А.Н. Алёхин (Санкт-Петербург),
Т.Д. Антонова (Санкт-Петербург) - аспирант (2 курс) РГПУ им. А. И. Герцена
Подростковый период психического онтогенеза характеризуется актуализацией биологических, психофизиологических и собственно психологических процессов, которые опосредованы, в том числе, средой, в которой осуществляется психическое развитие и формирование личности.
Существенным элементом этого периода является половое Созревание (Кон, 2001), которое сопровождается в разной степени осознаваемым влечением к сверстникам противоположного пола. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о тенденции к снижению возраста дебюта половых отношений (Кон, 2001; Светличная, Мосягин, Губерницкая, 2012). Здесь отмечается рассогласование физического и психического развития в период, когда сексуальность становится «достоянием сознания» и встраивается в жизнь подростка (Агарков, Кащенко, 2011). Раннее начало половой жизни в традиционном обществе всегда рассматривалось как «неприемлемое» и «девиантное» (Кон, 2001).
При анализе сексуального поведения подростка, нельзя обойти стороной моральные аспекты формирования личности, которое подразумевает усвоение и присвоение принятых в обществе социальных норм. Рассматриваемый процесс интериоризации, в свою очередь, проявляется в деятельности посредством переживания, осознания, принятия. При этом Моральное развитие личности состоит в усвоении норм поведения, транслируемых актуальной социокультурной ситуацией развития. Выделяется несколько уровней морального развития человека (Кон, 1984):
– доморальный (период раннего детства до 9–10 лет): эгоистическая направленность;
– конвенциональная мораль (с 9–10 до 16): ориентация на заданные обществом нормы;
– автономная мораль (с периода ранней юности): ориентация на уже сложившуюся целостную систему нравственных и моральных соотношений.
Таким образом, подростковый период психического онтогенеза предполагает переход от конвенциальной морали к автономной, что обусловливает нестабильность формируемых личностных отношений в процессе становления рефлексии.
В свою очередь, и клинико-психологические исследования современных подростков свидетельствуют о том, что способности к рефлексии собственных переживаний у тинейджеров существенно ниже, чем у их сверстников прошлых поколений: например, лишь 14% респондентов идентифицируют себя по признаку половой принадлежности (Алехин, Осташева, 2013). Таким образом, сексуальное поведение в подростковом возрасте при недостаточном уровне рефлексии побуждений определенно является рисковым для подростков. Важной клинико-психологической проблемой здесь становится анализ формирования высших психических функций, в частности, мышления, определяющего уровень рефлексии.
Таким образом, анализ связи рискового сексуального поведения подростков, уровня развития познавательных процессов и особенностей формирования личности представляются актуальной задачей медицинской психологии, решение которой является необходимым условием научного обоснования профилактических мероприятий, направленных не только на снижение риска расстройств репродуктивного здоровья, но и нарушений психического развития и формирования личности.
Литература
- Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности: Учеб. пособие. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011.
- Алехин А.Н., Осташева Е.И. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 13–18.
- Кон И.С. Подростковая сексуальность на рубеже XXI века. Социальнопедагогический анализ. Дубна: Феникс+, 2001.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. Светличная Т.Г., Мосягин И.Г., Губерницкая С.В. Анализ мировых тенденций сексуальной культуры в XX–XXI веках // Экология человека. 2012. № 7. С. 42–49.
Комментарии
Добавить комментарий