Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», г. Пермь
Взаимодействие научных школ Б.М. Теплова и В.С. Мерлина имеет более чем полувековую историю и проявлялось в личных симпатиях и научных контактах руководителей этих школ, а также многолетних сохранившихся до настоящего времени личных и деловых взаимоотношениях их учеников и последователей.
Это взаимодействие осуществлялось и осуществляется в разных формах и по разным направлениям.
Одно из направлений заключается в изучении свойств общего типа нервной системы и их психологических проявлений. В историческом плане изучение отмеченных свойств на начальном этапе параллельно осуществлялось в обеих лабораториях. Постепенно в лаборатории Б.М. Теплова перешли к более широкому и углубленному изучению свойств нервной системы, в ходе которого был открыт ряд новых свойств (лабильность, динамичность и др.), а в лаборатории В.С. Мерлина – к изучению проявлений свойств нервной системы в деятельности и различных жизненных ситуациях. Это позволило расширить представления об индивидуальности и ее детерминантах.
Во-первых, были разработаны перечни жизненных проявлений основных свойств нервной системы (А.И. Ильина, И.М. Палей), которые в дальнейшем наряду с экспериментальными методиками были использованы для диагностики отмеченных свойств.
Во-вторых, были развернуты исследования по изучению индивидуальных стилей трудовой, учебной и спортивной деятельности в связи с подвижностью и силой нервной системы (Е.А. Климов, Л.А. Копытова, М.Р. Щукин, Б.И. Якубчик, А.К. Байметов).
Параллельно исследования стилей разных видов деятельности стали осуществляться и в школе Б.М. Теплова (К.М. Гуревич и его ученики, Н.С. Лейтес).
В школе В.С. Мерлина обозначилось новое направление в изучении свойств индивидуальности – изучение проявлений свойств нервной системы в индивидуальных свойствах различных уровней организации человека – от психодинамических до социально-психологических. Этот факт зафиксирован и в истории отечественной школы дифференциальной психофизиологии (Умрихин, 1987). В ряде исследований было показано, что по мере развития индивидуальности изменяется характер взаимосвязи между свойствами нервной системы и другими свойствами индивидуальности, что определяет долю вклада нейродинамических свойств в развитие индивидуальности и ее детерминантности (О.С. Самбикина, С.Ю. Жданова, Е.И. Сибирякова, Е.Г. Кузнецова).
В какой-то мере сходные факты получены и в школе Б.М. Теплова К.М. Гуревичем, обнаружившим связь профпригодности не только со свойствами нервной системы, но и с другими характеристиками индивидуальности (мотивационными, личностными, социально-психологическими).
В связи с изучением различных видов стилей в школе В.С. Мерлина активно стали разрабатываться проблемы взаимодействия внутренних условий стиля, в качестве которых выступают задействованные в нем разноуровневые свойства интегральной индивидуальности, и внешних условий и требований деятельности (Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин и их ученики).
Другое направление взаимодействия школ Б.М. Теплова и В.С. Мерлина проявляется во взаимном дополнении теории способностей. Как известно, Б.М. Теплов выделил три основных критерия способности, а В.С. Мерлин их дополнил еще двумя основными критериями:
– продуктивные индивидуально-своеобразные приемы и способы работы;
– свойства индивидуальности и свойства личности, так как способности «характеризуются не только свойствами ума, но и всеми свойствами индивидуума».
При этом следует отметить, что как в школе Б.М. Теплова, так и в школе В.С. Мерлина теоретические представления были построены на основе богатого эмпирического материала: в школе Б.М. Теплова – помимо его работ – исследования Н.С. Лейтеса, Э.А. Голубевой, М.К. Кабардова и их сотрудников. В школе В.С. Мерлина – помимо его работ – исследования Б.А. Вяткина, Т.М. Хрусталевой и их сотрудников. Таким образом, традиции эмпирического исследования способностей, заложенные Б.М. Тепловым и В.С. Мерлиным, развиваются и обогащаются в современных работах представителей этих школ.
Третье направление взаимодействия двух научных школ заключается в том, что генетические исследования в школе Б.М. Теплова (И.В. Равич-Щербо, М.С. Егорова, С.Б. Малых и их сотрудники) по существу явились предикторами развития генетического направления исследований интегральной индивидуальности в школе В.С. Мерлина. Оно развивается в пермской психологической школе в работах Е.А. Силиной, Д.С. Кориненко и их сотрудников. На основе эмпирических фактов, полученных в лабораториях обеих психологических школ, поставлен вопрос о построении психогенетической концепции интегральной индивидуальности, которая предполагает объединение психогенетических принципов (школа Б.М. Теплова) и принципов интегрального исследования индивидуальности (школа В.С. Мерлина).
Таким образом, взаимодействие научных школ Б.М. Теплова и В.С. Мерлина, начатое их основателями, продолжает эффективно развиваться и приносит свои плоды в изучении проблем индивидуальных различий и индивидуальности человека.
Комментарии
Добавить комментарий