Карпова Н.Л., д-р психол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО»
Глозман Ж.М., д-р психол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Голзицкая А.А., младший научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», г. Москва, Российская Федерация
Ключевые слова: речевое общение, личность, заикание, социореабилитация, семейная групповая логопсихотерапия, нейродиагностика, библиотерапия.
Keywords: speech communication, personality, stuttering, sociorehabilitation, family group logopsychotherapy, neurodiagnostic, bibliotherapy.
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант №15-06-10626.
Введение
Анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы речевого общения и его эффективности позволил сделать следующие выводы и предположения: 1) Существует взаимосвязь ряда характеристик когнитивных процессов и личностных особенностей, которые определяют успешность и характер речевого общения. 2) Ряд характеристик познавательных процессов, а также свойств и состояний личности способствует выработке установки на успешность и эффективность речевого общения. Наиболее важными из них следует считать: а) характеристики мышления – чувствительность к установке, ее фиксированность и ригидность-лабильность, что во многом определяет речевую ригидность; б) личностные особенности – степень экстра-интроверсированности, уровень и адекватность самооценки, уровень и адекватность притязаний, эмпатия. Эти свойства и состояния личности во много определяют процесс взаимопонимания, рефлексию процесса говорения, а также сонастрой и обратную связь в межличностном общении.
Общение является условием реализации потенциальных возможностей и развития всей психической сферы человека, оно есть способ и условие социального развития личности и ее эффективного функционирования [1; 5; 9; 13; 14]. Как показал Л.С. Выготский, «...всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности» [2, с. 43]. Это касается дефектов коммуникации, как органической (афазия), так и функциональной (логоневроз) и социальной (несформированность коммуникативных навыков) природы [5; 9; 12; 14].
Мы предположили, что: 1) нарушения возможностей речевого общения сочетается с дефектами когнитивной и эмоциональной сферы; 2) неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации; 3) расширение возможностей и навыков коммуникации, а также применение методов нейрокоррекции в ходе групповой социореадаптации больных с заиканием благоприятно сказывается и на характеристиках образа вербальной коммуникации. Заикание является многоаспектным расстройством плавности речи, включающим поведенческие, когнитивные и аффективные компоненты. Работа разновозрастных групп с заикающимися по методике семейной групповой логопсихотерапии в Москве, Самаре, Саратове и Таганроге подтверждает, что проблема речевого общения и мотивации к реализации хорошей устной и письменной речи является одной из наиболее актуальных для современной психологической и педагогической науки и практики.
Организация и проведение исследования
Cистема семейной групповой логопсихотерапии отличается тем, что в ее процессе участвуют не только заикающиеся, но и их родители и родственники, поскольку проблемы заикания в основном коммуникативные, связаны с особенностями отношений с людьми, в первую очередь, с близкими [8; 9; 14].
Испытуемыми были 3 группы заикающихся – 32 человека: 11 детей 8-12 лет и 21 подростков и взрослых 14-43 лет, из них: 23 мужского, 9 женского пола, что соответствует гендерному распределению по популяции (степень речевых и личностных расстройств оценивалась по медицинским документам и в баллах экспертным методом). В качестве контрольной группы выступали дети и взрослые без речевых нарушений – родители и родственники заикающихся: братья и сестры 6-17 лет, а также жены, мужья, матери, отцы, бабушки и тети 22-57 лет – всего 47 человек (мужского пола – 14, женского – 33).
Проведенное ранее пилотажное исследование когнитивных и личностных особенностей у участников групп семейной логопсихотерапии в Москве и Самаре (13 заикающихся, 20 их родственников) выявило следующее: а) для группы заикающихся характерно осознание проблем, связанных с речью, что выражается в относительном преобладании речевых проблем над личностными, в противоречивой оценке личностью себя и своей речи. Для группы нормы (родственники) в целом характерна тесная взаимосвязь «Я» и речи без видимого доминирования одного над другим; б) обратная корреляция когнитивных функций со степенью личностных проблем свидетельствует о том, что более высокий уровень развития когнитивных функций (память, гнозис, интеллект) обуславливает более высокий уровень осознания собственных проблем, связанных с речевым дефектом, что находит свое отражение в психоэмоциональном состоянии обследуемых (заниженная самооценка, повышенная тревожность), но значимых корреляций между степенью заикания и степенью личностных проблем не установлено. Система семейной групповой логопсихотерапии [9; 14] развивается с конца 1980-х годов и выстроена на авторской методике групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой, которую она создавала с начала 1960-х годов [12; 13]. Процесс социореабилитации состоит из 4-х основных этапов:
I этап (пропедевтический-диагностический) длится 3-6 месяцев. Он проходит заочно, в форме переписки и строится на разработанной Ю.Б. Некрасовой для лечения заикающихся динамической психотерапевтической диагностике, в основу которой положен метод библиотерапии, т.е. лечение направленным чтением [13].
II этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, где за 1 - 1,5 часа происходит «снятие заикания». Сеанс выстраивается на основе всех материалов пропедевтического этапа.
III этап – активная групповая семейная логопсихотерапия. Она проводится в течение 3-5 недель ежедневных 7-8 часовых занятий с пациентами, при активном участии их родителей и родственников. На занятиях используются с целью общения в группе: библиотерапия, кинезитерапия, символотерапия, арттерапия и кинотерапия. Данные методы позволяют пациентам реализовать свой гиперкомпенсаторный и развить творческий потенциалы. Результатом работы становится не только восстановление нормальной речи, но и формирование хороших коммуникативных умений и навыков.
IV этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия – проводится спустя несколько месяцев после основного курса и длится две недели, повторяя на более высоком уровне основные элементы, приемы и методы третьего этапа [9; 14].
Для исследования динамики речевой функции, когнитивных и личностных процессов мы использовали следующие методы:
- Метод проективного рисунка. Испытуемому предлагалось: а) нарисовать на листе бумаги 2 круга, один из которых означал «Я», а другой «Моя речь». Затем его просили прокомментировать свой рисунок. Оценивались взаимная величина кругов, их взаимоположение (пересечение, разделение или один внутри другого), а также позитивный или негативный эмоциональный фон комментариев к рисунку; б) сделать свободный рисунок на тему «Я и моя речь» и дать его описание. Оценивались и рисунок, и эмоциональный фон комментариев.
- Луриевская батарея нейропсихологического обследования [11] с качественной и количественной обработкой результатов [3], поскольку это наиболее чувствительный метод выявления дефектов психического функционирования при нарушениях общения и их динамики в процессе реабилитации.
При анализе когнитивных и личностных факторов в качестве критерия эффективности речевого общения на разных этапах логопсихотерапии было выдвинуто новое понятие внутреннего образа речевого общения. Разработанная методика проективного рисунка «Я и моя речь» и нейродиагностика служили для исследования внутреннего образа речевого общения до и после логопсихотерапевтического курса [6]. - Отбор критериев эффективности речевого общения на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии выявил: на I – подготовительном этапе таковыми являются: а) степень самораскрытия при выполнении письменных заданий и б) установка на восстановление речи и речевого общения в разных его видах и формах; на II этапе – в сеансе эмоционально-стрессовой терапии по снятию заикания: а) центрация восприятия; б) реакции на аудиторию и членов группы, стоящих на сцене; в) характер речи на сцене под влиянием установки говорить громко, четко и правильно; на III и IVэтапах – в ходе активной групповой семейной логопсихотерапии и контрольно-поддерживающем: а) устойчивость установки говорить по правилам методики; б) умение преодолевать коммуникативные барьеры; в) использование разных видов обратной связи [10].
- Проводимая коррекция речевого общения в системе семейной групповой логопсихотерапии предполагает исследование процесса категоризации и работу со специально подобранными литературными текстами – метод библиотерапии.
Библиотерапия в системе логопсихотерапии
Существует два основных подхода к дифференциации видов библиотерапии, которая используется в учебном и социореабилитационном процессах, – первый из них базируется на способе работы с литературным материалом (по этому принципу выделяют читательскую и интерактивную библиотерапию), второй – на том, с каким контингентом и в каких условиях проводится работа (здесь выделяют развивающую и клиническую библиотерапию).
Как уже было сказано, отличительной характеристикой нашей системы социореабилитации является привлечение к работе родственников заикающихся, которые также выполняют библиотерапевтические задания. На первом – подготовительном этапе – наряду с заполнением психологических тестов и опросников участникам предлагается прочесть и проанализировать литературные произведения, подобранные с учетом специфики проблемных ситуаций, с которыми в большинстве случаев сталкиваются заикающиеся и члены их семей [7; 14]. Как правило, это особенности выстраивания коммуникации с окружающими, проблема социального восприятия людей с трудностями речевого развития, наличие конфликтной, неустойчивой самооценки, тревоги за благополучие и успешность своего заикающегося ребенка или близкого родственника, нюансы семейного взаимодействия: это сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и другие, пьеса Б. Шоу «Пигмалион», роман А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», рассказы М. Горького «Нунча» и Р. Брэдбери «Вельд» и другие.
Каждый участник логопсихотерапии, проходя этапы вовлечения и идентификации с героем произведения, рассматривает процесс преодоления им трудных ситуаций через призму собственного опыта и при эмоциональной включенности в сюжет и события, в которые попадают действующие лица, может испытывать целебные состояния катарсиса и инсайта. А для руководителя группы диагностично следующее: прослеживается ли в анализе произведения главная проблема и пути совладания с ней, которые могут быть использованы самим автором на практике; есть ли в серии отзывов на разные произведения одна, особо волнующая человека тема; в какой манере автор дает свой анализ – оптимистичной или пессимистичной, готов ли он к участию в работе по преодолению своего недуга и т.д.
По результатам анализа библиотерапевтических отзывов всех участников руководитель группы выстраивает сеанс «снятия заикания» и дальнейшие занятия групповой библиотерапии, которые, как правило, проводятся в середине III и на IV этапе, когда все участники уже освоились в группе и сформировались отношения поддержки и взаимопомощи. Это позволяет всем чувствовать себя более раскрепощенными и быть более откровенными в диалоге друг с другом и с психологом, ведущим библиотерапевтические занятия. Обычно используется круговая форма рассадки группы, что позволяет каждому из участников быть открытым к общению. В начале занятия обязательно озвучиваются правила, необходимые для создания безопасной атмосферы в кругу, – в них особый акцент ставится на ценности мнения каждого, уважительном отношении к авторам зачитываемых отзывов (они подаются анонимно) и соблюдении очередности высказываний.
Реализация библиотерапевтических механизмов катарсиса и инсайта позволяет участникам группы сделать важные выводы о том, что важное значение имеет не то, с какими недостатками и трудностями сталкивается человек в течение жизни, а Понимание, что они могут быть преодолены на пути к желаемому будущему, если не сдаваться и не опускать руки.
Роль ведущего занятие включает в себя помимо элементов модерации и фасилитации диалога между участниками также компонент побуждения к разделению опыта проживания и совладания с трудными жизненными ситуациями, который присущ членам группы. Обратная связь, получаемая участниками в ходе обсуждения отзывов на произведения, служит основой для реализации еще одного важного механизма библиотерапевтического воздействия – универсальности (universalizm). Именно он позволяет снизить уровень тревоги заикающихся и членов их семей, которые начинают осознавать, что их сложный опыт не является исключительным – они видят, что вокруг много таких же людей, как они сами, которые ищут и находят выход из похожих ситуаций. Таким образом, групповая библиотерапевтическая работа позволяет добиться следующих важных результатов:
- для участников семейной групповой логопсихотерапии создается безопасная и доброжелательная обстановка, в которой они могут делиться своим опытом – как отрицательным, так и положительным, связанным с проблематикой заикания, и получать при этом поддержку;
- заикающиеся и их родственники посредством чтения специально подобранных литературных произведений и реализации основных библиотерапевтических механизмов имеют возможность получить уникальный эмоциональный опыт, позволяющий им в опосредствованной манере настроиться на лечение, укрепить собственную мотивацию для преодоления недуга заикания;
- групповая дискуссия в рамках библиотерапевтических занятий способствует тому, что участники знакомятся с различными видами стратегий совладания со сложными ситуациями, используемыми другими членами группы, и расширяют тем самым свой репертуар копинг-поведения;
- заикающиеся получают возможность в большей степени осознать роль собственных мыслей и эмоций в поддержании паттернов функционирования, способствующих закреплению логоневроза. Результаты исследования
Экспериментальные данные, полученные с помощью метода проективного рисунка «Я и моя речь» и комплексного нейропсихологического обследования с количественной (балловой) оценкой степени выраженности дефектов, были проанализированы на основе концепций Выготского о мотивационной включенности и сверхкомпенсации [2]. Выявлено, что если у детей на передний план в клинической картине заикания выступают речедвигательные, т.е. моторные, нарушения речи, то у взрослых декомпенсация во многом зависит от эмоционально-аффективных сдвигов, вторичных невротических реакций.
Экспертная оценка показала выраженное снижение речевых и личностных проблем, связанных с речевым общением, после курса семейной групповой логопсихотерапии, включающей библиотерапевтическое воздействие (табл. 1).
Таблица 1 Динамика речевых и личностных проблем у больных заиканием после курса семейной групповой логопсихотерапии
Это коррелировало с уменьшением баллов когнитивных и речевых расстройств при повторном нейропсихологическом обследовании (табл. 2).
Таблица 2 Динамика баллов нейропсихологического обследования у больных с заиканием после курса семейной групповой логопсихотерапии
Статистически значимые изменения после терапии наблюдаются в баллах за нейродинамику (p=0,022), за речь (p=0,001) и в суммарном балле (p=0,003). Изменения в баллах за память и интеллект статистически незначимы (p>0,05). Можно сделать вывод, что наиболее выраженный эффект от терапии наблюдается именно в речевой функции.
У большинства заикавшихся выявлен значительный регресс когнитивных дефектов, более определенной стала латерализация функций. Обнаружена значимая корреляция степени заикания / личностных проблем, связанных с речевым общением, с суммарным баллом нейропсихологического обследования и с балловой оценкой речевых дефектов. Степень личностных проблем (по экспертной оценке) значимо коррелирует с балловой оценкой за праксис, память, гнозис и интеллект при нейропсихологическом обследовании.
Положительную динамику в эмоциональном состоянии пациентов подтверждает и анализ проективных рисунков. В начале исследования было выявлено: 75% испытуемых контрольной группы (без заикания) поместили на рисунке круг «Речь» внутри круга «Я» или изобразили круги пересекающимся, и только 24% испытуемых из группы заикающихся поместили круг «Речь» внутри круга «Я». В свободном рисунке «Я и моя речь» некоторые заикающиеся изобразили речь в виде реки с препятствиями, в виде валунов или дамбы, а один из них изобразил себя маленьким бумажным корабликом, влекомым течением на валуны. Еще в ряде рисунках проблемы с речью изображены крестообразно перечеркнутым горлом. При этом только 12% комментариев к рисункам в экспериментальной группе были эмоционально положительными.
После курса семейной групповой логопсихотерапии в экспериментальной группе наблюдается позитивная динамика в эмоциональном восприятии речи: на большинстве рисунков круги выровнялись по размеру, появилось осознание их общности, пересечения, имеются признаки более адекватного понимания соотношения речи и личности. Процентное соотношение позитивных, негативных и нейтральных комментариев изменилось кардинально: с 12% до 63% увеличилось количество позитивных комментариев к рисункам, негативные комментарии ушли полностью. Отчетливо редуцировали проявления тревожности и эмоциональной лабильности в рисунках: штриховки, зачеркивания, сильные колебания в нажиме карандаша.
Выводы
Таким образом, улучшение возможностей коммуникации отражается не только на внешнем (речевом) уровне, но и на уровне сознания и внутренней репрезентации речевой деятельности. Доказано, что неадекватные способы психологической защиты при нарушениях коммуникации связаны с дефектами образа вербальной коммуникации, а расширение возможностей коммуникации в процессе групповой социореабилитации благоприятно сказывается на характеристиках этого образа. Исследование также показало, что представляемые на всех этапах логопсихотерапии и коррекции образцы новой речи и приемы овладения новым состоянием успешного речевого общения осуществляются в пространстве интерсубъективности, и все участники группы (пациенты, родители, специалисты) помогают это состояние поддерживать. Постепенно, благодаря интериоризации, необходимое состояние успешной речевой коммуникации становится достижимым самостоятельно.
Индивидуальные и групповые формы работы способствуют таким изменениям у участников логопсихотерапевтического процесса, которые позволяют становиться им субъектами незатрудненного общения. У них появляются умения координировать свои мнения с другими людьми, стремление согласовывать свою позицию с намерениями и взглядами других людей, использование обратной связи и др. Публичные выступления со сцены, применяемые в рамках восстановительной программы, благоприятствуют развитию саморегуляции и способности преодолевать страх говорения и повышенную тревожность, что и является важным индикатором становления уверенности в себе.
Подтверждены диагностические возможности библиотерапии в исследовании речевых характеристик и свойств личности, определяющих речевое общение. Анализ более 450 письменных отзывов участников групп в Москве, Самаре, Саратове и Таганроге (67 заикающихся и члены их семей) выявил ряд особенностей их отзывов на художественные тексты: а) содержательный аспект (отражает степень погруженности участника в процесс размышления о сюжетных линиях произведения, судьбах героев); б) рефлексивный аспект, включающий когнитивные и эмоциональные параметры отзыва (связан со спецификой отреагирования участником затронутой проблематики в отношении собственных личностных особенностей); в) катарсический аспект (отражает возможность переосмысления участником проблематики, затрудняющей преодоление жизненных трудностей, в рамках новых паттернов решения, предложенных в тексте).
Разработанная программа оптимизации речевого общения участников логопсихотерапевтических групп может также применяться в коррекционной и социореабилитационной работе с детьми и подростками, имеющими коммуникативные затруднения, а также с их родителями. В качестве рекомендаций по формированию установки и мотивации к оптимизации речевого общения и творческого чтения особо отметим, что отбор литературных произведений в рамках библиотерапевтического процесса должен отвечать следующим характеристикам: 1) соответствие актуальному уровню личностного развития читателей; 2) отражение в реалистичной манере ситуаций героев, сходных по проблематике с ситуациями участников групп; 3) демонстрация ясных коммуникационных паттернов и ответов на основные вопросы читателей по конкретно проблематике.
Основные направления работы педагога-психолога/социального работника с использованием литературы в целях помощи учащимся/пациентам: а) идентификация, включающая обсуждение проблемы; б) мозговой штурм, подразумевающий размышление о возможных вариантах решения. Среди разработанных приемов профилактики коммуникативного эгоцентризма особо выделим условия: 1) позитивные отношения ко всем субъектам учебно-воспитательного/коррекционного процесса; 2) навыки участия в дискуссиях и ролевых играх; 3) тренировка построения текста сообщения для межличностного, делового общения и выступления перед аудиторией; 4) обучение приемам обратной связи в общении для понимания смысла сообщения; 5) обучение мастерству публичного выступления; 6) обучение грамотному изложению своих мыслей в письменных отзывах на библиотерапевтические произведения.
Проведенное исследование убедительно подтвердило роль терапевтического группового общения, которое является условием реализации потенциальных возможностей и развития всей психической сферы человека любого возраста. Также подтверждена высокая диагностическая значимость метода проективного рисунка для выявления нарушений эмоциональной сферы и их регресса по мере улучшения возможностей речевого общения и выявлена тесная взаимосвязь речевых, когнитивных и эмоционально-личностных функций, что отражается в процессе творческого чтения, способствующего преодолению речевых нарушений.
Собранный большой банк диагностических данных видео- и аудиозаписей занятий и Интервью с участниками групп, а также продуктов деятельности (дневниковые записи, отзывы на библиотерапевтические произведения, тексты управляемых сочинений, тестов и опросников и др.) – является основой и для будущих исследований.
Список использованной литературы
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование. – 2016. – 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. – М.: Педагогика. – 1983.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл. – 2012. – 265 с.
- Глозман Ж.М. Общение / Большая Российская Энциклопедия, т. 23. –М.: Изд-во «Большая Российская Энциклопедия». – 2013. – С. 556-557.
- Глозман Ж.М. Психология, общение и здоровье личности 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. –2017. – 230 с.
- Глозман Ж.М., Карпова Н.Л., Чебурашкин-Антипов Д.Н. Новый метод исследования мотивации к речевому общению // VIII Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт (СПб, 17—19 ноября 2017 г.): Тезисы. – СПб: ЧОУ ДПО «ЛОГОПЕД-ПРОФИ». – 2017. – С. 50-52.
- Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 70–82.
- Карпова Н.Л. Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С. 42–45.
- Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: МПСИ-Флинта. – 1997. – 160 с.; 2-е изд. испр. и доп. М.: МПСИ. – 2003. – 200 с.
- Карпова Н.Л., Пашукова Т.И. Когнитивные особенности заикающихся и критерии восстановления их речевого общения // Когнитивные штудии: когнитивная парадигма в междисциплинарных исследований: материалы VII междунар. междисциплин. конф. Вып. 7 / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, – 2017. – С.134 – 139. 11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М: Изд-во МГУ. – 1973.
- Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дисс. в форме науч. докл. … докт.психол.наук. – М., ПИ РАО. – 1992. – 45 с.
- Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. – М.: смысл. – 2006. – 223 с.
- Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. – М.; СПб.: Нестор-История. – 2011. – 328 с.
© Карпова Н.Л., Глозман Ж.М., Голзицкая А.А., 2018
Комментарии
Добавить комментарий