Проблема влияния типологических свойств нервной системы на функционирование высших психических функций

К.Н. Василевская Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва

В 1946 году Б.М. Теплов начал новое направление – изучение психофизиологических основ индивидуальных различий людей на базе Павловского учения о типах ВНД и об основных свойствах нервной системы. По Теплову, «тип ВНД есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека» (Теплов, 1997). В качестве методологии исследований в рамках дифференциальной психофизиологии Теплов указывал «не отыскание приемов разбивки людей на несколько “типов”, а глубокое экспериментальное исследование физиологической сущности тех первичных параметров, свойств нервной системы, которые формируют структуру динамических проявлений индивидуальности, и характера их соотношений в этой структуре – их “сочетаемости”». Он обосновывал подход «от свойств к “типам”, а не от “типов” к свойствам» (Небылицын, 1997). В качестве исходных свойств нервной системы были выделены: сила–слабость, подвижность–инертность, уравновешенность– неуравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения). Кроме того, Тепловым была высказана идея о необходимости выделения ряда новых свойств, несводимых к уже известным трем.

Наше исследование было нацелено на изучение индивидуальнотипологических особенностей автобиографической памяти. Автобиографическая память представляет собой одну из подсистем долговременной декларативной памяти (наряду с эпизодической и семантической), которая оперирует воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях (M. Conway, Niesser, D. Pillemer, E. Loftus, K. Nelson, В.В. Нуркова). Известно, что автобиографическая память в онтогенезе формируется позже других мнемических подсистем. Например, в нашем исследовании (Василевская, 2008) было показано, что не только количественные показатели автобиографической памяти (количество воспоминаний, их тематическое разнообразие и т.д.), но и функциональные предпочтения изменяются вплоть до возраста 22–27 лет. Функции автобиографической памяти отражают те цели (задачи, ситуации), для решения которых субъект преимущественно обращается к ресурсам своей автобиографической памяти. Например, автобиографическая память может выступать компонентом регуляторного опыта (А.К. Осницкий), то есть в целях саморегуляции субъект может обращаться к некоторым воспоминаниям, которые позволяют ему «погрузиться» в нужное эмоциональное состояние. Помимо саморегуляционной функции автобиографической памяти, выделяют коммуникативные, личностные, прагматические и экзистенциальные функции. Для определения ведущих функций автобиографической памяти личности разработаны два зарубежных опросника (TALE – S. Bluck и RFS – J.Webster). Однако они очень неоднозначно были восприняты российскими испытуемыми, в связи с чем мы разработали свой опросник «Функции автобиографической памяти» (Василевская, 2008), результаты которого коррелируют с соответствующими шкалами зарубежным опросников, и кроме того, дают возможность оценить дополнительные параметры индивидуальных особенностей автобиографической памяти личности.

Итак, исследование индивидуальных особенностей автобиографической памяти было проведено на выборке из 213 человек, в возрасте 17–86 лет, из них 68 мужчин и 145 женщин; асимметрия и эксцесс соответствуют нормальному распределению.

Анализ возрастных особенностей показателей автобиографической памяти проводился с помощью однофакторного дисперсионного анализа, испытуемые были предварительно разделены на пять равных групп. Самая юная группа испытуемых 17–19 лет показала значимые отклонения практически по всем показателям автобиографической памяти, и даже по выраженности личностных черт (по Кеттеллу). В связи с этим, данную группу анализировали отдельно. Примечательно, что максимальное тематическое разнообразие и плотность воспоминаний была отмечена у испытуемых 27–35 лет; мы полагаем, что именно в этом возрасте происходит «расцвет» автобиографической памяти. Следует обратить на этот факт особое внимание, в связи с тем, что большинство психологических исследований проводится на студентах-психологах.

Наряду с опросниками было проведено ЭЭГ-исследование, сравнительные результаты которого также показали примечательные возрастные особенности. Сопоставление данных «юных» и «взрослых» испытуемых выявило факт изменения роли физиологических предпосылок функционирования АП в различных возрастных группах. Так, например, в группе «молодых» испытуемых высокий уровень коммуникативной функции автобиографической памяти связан со свойством активированности нервной системы. Однако в группе «взрослых» испытуемых та же коммуникативная функция автобиографической памяти была ведущей, напротив, у испытуемых с инактивированной нервной системой (ЭЭГдиагностика типологических свойств проводилась по критериям, принятым в лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО). Другими словами, в процессе развития автобиографическая память «опирается» на физиологические ресурсы – на свойства нервной системы (активированная нервная система позволяет легко вступать в процессы коммуникации, поддерживать связи, активно участвовать в общении, и свои воспоминания данные испытуемые тоже преимущественно используют в коммуникативных целях, – то есть мы видим тут прямое соответствие свойств нервной системы и особенностей психической функции). Однако после своего становления автобиографическая память становится средством (по Л.С. Выготскому), с помощью которого компенсируются природные ограничения, – и действительно, мы видим, что обращение к своим воспоминаниям с целью установления новых связей, поддержания коммуникации, социальных связей и пр. (то есть высокие показатели коммуникативной функции автобиографической памяти) проявляется уже у испытуемых с инактивированной нервной системой, для которых коммуникативные процессы затруднительны без внешнего средства.

Аналогично, саморегуляционная функция автобиографической памяти высоко развита у молодых испытуемых с инактивированной нервной системой (снова – прямое соответствие) и у взрослых испытуемых с активированной нервной системой (то есть у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения). Парадоксальность обнаруженного эффекта в том, что именно тормозные процессы позволяют эффективно управлять своим поведением, регулировать его. Следовательно, если в период своего становления автобиографическая память опирается на особенности нервной системы (прямое соответствие), то зрелая АП становится средством преобразования природных ограничений. Данная интерпретация соответствует теории Л.С. Выготского о механизмах становления высших психических функций.

Традиционное Понимание свойств нервной системы как природных предпосылок индивидуальных особенностей психики, очевидно, нуждается сегодня в определенных уточнениях. Так, например, в исследованиях лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии были прослежены свойства нервной системы, способствующие проявлениям музыкальных способностей на разных этапах онтогенеза. Для младших школьников таким свойством нервной системы была лабильность нервной системы (Гусева, Медянников, 1985), в подростковом возрасте с музыкальными способностями коррелировали уже два свойства нервной системы – слабость и лабильность (Левочкина, 1989). А на выборке студентов были обнаружены корреляционные связи уже со всеми тремя свойствами нервной системы: наиболее успешные по музыкальным дисциплинам студентки проявляли свойства силы, лабильности и активированности (Аминов и др., 1989). Другими словами, по мере обучения вовлекается все больше свойств нервной системы. Тогда как Понимание свойств как врожденных задатков развития способностей теоретически предсказывает другие результаты – скорее, в младшем возрасте физиологические задатки должны были бы определять способности в большей мере, чем во взрослом возрасте, когда уже накладываются эффекты от многолетнего обучения.

Данные Н.Е. Высотской и А.М. Сухаревой (1974) показывают, что с возрастом и сами свойства нервной системы могут претерпевать некоторые изменения. Например, в обычных школах количество лиц со слабой нервной системой уменьшается к концу обучения, в хореографическом же училище – напротив, учащиеся все больше развивают, вероятно, то свойство, которое позволяет им в большей мере развивать профессионализм.

Таким образом, исследования психологических и психофизиологических различий в школе Теплова–Небылицына не теряют своей актуальности и служат формулировке все новых гипотез и прикладных задач.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Василевская К.Н. Проблема влияния типологических свойств нервной системы на функционирование высших психических функций // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 90-92.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки