Альтернативные методологии как философское основание когнитивной психологии: Э. Мах и Э. Гуссерль

Н.В. Бряник Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: когнитивная психология; искусственный интеллект; философское основание; методология; принцип; Э. Мах; Э. Гуссерль.

Введение. В философских концепциях познания выделяются диаметрально противоположные подходы, связанные с именами Э. Маха и Э. Гуссерля. В механизмах познания они раскрыли такие составляющие, без учета которых продвижение в когнитивной психологии, ориентированной на искусственный интеллект (ИИ), было бы невозможно.

Материалы, методы, результаты. В когнитивной психологии Маха исследуется психическая реальность — чувства, представления, внимание, память, воля, сознание, фантазия, воображение. Ощущения он называет элементами мира, единством физического и психического. Принцип параллелизма и признание психо-физико/ физиологической природы всех психических явлений составляют суть исследовательской концепции Маха. Основываясь на ассоциациях ощущений, полученных в данный момент и сохранившихся в памяти, возникают представления, их потоки и есть сознание. Раскрывая физиологические процессы нервной деятельности, Мах устанавливает их связь с физическими факторами, рассуждая о том, что «энергия чувств» и «энергия сознания» — это разновидности физической энергии, поэтому для него «психология есть вспомогательная наука физики. Обе эти области знания… только в связи друг с другом образуют полную, совершенную науку» [1, с. 281]. Если психическое имеет свой эквивалент в физическом, то возникает вопрос о возможности материального воплощения (машинизации, технизации) психических процессов, в которых реализуется познавательная деятельность. К принципам его методологии надо отнести и признание важной роли механического/автоматического сопровождения человеческих действий: «То, что нам в людях… кажется свободным, произвольным… покрывает их автоматические действия лишь как легкая дымка или туман» [2, с. 58]. Если произвольные действия людей на самом деле носят закономерный характер, включая повторяющиеся, автоматические действия, то они могут быть переданы машинам. Важной составляющей его методологии является принцип эволюционной эпистемологии, поскольку когнитивные процессы людей вырастают из психики животных, а «различия, которыми человек в психическом отношении отличается от животных… только количественного характера» [2].

Различие между психологической наукой и разработанной им чистой феноменологией Гуссерль видит в том, что первая имеет дело с реальными психическими актами, тогда как вторая обращена к «очищенному сознанию» — идеям и сущностям. Чистую феноменологию он рассматривает как разновидность теории и методологии психологических наук. С позиции феноменолога исследуется сущность многообразных актов сознания от восприятия до фантазии. Его не интересуют физико-физиологические механизмы, сопровождающие познавательные акты, он стремится «очистить» акты познания от всего непосредственно данного. Гуссерль претендует на раскрытие самой сущности когнитивных актов через исследование продуцируемых данными актами идей, что свидетельствует о теоретико-познавательной направленности его феноменологии. Основоположением его теории познания является принцип интенциональности, присущей актам сознания направленности на предметы. В базовую систему категорий феноменологии входит понятие смысла. Интенционально ориентированные на разные предметные регионы когнитивные акты конституируют реальность через наделение продуктов познавательной деятельности смыслами. Трансформация постигаемой сущности в смыслы связана еще с одним принципом его методологии — диалектикой индивидуального и интерсубъективного. «Конституирование» идей вовлечено в интерсубъективные механизмы общения, придающие идеям действительность. В феноменологии признается фундаментальная двойственность сознания, которая заключается в том, что, «с одной стороны, сознание — это абсолютное, в котором… конституируется весь психофизический мир, а, с другой стороны, сознание — это подчиненный реальный процесс в рамках этого мира» [3, с. 104]. Гуссерль, по сути, исследует собственно человеческое в когнитивных процессах. Без учета движения смыслов и идей они не могут быть адекватно реализованы в системах ИИ.

Заключение. Альтернативность методологических позиций Маха и Гуссерля — психолого-физической и феноменологической — определяется противоположностью их философских воззрений — позитивистского и феноменолого-герменевтического. Рассмотренные методологические установки взаимодополнительны и должны учитываться в современных когнитивных исследованиях, связанных с разработками ИИ.


  1. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического и психического. М.: Территория будущего, 2005. 304 с.
  2. Мах Э. Познание и заблуждение : Очерки по психологии исследования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 456 с.
  3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / пер. с нем. А.В. Михайлова; вступ. ст. В.А. Куренного. М.: Академ. проект, 2009. 489 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Бряник Н.В. Альтернативные методологии как философское основание когнитивной психологии: Э. Мах и Э. Гуссерль // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 125-128.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки