Роль нейродинамической пластичности с позиций эффективности формирования адаптивного ответа

П.А. Байгужин ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

Одним из ведущих признаков индивидуального здоровья человека является способность организма адаптироваться к условиям влияния факторов среды. Адекватное течение адаптации обусловливает оптимальное проявление работоспособности, в свою очередь определяющей результативность и эффективность учебно-профессиональной деятельности индивидуума.

В настоящее время разработка проблемы зависимости поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой деятельности индивидуума является ведущей в методологическом и экспериментальном обеспечении психофизиологических исследований адаптации к условиям учебно-профессиональной деятельности.

Результаты исследований, предметом которых является зависимость адаптивно-приспособительных реакций от нейродинамических показателей человека, указывают на необходимость учета адаптивной пластичности и устойчивости нейродинамических процессов в вопросах дифференциации типов адаптивных реакций и поведения человека. Так, С.И. Сороко полагает, что пластичность и устойчивость нейродинамических процессов относятся к основным индивидуально-типологическим свойствам нервной системы человека и могут быть одними из прогностических критериев адаптоспособности человека к условиям внешней среды. Известно, что тип нейродинамической пластичности характеризует уровень соподчинения высших регуляторных систем ЦНС, а также уровень адаптивных возможностей. Лицам с высоким типом нейродинамической пластичности свойственен корковый тип регуляции, со средним – корковолимбический, а с низким – лимбико-стволовой (Василевский и др., 1996).

П.К. Анохин (1958) утверждал, что «функциональная система имеет вполне специфические для нее свойства, которые в целом придают ей пластичность, подвижность и в какой-то степени независимость от готовых жестких конструкций различных связей, как в пределах самой центральной системы, так и в масштабе целого организма».

По результатам оценки вегетативного обеспечения напряженной умственной работы студенток (показатели вариабельности сердечного ритма) нами реализована попытка определения роли нейродинамической пластичности с позиций эффективности формирования адаптивного ответа. Обследуемым (42 студентки, средний возраст – 19,3 года) в формате экзамена предлагалось выполнение регламентированной тестовой нагрузки. Практический интерес имеет решение вопросов организации и соотношения свойств нервной системы на различных уровнях ее деятельности, функционального состояния (Небылицын, 2000).

Достоверных отличий при сравнении функциональных психофизиологических состояний в экзаменационный и постэкзаменационный периоды не обнаружено.

При изучении на индивидуальном уровне особенности проявления свойства «уравновешенность» были зафиксированы случаи перехода – изменения состояния, рассматриваемые нами как адаптивный результат на высшем уровне организации деятельности в ответ на напряженную ментальную нагрузку.

В ситуации экзамена выявлено 36,6% случаев перехода из типа в тип. Таким образом, более трети обследуемых имеют тенденцию к перестройке условий формирования адаптивного ответа на уровне центральной нервной системы. Далее мы разделили всех обследуемых студенток на две группы, где критерием дифференциации явился факт перехода из одного психофизиологического состояния в другое, выявленное на индивидуальном уровне. При этом направленность перехода не имела принципиального значения и рассматривалась нами как срочный приспособительный эффект к условиям ментальной нагрузки. Группу студенток, имеющих переход из одного психотипа в другой, отнесли к условно лабильному типу реакции (от лат. labilis – скользящий, неустойчивый), а студенток, находящихся в одном психотипе как в предэкзаменационный период, так и после экзамена – к условно ригидному типу (от лат. rigidus – твердый, оцепенелый).

Такого рода дифференциация подкрепляется данными анализа вариабельности ритма сердца, где также независимо от типа ментальной нагрузки достоверно увеличивается мощность низкочастотного компонента второго порядка в модуляции ритма сердца (VLF). Последний является физиологическим маркером выраженной психоэмоциональной напряженности как функционального состояния (Хаспекова, 2003).

Выявленная особенность имеет большое прикладное значение в решении вопросов, отражающих варианты или типы срочных адаптивных реакций в ответ на выполнение ментальной нагрузки. Так, в литературе имеются результаты исследований, характеризующие проявление типов реакций во время когнитивной деятельности (Данилова, Астафьев, 1999; Казин и др., 2002), действия факторов риска и патологии (Бутуханов, 2011; Василевский и др., 2006).

Следует выделить особенность, проявляющуюся в отсутствии достоверно значимого прироста значений очень низкочастотных (VLF-компонент) и низкочастотных колебаний, модулирующих ритм сердца у студенток, отнесенных к «лабильному» типу реагирования. У представительниц «ригидного» типа реагирования по указанным компонентам регуляции ритма сердца отмечается достоверно значимый прирост значений (p0,05). Выявленный прирост низкочастотных колебаний в системе регуляций сердечного ритма у студенток «ригидного» типа реагирования в ответ на моделированную ментальную нагрузку указывает на интенсивную мобилизацию энергетических и метаболических резервов в ответ на психоэмоциональное напряжение.

Указанные особенности регуляции ритма сердца у студенток с «ригидным» типом реагирования на ментальную нагрузку дополняются динамическими изменениями показателей кардиоинтервалографии: снижением амплитуды моды и индекса напряжения на фоне увеличения показателя вариационного размаха и математического ожидания (p0,05).

Таким образом, ситуация экзамена инициирует более выраженную реакцию активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы у студенток с «ригидным» типом реагирования по сравнению со студентками, отнесенными к группе «лабильных». Отсюда реакцию организма на напряженную ментальную нагрузку, вызывающую изменения нейродинамичеких процессов (группа «лабильного» типа), считаем адекватной сложившимся условиям деятельности, характеризующей, кроме того, экономичность вегетативного обеспечения, на что указывает относительно низкий прирост мощности VLF-компонента. Такой результат поддерживается мнением С.Е. Павлова, который указывает на доминирование принципа минимальности затрат усилий для получения того или иного результата в формировании функциональной системы. Автор считает, что для организма важно не только, какой результат получен, но и то, как он получен. Таким образом, в определение функциональной системы должны быть введены не только все параметры конечного результата ее работы, но и параметры процесса, который приводит к конкретному конечному результату (Павлов, 2000).

Выявленные особенности регуляции ритма сердца у лиц с различным типом реагирования на ментальную нагрузку являются, на наш взгляд, адекватными условиям проведения функциональной нагрузки, с одной стороны, определяемой степенью значимости конечного (полезного) результата деятельности; с другой – определяющей поведенческие реакции, в том числе отражающиеся на вегетативном обеспечении деятельности сердца.

Литература

  1. Бутуханов В.В. Реакция нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем на биорезонансное лечение остеохондроза // http://butuhanov-irk.narod.ru/stat/nerv_osteh. html (08.10.2011).
  2. Василевский Н.Н., Суворов Н.Б., Сидоров Ю.А., Бавтюшко В.Г. Факторы риска и некоторые особенности патологии в зависимости от типа организации нейродинамики головного мозга // Вестник РАМН. 1996. № 9. С. 14–18.
  3. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журнал ВНД. 1999. Т. 49. Вып. 1. С. 28–37.
  4. Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 3. С. 23–29.
  5. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: Сборник статей. М., 2000. С. 179–193.
  6. Павлов С.Е. адаптация. М.: Паруса, 2000.
  7. Хаспекова Н.Б. Диагностическая информативность мониторирования вариабельности ритма сердца // Вестник аритмологии. 2003. Т. 32. С. 15.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Байгужин П.А. Роль нейродинамической пластичности с позиций эффективности формирования адаптивного ответа // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 66-69.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки