Углова А.Б. ассистент, к.пс.н., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье раскрываются специфика знаковой организации профессионального автобиографического опыта, которая является системообразующей в самореализации молодых педагогов. Определены условия, которые оптимизируют или осложняют процесс профессионального становления. Определены компоненты наррации, раскрывающие индивидуальную систему значений и смыслов молодого педагога и систематизирующих профессиональный опыт, которые позволяют осуществлять в процессе психологической помощи анализ жизненной перспективы и выявлять недостающие элементы знаковой организации автобиографии, указывающие на проблемные аспекты жизненного опыта личности связанные с поведением педагога по отношению к социальному окружению, степенью осмысленности произошедших событий, оценкой их влияния на актуальную жизненную ситуацию и активностью в достижении жизненных целей. Показано, что психологический анализ знаковой организации профессионального автобиографического опыта является значимым для практической психологии и психодиагностики, поскольку связан с задачей поиска новых методов и категорий психологического познания, которые должны достаточно явно прослеживаться в процессе взаимодействия и быть доступны для объективного экспериментального исследования. Методы исследования: авторская «Шкала оценки автобиографических воспоминаний»; авторская схема контент-анализа, методы математико-статистической обработки полученных данных. Итогом теоретического анализа и эмпирического исследования стала категориальная структура образа профессиональной самореализации молодого педагога на различных уровнях обобщения, отражающая субъективные явные и не явные представления молодых педагогов о профессиональной перспективе. Можно говорить о том, что предложена процедура нарративного анализа, ориентированная на Понимание индивидуально-психологической специфики самореализации, которая может быть использована в консультативной и психокоррекционной работе с молодыми педагогами для определения их ресурсов и ограничений, связанных с профессией.
Ключевые слова: профессиональное становление, педагогическая деятельность, образовательная среда, нарратив, автобиография, контент-анализ.
Одной из тенденций современной психологии является обращение к проблеме профессиональной самореализации в образовательной среде. Совершенствующаяся в выбранной сфере деятельности личность становится критерием развития педагога как профессионала [3]. Исследователи все чаще обращают внимание на уникальность жизненных смыслов и их организацию в рамках профессионального опыта, который объединяет многогранную систему взаимоотношений человека с миром в коммуникативном акте, объясняет мотивы, Понимание им своего места в социальном образовательном пространстве [4]. осознание профессионального опыта возможно через анализ индивидуальной биографии человека, которая раскрывается в автобиографическом нарративе.
Целью данного исследования выступал нарративный анализ факторов, влияющих на профессиональную самореализацию в автобиографических повествованиях молодых педагогов. Объект исследования: 47 автобиографических текстов-воспоминаний о профессиональном опыте молодого педагога. Предмет исследования: нарративная, семантическая структура профессионального опыта молодого педагога. Методы исследования: экспертные оценки, метод контент-анализа, методы математикостатистической обработки полученных данных.
Нарративы были собраны на виртуальных профессиональных форумах (Мел https://mel.fm/; Блог молодого учителя https://www.blogger.com; Форум учителей английского языка https://www.englishteachers.ru; Учебнометодический кабинет http://ped-kopilka.ru; Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/).
На первом этапе с помощью метода контент-анализа были выделены концепты – основные темы нарратива, раскрывающие личностносмысловое содержание повествований. В качестве единиц анализа рассматривались темы, представленные в лексико-семантических группах, в центре которых находятся глаголы-маркеры, которые обобщаются в «топики» текста (метод Т. ван Дейка [2]).
В ходе анализа всего массива профессиональных автобиографических воспоминаний выделилось пятьдесят четыре темы. Чаще всего в воспоминаниях молодого педагога раскрываются переживания, связанные с попыткой заинтересовать учеников и мотивировать их к обучению (55,3%) и тема применения новых методов (36,1%), что, по-видимому, связано с реализацией продуктивного стиля взаимодействие и попыткой наладить диалог между учителем и учеником.
В 53% нарративов встречается тема успеха, интересной работы (40,4%), любви к ученикам (34%), что указывает на ресурсный потенциал автобиографических методов. Важной позитивной темой многих автобиографических повествований является тема призвания (27,6%), и воспитания подрастающего поколения (25,5%), что указывает на развитые социальные чувства педагогов, их альтруизм и стремление к служению обществу, которое может стать важным стимулом при столкновении с трудностями. Достаточно часто педагоги упоминают свои ошибки (34%), страхи (25%), недостаток опыта (25,5%), что указывает на способность к самопознанию и возможность к переосмыслению полученного опыта, что может быть использовано в работе психолога при поддержке молодых специалистов.
Также часто упоминаются и затруднения в организации рабочего пространства. В 46,8 % нарративов педагоги пишут о колоссальной нагрузке, усталости (29,7%), сложностях работы с большим количеством документации (34%), новыми образовательными стандартами (36,1%), дополнительной работе, не связанной с основными обязанностями (36,1%), необходимости взять на себя классное руководство (23,4%) сложных учениках (31,9%).
В нарративах описываются различные проблемы в социальном взаимодействии молодого специалиста, педагогического коллектива, родителей и детей. В описании взаимодействия с родителями учеников чаще всего встречаются тема «Страха родителей отдавать своих детей на обучение к молодому педагогу» (28,4%) и «Стереотипы об образе педагога» (21,1%). Во взаимоотношениях с педагогическим коллективом тоже присутствует ряд негативных тем: «Дедовщина» (26,2%), «Непонимания состояния молодого педагога» (23,4%), «Споры с администрацией школы» (17%), «Проблемы во взаимоотношениях с коллективом» (17%), «Непринятие коллективом новых методов работы» (14,8%), «Подлость со стороны администрации школы» (10,6%). Однако, стоит отметить, что в 25,1% нарративов описывается тема «Наставничества и передачи опыта», что указывает на возможность получения ресурсной поддержки от социального окружения.
Сложности, описываемые в профессиональных нарративах, касаются совершенно нового непредвиденного опыта. Многие молодые педагоги пишут о том, что их не учили в ВУЗе (37,6%) тому, что им бы пригодилось на работе, что дополнительные обязанности для них явились полной неожиданностью и даже шоком (8,5%). Для многих молодых специалистов поступление на работу в школу является достаточно травматичным опытом, который делит жизнь на «до» и «после», разрушает иллюзии о жизни и своей профессии (27,6%).
Можно говорить о том, что четверть опрошенных педагогов не смогли пережить период адаптации к новой среде, 21,2% процент респондентов пишет о том, что они собираются уйти или уже ушли из профессии, также часто упоминаются темы низкой оплаты труда (27,6%), непрестижности работы педагога (21,2%), разочарования в профессии (14,8%).
На следующем этапе нарративы были оценены экспертами с помощью авторской методики «Шкала оценки автобиографических воспоминаний» [1], был выявлен такой смысловой компонент наррации как индивидуальное эмоциональное переживание героем своих отношений с социальной средой. В результате массив текстов нарративов был поделен на 2 подгруппы. В первую подгруппу вошли нарративы, в которых герой позитивно оценивает воздействие на него социального окружения, во второй подгруппе герой негативно оценивает воздействие на себя социальной среды. С помощью углового преобразования Фишера были выявлены достоверно значимые различия в частоте упоминания ряда тем.
Достоверно чаще в группе педагогов с позитивным эмоциональным переживанием социальной среды встречаются такие темы как «Попытка заинтересовать учеников» (φ= 2,707, p<0,01), «Описание своих успехов» (φ= 2,707 p<0,01), «Интересная работа» (φ= 3,916, p<0,01), «Новые методы обучения» (φ= 3,33, p<0,01), «воспитание» (φ= 2,68, p<0,05), «Любовь учеников» (φ= 1,907, p<0,05), «Стирание границ между учениками и учителем» (φ= 2,09, p<0,05), «Наличие наставника, передача опыта» (φ= 1,792, p<0,05). Можно предположить, что педагоги, получающие поддержку от коллег и учеников, лучше адаптируются к новым для себя условиям и больше мотивированы на активное включение в процесс обучения и воспитания, поиск новых способов сделать свою работу эффективнее.
В группе педагогов с негативным эмоциональным переживанием социальной среды достоверно чаще встречаются такие темы как «Разрушение иллюзий по поводу работы» (φ= 2,568, p<0,05), «Разочарование в профессии» (φ= 2,328, p<0,05), «Раздражение по отношению к ученикам» (φ= 1,965, p<0,05), «Подлость администрации» (φ= 1,965, p<0,05). Можно предположить, что, не получив поддержки от коллектива и учеников, педагоги данной группы погружаются в негативные переживания, что мешает им реализовать свой потенциал в профессиональной сфере.
На следующем этапе для выявления основных смысловых категорий становления молодого педагога, объединяющих концепты нарративов о профессиональном опыте, использовался кластерный анализ. Полученное дерево сходства анализируемых понятий дает возможность проследить последовательность их объединения на различных уровнях семантического расстояния и проследить формирование категориальной структуры образа самореализации молодого педагога на различных уровнях обобщения (рисунки 1).
Первая смысловая размерность профессионального опыта - «Навыки, способствующие профессиональной самореализации» - включает смысловые концепты, связанные с профессиональным совершенствованием (новые методы работы, образовательные стандарты, учеба, попытка заинтересовать учеников) и результативностью работы (свои успехи, интересная работа).
Вторая смысловая размерность включает в себя ряд подкластеров: 1) «Специфика адаптации молодого учителя к нагрузке», включающая такие концепты как работа с документами (заполнение журнала, дополнительная работа, большая нагрузка), ошибки (свои ошибки, «в ВУЗе не учат»), негативные эмоции и состояния (разрушение иллюзий, усталость); 2) «Особенности взаимодействия с родителями учеников, становление как воспитателя», включающий такие концепты как работа с детьми (классное руководство, воспитание, раньше дети были другие, призвание, наставничество) и проблемы с родителями учеников (страх родителей, неблагодарные родители); 3) «Отношения с учениками», включающий такие концепты как позитивные отношения с учениками (любовь учеников, любовь к ученикам, стирание границ с учениками), негативные отношения с учениками (хулиганство, сложные ученики, форс-мажорные ситуации), факторы влияющие на отношения с учениками (страх, стереотипы, влияние СМИ, престиж работы педагогом, воля случая в выборе профессии); 4) «Проблемы взаимодействия с педагогическим коллективом, учениками и администрацией», включающий концепты проблемы с администрацией (жульничество, подлость администрации, споры с администрацией, честность педагога, разочарование), позитивные и негативные эмоциональное переживание отношений с учениками (неблагодарные ученики, шок, раздражение, выгорание, ругаться на учеников и сочувствие к ученикам, учиться у учеников), проблемы с коллективом и личной жизнью (проблемы с коллективом, дедовщина, неПонимание, непринятие новых методов, недостаток опыта, проблемы с личной жизнью).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что формирование категориальной структуры образа профессиональной автобиографии происходит по принципу выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной самореализации. При этом, нарративная структура профессиональной самореализации молодого педагога представляет собой результат дискурсивной, символической переработки объективных условий адаптации к образовательной среде и своеобразную личностную интерпретацию своего образа жизни у педагогов с разным эмоциональным переживанием социальной среды. В результате можно сказать, что на основе анализа живых жизненных историй нарративный анализ позволяет избежать социальной желательности, выявить субъективное своеобразие этапов профессионального становления молодого педагога, определить препятствия, ресурсы и резервы возможностей, которые могут быть использовано при подготовке специалистов в высших учебных заведениях, а также в консультативной работе психолога.
Литература
- Богдановская А.Б. Автобиографический нарратив как метод анализа представлений подростков о семье // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. –2013, ART 2102. CПб. 2013 г. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2102.htm (дата обращения 01.09.2018).
- Ван Дейк Т. А. язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с.
- Григорьева А.А. Влияние типа образовательной среды на профессиональную самореализацию педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ // Вестник Университета. 2012. № 14-1. С. 12-15.
- Королева Н.Н., Гончарова О.М., Богдановская И.М., Богдановская А.Б. Психосемиотическая структура социального поведения формирующейся личности в современных условиях / Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2014, ART 2356. CПб. 2014 г. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2356.htm (дата обращения 01.09.2018).
Uglova A.B. Narrative approach in understanding the problems of professional selfrealization of young teachers
Abstract. The article reveals the specifics of the sign organization of professional autobiographical experience, which is system-forming in self-realization of young teachers. Conditions, that optimize or complicate the process of professional development are defined. The components of narration are defined, that reveal the individual system of significances and meanings of young pedagogue and systematize professional experience, that allow to carry out an analysis of life perspective during process of psychological help and to identify missing elements of symbolical organization of autobiography, pointing at problem aspects of life experience of person, associated with behavior of teacher in relation to social environment, degree of meaningfulness of events that occurred, the evaluation of their influence on the actual life position and activity in achieving life goals. It is shown, that the psychological analysis of sign organization of professional autobiographical experience is significant for practical psychology and psychodiagnosis, since it is related to the task of searching for new methods and categories of psychological cognition that should be clearly traced in the process of interaction and be accessible to objective experimental research. Methods of research: author's "Measurement scale of autobiographical memories"; author's scheme of content analysis, methods of mathematical and statistical data processing. The result of theoretical analysis and empirical research was the categorical structure of image of professional self-realization of young teacher at various levels of generalization, reflecting subjective explicit and not explicit representations of young teachers about professional perspective. It can be said, that the procedure of narrative analysis, aimed at understanding the individual psychological specifics of self-realization that can be used in counseling and psychocorrection work with young teachers, to determine their resources and restrictions related to the profession, is suggested.
Keywords: professional formation, pedagogical activity, educational environment, narrative, autobiography, content analysis.
Комментарии
Добавить комментарий