Проблема формирования личности в психологическом наследии А.И. Введенского

Тихонова Э.В.

Специфической характеристикой русской философско-психологической мысли во все времена являлось доминирование нравственного, духовного аспекта. Традиционная проблематика занимала одно из ведущих мест и в научном творчестве А.И. Введенского: он посвятил целый ряд статей проблемам нравственного долга, нравственной ответственности и свободы воли, связывая их с проблемой воспитания личности. Размышления Введенского о природе нравственного долга, о сущности морали, о безусловном подчинении нравственным требованиям, о ценности человеческой личности в полной мере могут служить методологическим обоснованием воспитания человеческого в Человеке и сегодня.

Для вдумчивого читателя «нравственный императив» А.И. Введенского может стать компасом в решении проблемы формирования личности. Признавая свободу человека в сознательном выборе нравственных решений, поступков, поведения в конкретных обстоятельствах, Введенский указал на то основное, что отличает человека от других существ, на присутствие в нас высокой нравственной силы. Особую ценность для обоснования задач нравственного воспитания подрастающих поколений представляют суждения А.И. Введенского о борьбе мотивов – личных и общезначимых, которая определяет вектор личностного развития в условиях свободного нравственного выбора ребенка. Исход этой борьбы зависит от того, какими ценностями определяется Направленность личности. Учитывая, что в человеке всегда присутствует и природное, и духовное, очень важно, на развитие какого из этих двух начал будет направлен воспитательный процесс. Введенский справедливо полагал, что идеальный результат нравственного воспитания может быть достигнут, когда в процессе выбора между долгом и субъективными потребностями и желаниями происходит ориентация на общечеловеческие ценности, которые превращаются в личностно значимые ценности. Введенский совершенно точно расставлял акценты, показывая, что формирование истинно нравственных качеств возможно лишь, когда признается безусловная обязательность нравственного долга. Если же за основу морального воспитания берется взгляд, согласно которому поведение человека рассматривается в зависимости от конкретных условий и обстоятельств и вследствие чего нравственность носит относительный характер, то это влечет за собой развитие индивидуализма и приспособленчества. В результате человек дает себе такие права и обязанности, которые сам считает нужным и судит себя по тем законам, которые сам себе и устанавливает. Введенский приходит к важному выводу о необходимости не только верить в безусловное существование нравственного долга и признавать его, но и о необходимости еще и доказывать другим его существование, а это возможно «только практически, своей жизнью, осуществляя нравственный долг на деле, а не какими-либо аргументами» (Введенский, 1894, с. 51). Этот тезис Введенского заключает особый смысл применительно к педагогическому процессу: воспитать достойного человека с твердыми нравственными убеждениями и жизненными принципами возможно лишь в том случае, когда педагог или родители не только словом, но и собственным примером являют образец нравственного поведения, морального отношения к людям и к миру, в котором мы живем.

В основе нравственного учения Введенского лежит концепция личности, вдохновленная гуманистическими, общечеловеческими ценностями. Отмечая всю сложность нравственного становления человека, Введенский выражал оптимистический взгляд на возможности морального совершенствования, основанного на свободе воли и самостоятельном выборе личности, уделял нравственному формированию личности первостепенное внимание.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Тихонова Э.В. Проблема формирования личности в психологическом наследии А.И. Введенского // Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян – СПб.: Айсинг, 2018. – 496 с. – С. 19-20. – 0,1 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки