению желаемого результата. Следовательно, общественное окружение должно быть согласно на такой выбор, контроль и даже власть. Так мы приходим к пониманию того, что социальный статус как отражение общественного признания связан с высоким социальным интеллектом. Вопросы о власти, достижении и значении социального статуса постоянно возникают во время семинарских и практических занятий со студентами.
Другим показателем успешной адаптации к среде, в том числе и социальной, является субъективное благополучие индивида. Этот показатель представляется нам наиболее информативным, и наша дальнейшая работа будет направлена на исследование субъективного благополучия индивида и его взаимосвязей с личностными особенностями.
В нашем исследовании, посвященном обнаружению взаимосвязи индивидуальных свойств и показателей социального интеллекта, участвовало 43 человека. Выборку составили студенты архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета. В данной статье мы представим результаты, полученные при обработке двух тестов – опросника формальнодинамических свойств В.М. Русалова, который, на наш взгляд, дает наиболее полное представление об индивидуально-типических свойствах, и тест социального интеллекта Гилфорда–Салливена, адаптированный Е.С. Михайловой-Алешиной. Математическая обработка проводилась с помощью программы компьютерной обработки «Статистика». Мы получили подтверждение значимой взаимосвязи между показателем «Способность видеть последствия поведения людей» и «Эмоциональность». Скорее всего, это закономерный результат. Высокая чувствительность к любым сигналам и информации, поступающей от окружения, приводит к пониманию того, какие события последуют за текущими действиями и словами. Физическая чувствительность, определяемая по опроснику В.М. Русалова, показывает врожденную чуткость к расхождению реальной ситуации и желаемого результата в области вещного или физического мира.
Вторая значимая взаимосвязь обнаружена между показателями «Способность к выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека» и «Социальная эмоциональность». Она имеет отрицательный знак, что говорит об обратной связи: чем больше показатель способности распознавать невербальные сигналы, тем меньше социальная чувствительность. Социальная чувствительность, определяемая по опроснику Русалова, показывает врожденную чуткость к расхождению реального и желаемого результата в общении. Эта взаимосвязь требует уточнения и дальнейшего изучения. В общении высочайшая чувствительность к социальным сигналам не приводит к успешному общению, приводя к излишней тревоге. Индивид начинает придавать избыточное значение тем сигналам, которыми можно пренебречь, так как они не всегда свидетельствуют о трудностях и негативном отношении партнера по общению.
Третья достоверная взаимосвязь обнаружена между показателями «Способность понимать изменения значения сходных вербальных реакций», «Социальная пластичность (гибкость)» и «Физический темп». Видимо, высокая чувствительность к речевым социальным сигналам и информации, поступающей от других людей, и приводит к пониманию речевых высказываний, смысл которых не является однозначным и явным, позволяет точно распознать истинный смысл речевого сообщения и точно формулировать свои высказывания. Гибкость в применении различных способов поведения и взаимодействия связана с тем, как точно индивид понимает истинный смысл сказанного партнером по общению. В то же время скорость моторных движений способствует быстрому переходу от одной схемы действия и общения к другой. Четвертая взаимосвязь также достоверно значима. Показатель способности понимать логику развития ситуации взаимодействия и показатель социальной эмоциональности имеют прямую связь. Понимание логики невозможно без постоянного внимания и чувствительности к текущим изменениям во взаимодействии и общении. Высокая чувствительность к расхождению желаемого и реального в общении основана на получении и быстрой обработке значения происходящих межличностных событий.
Итак, наше исследование подтвердило наличие взаимосвязи между показателями социального интеллекта и индивидуальными особенностями человека. Данное исследование требует продолжения, вероятно, столь малая выборка не дает полной картины и точного результата. Для нас также представляется интересным и требующим дальнейшего изучения тот факт, что полученные результаты относятся к представителям технической специальности, мыслительная деятельность которых относится к сфере математических и наглядно-образных действий. Социальное взаимодействие пока не являлось сферой, требующей от них внимания и развития. В то же время деятельность любого специалиста в современном мире требует способности конструктивно взаимодействовать, управлять и совместно трудиться. Изучение субъективного благополучия поможет расширить представления о роли врожденных и приобретенных свойств в успешном социальном интеллекте и позволит найти действенные и доступные средства для развития социального интеллекта как способности эффективно, дальновидно и комфортно жить и работать.
Комментарии
Добавить комментарий