Н.И. Константинова Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва
Пианист и педагог А. Гольденвейзер считал, что почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной степени музыкальностью и способностью ее развивать.
Обычно под «одаренностью» понимаются выдающиеся музыкальные способности, которые часто обнаруживаются у детей в раннем возрасте: С. Рахманинов в 4 года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена; Р. Штраус в 4 года начал учиться игре на фортепиано, а в 6 лет стал автором «Увертюры для оркестра»; К. Сен-Санс в 2,5 года уже играл на рояле, в 7 лет писал симфонические произведения. Этот список можно продолжить.
При всей своей индивидуальности музыкальные дети имеют некоторые общие черты:
– они очень рано начинают интересоваться звучащими предметами;
– с очень раннего возраста начинают интонировать мелодии (раньше начинают петь, чем говорить);
– с легкостью запоминают название нот, читают с листа;
– любят играть по слуху понравившиеся произведения;
– музыкальные произведения исполняют выразительно и осмысленно;
– во время музыкальных занятий могут концентрироваться;
– проявляют интерес к различным музыкальным инструментам и с удовольствием овладевают игрой на них;
– в раннем возрасте начинают сочинять произведения и пытаются их записывать.
Очень важна и музыкальная среда, с которой соприкасается ребенок. Многие музыканты-педагоги считают, что перед тем, как начать учиться играть на том или ином инструменте, ребенок должен иметь определенный музыкальный багаж. В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г. Нейгауз писал: «Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему младенцем Моцарт “сразу” заиграл на фортепиано и на скрипке».
Музыкальная одаренность – это сочетание музыкальных способностей, их комплекс, в который входят: Музыкальный слух, богатство воображения, творческая инициатива, волевые особенности, любовь к музыке. Музыкальная одаренность – совокупность задатков и результат их развития.
Музыкальный слух является связующим звеном между эмоциональным и сознательным отношением к музыке. Способность к слуховой дифференциации связана с ладовым чувством, то есть способностью «эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии» (Б.М. Теплов).
Являясь сложным явлением, Музыкальный слух включает компоненты:
– звуковысотный слух (мелодический и гармонический);
– чувство лада;
– чувство ритма.
«Мелодический слух есть качественное своеобразие восприятия мелодии, проявляющееся в особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувствительности к точности интонации» (Б.М. Теплов). А гармонический слух – «переход от “простого” ощущения к “сложному”, переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно» (Б.М. Теплов).
Развитие музыкального слуха осуществляется путем целенаправленной работы. Более высокая ступень развития музыкального слуха – внутренний слух – способность понимать музыку, читая ее глазами.
Педагогу-музыканту следует помнить о ценности самой одаренности, стараться сохранить и развить этот редкий дар, пытаться поднять до этого уровня все личностное развитие, «учить бесконечному вслушиванию в музыку» (К.Н. Игумнов), «воспитывать думающий слух» (Ф.М. Блуменфельд).
В контексте деятельностного подхода выделяются разные уровни мотивации – уровень деятельности и надситуативный. мотивация надситуативного уровня или доминирующая мотивация представляет собой мотивационные тенденции, определяющие основные линии поведения в различных ситуациях и при включении в различные виды деятельности (И.Ю. Кулагина).
По В.Н. Колюцкому:
– гедонистическая направленность отвечает принципу удовольствия (в младшем возрасте – чрезмерное потребление сладкого, развлечения);
– эгоцентрическая направленность – принципу реальности (в младшем возрасте – высокие отметки, награды);
– духовно-нравственная направленность – принципу ценности (в младшем возрасте – интерес к учебным предметам, увлеченность занятиями, любовь к близким).
В эмпирическом исследовании, проведенном С.В. Гани, было показано, что в третьем классе не сформирована мотивационная система у 25%учеников. Наиболее развитым видом мотивации является духовно-нравственная мотивация (55%). Эгоцентрическая мотивация представлена слабо (5%), а в сочетании с духовно-нравственной – у 15% учащихся.
Эмпирическое исследование проведено в группе младших школьников (30 человек), обучающихся в третьем классе музыкальной школы.
Цель исследования – выявить характер доминирующей мотивации, связанной с системой желаний, предпочтений, потребностей у младших школьников с разным уровнем развития музыкальных способностей.
Использованы методики: метод экспертных оценок (для определения уровня музыкальных способностей); «Доминирующая мотивация» (методика И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого, вариант для младшего школьного возраста).
Были получены следующие результаты:
- дети с высоким уровнем развития музыкальных способностей показали сформированность мотивационной системы (отсутствует неопределенная мотивация), в этой группе высокий уровень духовно-нравственной мотивации (66,7%);
- дети с низким и средним уровнем развития музыкальных способностей показали несформированность мотивационной системы (неопределенная мотивация почти у 20%); духовно-нравственная мотивация у 56% учащихся со средним уровнем развития музыкальных способностей и 40% – с низким уровнем развития музыкальных способностей;
- эгоцентрическая мотивация отсутствует у детей с высоким уровнем развития способностей; 6,2% и 20% соответственно показали учащиеся со средним и низким уровнем развития музыкальных способностей;
- выраженная гедонистическая тенденция выявлена не была.
Таким образом, можно говорить, что у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем развития музыкальных способностей выстраивается иерархия доминирующих мотивов; дети со средним и низким уровнем развития музыкальных способностей показали результаты, которые приближены к результатам их сверстников, не занимающихся музыкой. Гедонистическая мотивация не характерна для детей.
Комментарии
Добавить комментарий