Айдаралиева Н.М.
Понятие «ребенок» в психологической концепции В.М. Бехтерева явилось сложной, междисциплинарной формой отражения результатов естественнонаучных, педагогических и собственно психологических исследований детей. Качественное своеобразие изучения детской психологии в концепции ученого связано с реализацией комплексного подхода и организационным оформлением экспериментальных исследований ребенка в сферах науки, воспитания и образования. Основным способом изучения ребенка для В.М. Бехтерева стал анализ, осуществляемый путем объективных наблюдений и регистрации. В силу того, что сознание ребенка еще недостаточно развито для зрелой меры субъективности, его внешние выражения, как считал ученый, являются фактическим отражением внутренней психической жизни. В.М. Бехтерев фактически заложил опыт строго объективного исследования детей, суть которого состояло в изучении поведения, мимики, речи ребенка в соответствии с внешними возбудителями, настоящими и прошлыми, а также изучения наследственных особенностей данного ребенка. С целью объективного исследования психики ребенка ученым был использован детский рисунок, где учитывались особенности изображения, связанные с психологическими причинами, индивидуальными психофизическими и гендерными особенностями и т.д.
В.М. Бехтеревым было основано научное направление педорефлексология, которая включала в себя: генетическую рефлексологию с клиникой, изучение первых этапов развития нервной деятельности ребенка, возрастную рефлексологию по дошкольному и школьному возрастам, коллективную и индивидуальную рефлексологию. В.М. Бехтеревым проводилось изучение развития психики не только у здоровых, но и у больных детей. Им был организована Воспитательная школа при Психоневрологическом институте для детей с пониженной успеваемостью, нервных и слаборазвитых детей, где учились дети с различными формами патологии нервной системы. Под его руководством были созданы: Институт морально-дефективных детей (1918 г.), вспомогательная школа дефективных детей (1918 г.), Воспитательно-клинический институт (1920 г.). Созданная В.М. Бехтеревым сеть педологических учреждений работала в научно-лабораторном и научно-клиническом направлении: Педологический институт (1909 г.), высшее педологическое учреждение, стал центром по изучению личности, которое является основой воспитания; Педагогический факультет Психоневрологического института (1910 г.); Педагогический институт социального воспитания (1921 г.); Учебно-показательный Детский Дом (1921 г.); Высшие педологические курсы (1924 г.); Центральная воспитательная школа (1924 г.) и другие. В.М. Бехтерев заложил научные основы детской психологии.
Комментарии
Добавить комментарий