А.А. Дьячков Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева, г. Новосибирск
Интеллект (от лат. intellectus – разумение, Понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. (Краткий психологический словарь, 1985).
Многим родителям и педагогам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда ребенок на уроках решает задачи по математике с достаточной степенью легкости, но оказывается явно непригоден к тому, чтобы сделать в магазине покупки по списку, врученному родителями. Назревает вопрос о смысле его обучения теоретическому материалу, если на практике, в частности в магазине, ребенок не может решить элементарные задачи.
Такая же ситуация обстоит с выпускниками высших военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВВОУВПО), когда молодой офицер, закончивший ВВОУВПО с дипломом с отличием или даже с золотой медалью, на практике не может своевременно выполнить поставленную задачу, грамотно сформулировать задачу подчиненному личному составу, ориентироваться в оперативной обстановке.
Конечно, при достижении определенного боевого, служебного, командного и другого опыта офицер в большинстве случаев научается выполнять практические задачи, так же как с возрастом школьник освоит искусство ходить по магазинам. Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Психология, 1990). Возникает проблема, как научить на практике быстро применять полученные теоретические знания. Здесь неизбежно начинаются разговоры о том, что, дескать, из информации, полученной нами в школах-институтах, в жизни и в карьере нами применяется не более 5%. А с другой стороны баррикад мгновенно поступают возражения: если бы нас учили только тому, что нужно в повседневной жизни, мы бы были «беспросветно тупы», а фундаментальная наука исчезла бы с лица земли.
Но к вопросу можно подойти и с другой точки зрения: есть теоретическое знание и есть практические навыки, теоретическое и практическое мышление. Психологи используют понятие «практический интеллект», который имеет такое же право на существование, как общий интеллект или как математическая одаренность.
В самом общем виде практический интеллект – это умение ориентироваться в социуме, ладить с людьми и решать задачи прикладного, реального свойства. Считается, что люди с развитым практически интеллектом умеют хорошо понимать поведение других и собственные мотивы, быстро умеют налаживать контакты с окружающими и в своей деятельности нацелены на результат.
Классики, разрабатывавшие проблему практического мышления, указывали на некоторые его существенные, отличительные признаки. Главным из них является то, что практическое мышление непосредственно связано с практикой, в отличие от теоретического, которое связано с практикой опосредованно. Однако, само Понимание «непосредственной» связи не разъяснялось или иллюстрировалось на очень простых примерах наглядно-действенного мышления, то есть зачастую осуществлялась редукция практического мышления к ранним формам детского или первобытного мышления (Рубинштейн, 1946).
Значительным событием в разработке теории практического мышления, в понимании природы «практика» явилась работа Б.М. Теплова (1981), в которой решительно отвергается отождествление практического мышления с нагляднодейственным. Работа практического ума здесь показана во всей ее сложности и специфике.
По мнению Б.М. Теплова работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на временном отходе, отступления от практики. Работа практического ума сосредоточена главным образом на второй части процесса познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, для которого и производится теоретический отход (Теплов, 1990).
Особенность управленческой деятельности офицера состоит в том, что она объединяет в себе собственно деятельностный аспект, ориентированный на выполнение поставленных задач, а также внутренний личностно опосредованный, мыслительный процесс принятия решений. Двуединство данных аспектов востребует способность к осуществлению процессов перехода как из практической в теоретическую плоскость, так и применения теоретических построений в практике. Практический интеллект является одним из важнейших профессиональных качеств военного.
Готовность офицера принимать практические управленческие решения выступает как цель и результат учебно-воспитательного процесса в военном вузе и представляет собой целостное свойство личности, обеспечивающее офицеру выполнение не только офицерских обязанностей, но и позволяющее занимать высокое место в иерархической структуре неформальных взаимоотношений в воинском коллективе.
Необходимо отметить, что, несмотря на значение практического интеллекта для сферы военной деятельности человека, на его развитие в системе военного образования обращается пока еще очень мало внимания, не выделены специфические составляющие практического интеллекта, востребованные именно в деятельности военного, не разработаны также достаточно обоснованные методы его развития.
Литература
- Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. М.: Политиздат, 1985.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
- Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- Теплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990.
Комментарии
Добавить комментарий