Н.Я. Большунова Новосибирский государственный педагогический университет,
Е.А. Портянкина Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
Наши исследования и данные разных авторов свидетельствуют, что потребность в психологической помощи у российских респондентов не превышает 10–20% в разных выборках – именно столько людей готовы обратиться к психологу при появлении тех или иных личностных проблем. Причем, отвечая на вопрос о том, почему они не будут обращаться к психологу, обычно респонденты называют следующие причины: «Стыдно», «С какой стати я буду откровенничать перед чужим человеком», «Я предпочитаю самостоятельно разбираться со своими проблемами», указывается также на недоверие к психологу, на то, что предпочтительнее обращаться к близкому человеку (друзьям, родственникам) и пр. Не исключая иных причин (недостаточный профессионализм практических психологов, отсутствие сведений о профессии у населения и неадекватное Понимание содержания деятельности психолога и др.), мы полагаем, что в совокупности этот комплекс причин указывает, по-видимому, на культуральные основания низкой популярности услуг психолога. Причем низкий уровень потребности в психологах наблюдается несмотря на то, что специалисты отмечают высокий уровень невротизации населения, массовый психологический стресс, увеличение количества детей с нервно-психическими заболеваниями, дисгармоническим развитием и общим психическим недоразвитием и др. психологическими и личностными проблемами (Фельдштейн, 2010), обусловленными неблагоприятной во многих отношениях современной социокультурной ситуацией.
Культуральная специфика проявляется в системе ожиданий по отношению человеку, которому можно доверить свои личностные и психологические проблемы: это должен быть человек неравнодушный, не отчужденный, не профессионал-функционер, владеющий определенными психологическими технологиями, но человек мудрый, эмоционально отзывчивый, диалогичный. Вспомним традицию долгих задушевных разговоров с близким человеком, столь свойственную российскому менталитету даже в наше время скоростей, быстротекущих изменений, информационных взрывов. Такая культуральная специфика вступает в противоречие с массово применяемыми современными практическими психологами техниками, ориентированными на технологичность, функциональность, прагматичность (один из стандартных аргументов: «Эта психотехнология (программа, тренинг и пр.) работает», то есть клиент уходит удовлетворенным. Правда, при этом не понятно, на что же именно она работает).
Исследование особенностей профессионального самоопределения психологов-старшекурсников новосибирских вузов свидетельствует, что, описывая черты личности, необходимые психологу, они более всего обращают внимание на такие качества как способность к рефлексии, сопереживанию и эмпатии, желание помочь, наряду с коммуникативностью. Таким образом, и у студентов, готовящихся к профессиональной деятельности психолога, актуализированы те же ожидания к человеческим качествам специалиста, которые наблюдаются у большей части населения. В то же время, подготовка психолога в вузе, как правило, включает в себя разнообразный теоретический материал и освоение техник (проведения тренингов, психоконсультирования, психокоррекции и пр.).
В последнее время психологи все чаще формулируют проблему социальной релевантности и социальной ниши психологии (Юревич, 2008; Юревич, Ушаков, 2008). Не умаляя ее значения, мы хотели бы обозначить проблему социокультурной релевантности деятельности практического психолога. Иначе говоря, для того чтобы она была востребована, необходимо ориентироваться и ориентировать студентов на освоение таких парадигм работы, которые соответствуют культурально обусловленным ожиданиям к психологу как к человеку, который способен быть умным, отзывчивым собеседником, может выслушать, понять и актуализировать у обратившихся за помощью и поддержкой потребность в самопонимании, ответственности за свои выборы и решения. Тем более что такие формы работы соответствуют традициям отечественной психологии в целом и уже применяются в современной отечественной психологии (Большунова, 2007; Жутикова, 1990; Флоренская, 2001; и др.).
Весьма продуктивным в этом отношении является принцип, сформулированный в работах М.К. Кабардова (2001) – «учитель – метод – ученик» – в его социокультурном контексте: психолог должен работать с человеком, принимая во внимание не только его индивидуальные особенности и специфику личностных проблем, но и его культуральную специфику. Психологу также желательно избирать такие методы и формы работы, которые соответствуют его собственному социокультурному самоопределению, что поможет ему справиться с противоречиями профессионального самоопределения, когда его культуральная принадлежность и методы работы выступают как не соответствующие друг другу.
Литература
- Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: Дисс. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 2007.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. М.: Просвещение, 1990.
- Кабардов М.К. Введение в профессию: Практическая психология в системе образования. М.: Изд-во УРАО, 2001.
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 12–18.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001.
- Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии // Социокультурные проблемы современного человека: Материалы III Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. Т. 1. С. 5–14.
- Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новое направление психологических исследований // Социокультурные проблемы современного человека: Материалы III Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. Т. 2. С. 5–22.
Комментарии
Добавить комментарий