Речевое общение и творческое чтение в процессе социореабилитации

Карпова Н.Л., д-р психол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО»
Глозман Ж.М., д-р психол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Голзицкая А.А., младший научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь ряда характеристик когнитивных процессов и личностных особенностей заикающихся, которые определяют успешность и характер речевого общения. Представлено исследование, проведенное в течение трех лет в группах семейной логопсихотерапии. Дано описание метода библиотерапии и его диагностических возможностей в исследовании речевых характеристик и свойств личности, определяющих речевое общение. Представлены экспериментальные данные, полученные с помощью метода проективного рисунка «Я и моя речь» и комплексного нейропсихологического обследования, а также рекомендации по формированию установки и мотивации к оптимизации речевого общения и творческого чтения.

Ключевые слова: речевое общение, личность, заикание, социореабилитация, семейная групповая логопсихотерапия, нейродиагностика, библиотерапия.

Abstract. The article is dedicated to relationship between the number of properties of cognitive processes and personality characteristics of stutterers that determine the success and nature of verbal communication. A study conducted over three years in groups of family logopsychotherapy is presented. The description of bibliotherapeutic approach and its diagnostic possibilities in the study of voice characteristics and personality traits that define speech communication are presented. Method of projective drawing «Me and my speech» and comprehensive neuropsychological examination experimental data are described. Recommendations on the formation of attitudes and motivation to optimize speech communication and creative reading are given.

Keywords: speech communication, personality, stuttering, sociorehabilitation, family group logopsychotherapy, neurodiagnostic, bibliotherapy.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант №15-06-10626.

Введение

Анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы речевого общения и его эффективности позволил сделать следующие выводы и предположения: 1) Существует взаимосвязь ряда характеристик когнитивных процессов и личностных особенностей, которые определяют успешность и характер речевого общения. 2) Ряд характеристик познавательных процессов, а также свойств и состояний личности способствует выработке установки на успешность и эффективность речевого общения. Наиболее важными из них следует считать: а) характеристики мышления – чувствительность к установке, ее фиксированность и ригидность-лабильность, что во многом определяет речевую ригидность; б) личностные особенности – степень экстра-интроверсированности, уровень и адекватность самооценки, уровень и адекватность притязаний, эмпатия. Эти свойства и состояния личности во много определяют процесс взаимопонимания, рефлексию процесса говорения, а также сонастрой и обратную связь в межличностном общении.

Общение является условием реализации потенциальных возможностей и развития всей психической сферы человека, оно есть способ и условие социального развития личности и ее эффективного функционирования [1; 5; 9; 13; 14]. Как показал Л.С. Выготский, «...всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности» [2, с. 43]. Это касается дефектов коммуникации, как органической (афазия), так и функциональной (логоневроз) и социальной (несформированность коммуникативных навыков) природы [5; 9; 12; 14].

Мы предположили, что: 1) нарушения возможностей речевого общения сочетается с дефектами когнитивной и эмоциональной сферы; 2) неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации; 3) расширение возможностей и навыков коммуникации, а также применение методов нейрокоррекции в ходе групповой социореадаптации больных с заиканием благоприятно сказывается и на характеристиках образа вербальной коммуникации. Заикание является многоаспектным расстройством плавности речи, включающим поведенческие, когнитивные и аффективные компоненты. Работа разновозрастных групп с заикающимися по методике семейной групповой логопсихотерапии в Москве, Самаре, Саратове и Таганроге подтверждает, что проблема речевого общения и мотивации к реализации хорошей устной и письменной речи является одной из наиболее актуальных для современной психологической и педагогической науки и практики.

Организация и проведение исследования

Cистема семейной групповой логопсихотерапии отличается тем, что в ее процессе участвуют не только заикающиеся, но и их родители и родственники, поскольку проблемы заикания в основном коммуникативные, связаны с особенностями отношений с людьми, в первую очередь, с близкими [8; 9; 14].

Испытуемыми были 3 группы заикающихся – 32 человека: 11 детей 8-12 лет и 21 подростков и взрослых 14-43 лет, из них: 23 мужского, 9 женского пола, что соответствует гендерному распределению по популяции (степень речевых и личностных расстройств оценивалась по медицинским документам и в баллах экспертным методом). В качестве контрольной группы выступали дети и взрослые без речевых нарушений – родители и родственники заикающихся: братья и сестры 6-17 лет, а также жены, мужья, матери, отцы, бабушки и тети 22-57 лет – всего 47 человек (мужского пола – 14, женского – 33).

Проведенное ранее пилотажное исследование когнитивных и личностных особенностей у участников групп семейной логопсихотерапии в Москве и Самаре (13 заикающихся, 20 их родственников) выявило следующее: а) для группы заикающихся характерно осознание проблем, связанных с речью, что выражается в относительном преобладании речевых проблем над личностными, в противоречивой оценке личностью себя и своей речи. Для группы нормы (родственники) в целом характерна тесная взаимосвязь «Я» и речи без видимого доминирования одного над другим; б) обратная корреляция когнитивных функций со степенью личностных проблем свидетельствует о том, что более высокий уровень развития когнитивных функций (память, гнозис, интеллект) обуславливает более высокий уровень осознания собственных проблем, связанных с речевым дефектом, что находит свое отражение в психоэмоциональном состоянии обследуемых (заниженная самооценка, повышенная тревожность), но значимых корреляций между степенью заикания и степенью личностных проблем не установлено. Система семейной групповой логопсихотерапии [9; 14] развивается с конца 1980-х годов и выстроена на авторской методике групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой, которую она создавала с начала 1960-х годов [12; 13]. Процесс социореабилитации состоит из 4-х основных этапов:

I этап (пропедевтический-диагностический) длится 3-6 месяцев. Он проходит заочно, в форме переписки и строится на разработанной Ю.Б. Некрасовой для лечения заикающихся динамической психотерапевтической диагностике, в основу которой положен метод библиотерапии, т.е. лечение направленным чтением [13].

II этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, где за 1 - 1,5 часа происходит «снятие заикания». Сеанс выстраивается на основе всех материалов пропедевтического этапа.

III этап – активная групповая семейная логопсихотерапия. Она проводится в течение 3-5 недель ежедневных 7-8 часовых занятий с пациентами, при активном участии их родителей и родственников. На занятиях используются с целью общения в группе: библиотерапия, кинезитерапия, символотерапия, арттерапия и кинотерапия. Данные методы позволяют пациентам реализовать свой гиперкомпенсаторный и развить творческий потенциалы. Результатом работы становится не только восстановление нормальной речи, но и формирование хороших коммуникативных умений и навыков.

IV этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия – проводится спустя несколько месяцев после основного курса и длится две недели, повторяя на более высоком уровне основные элементы, приемы и методы третьего этапа [9; 14].

Для исследования динамики речевой функции, когнитивных и личностных процессов мы использовали следующие методы:

  1. Метод проективного рисунка. Испытуемому предлагалось: а) нарисовать на листе бумаги 2 круга, один из которых означал «Я», а другой «Моя речь». Затем его просили прокомментировать свой рисунок. Оценивались взаимная величина кругов, их взаимоположение (пересечение, разделение или один внутри другого), а также позитивный или негативный эмоциональный фон комментариев к рисунку; б) сделать свободный рисунок на тему «Я и моя речь» и дать его описание. Оценивались и рисунок, и эмоциональный фон комментариев.
  2. Луриевская батарея нейропсихологического обследования [11] с качественной и количественной обработкой результатов [3], поскольку это наиболее чувствительный метод выявления дефектов психического функционирования при нарушениях общения и их динамики в процессе реабилитации.
    При анализе когнитивных и личностных факторов в качестве критерия эффективности речевого общения на разных этапах логопсихотерапии было выдвинуто новое понятие внутреннего образа речевого общения. Разработанная методика проективного рисунка «Я и моя речь» и нейродиагностика служили для исследования внутреннего образа речевого общения до и после логопсихотерапевтического курса [6].
  3. Отбор критериев эффективности речевого общения на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии выявил: на I – подготовительном этапе таковыми являются: а) степень самораскрытия при выполнении письменных заданий и б) установка на восстановление речи и речевого общения в разных его видах и формах; на II этапе – в сеансе эмоционально-стрессовой терапии по снятию заикания: а) центрация восприятия; б) реакции на аудиторию и членов группы, стоящих на сцене; в) характер речи на сцене под влиянием установки говорить громко, четко и правильно; на III и IVэтапах – в ходе активной групповой семейной логопсихотерапии и контрольно-поддерживающем: а) устойчивость установки говорить по правилам методики; б) умение преодолевать коммуникативные барьеры; в) использование разных видов обратной связи [10].
  4. Проводимая коррекция речевого общения в системе семейной групповой логопсихотерапии предполагает исследование процесса категоризации и работу со специально подобранными литературными текстами – метод библиотерапии.

Библиотерапия в системе логопсихотерапии

Существует два основных подхода к дифференциации видов библиотерапии, которая используется в учебном и социореабилитационном процессах, – первый из них базируется на способе работы с литературным материалом (по этому принципу выделяют читательскую и интерактивную библиотерапию), второй – на том, с каким контингентом и в каких условиях проводится работа (здесь выделяют развивающую и клиническую библиотерапию).

Как уже было сказано, отличительной характеристикой нашей системы социореабилитации является привлечение к работе родственников заикающихся, которые также выполняют библиотерапевтические задания. На первом – подготовительном этапе – наряду с заполнением психологических тестов и опросников участникам предлагается прочесть и проанализировать литературные произведения, подобранные с учетом специфики проблемных ситуаций, с которыми в большинстве случаев сталкиваются заикающиеся и члены их семей [7; 14]. Как правило, это особенности выстраивания коммуникации с окружающими, проблема социального восприятия людей с трудностями речевого развития, наличие конфликтной, неустойчивой самооценки, тревоги за благополучие и успешность своего заикающегося ребенка или близкого родственника, нюансы семейного взаимодействия: это сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и другие, пьеса Б. Шоу «Пигмалион», роман А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», рассказы М. Горького «Нунча» и Р. Брэдбери «Вельд» и другие.

Каждый участник логопсихотерапии, проходя этапы вовлечения и идентификации с героем произведения, рассматривает процесс преодоления им трудных ситуаций через призму собственного опыта и при эмоциональной включенности в сюжет и события, в которые попадают действующие лица, может испытывать целебные состояния катарсиса и инсайта. А для руководителя группы диагностично следующее: прослеживается ли в анализе произведения главная проблема и пути совладания с ней, которые могут быть использованы самим автором на практике; есть ли в серии отзывов на разные произведения одна, особо волнующая человека тема; в какой манере автор дает свой анализ – оптимистичной или пессимистичной, готов ли он к участию в работе по преодолению своего недуга и т.д.

По результатам анализа библиотерапевтических отзывов всех участников руководитель группы выстраивает сеанс «снятия заикания» и дальнейшие занятия групповой библиотерапии, которые, как правило, проводятся в середине III и на IV этапе, когда все участники уже освоились в группе и сформировались отношения поддержки и взаимопомощи. Это позволяет всем чувствовать себя более раскрепощенными и быть более откровенными в диалоге друг с другом и с психологом, ведущим библиотерапевтические занятия. Обычно используется круговая форма рассадки группы, что позволяет каждому из участников быть открытым к общению. В начале занятия обязательно озвучиваются правила, необходимые для создания безопасной атмосферы в кругу, – в них особый акцент ставится на ценности мнения каждого, уважительном отношении к авторам зачитываемых отзывов (они подаются анонимно) и соблюдении очередности высказываний.

Реализация библиотерапевтических механизмов катарсиса и инсайта позволяет участникам группы сделать важные выводы о том, что важное значение имеет не то, с какими недостатками и трудностями сталкивается человек в течение жизни, а Понимание, что они могут быть преодолены на пути к желаемому будущему, если не сдаваться и не опускать руки.

Роль ведущего занятие включает в себя помимо элементов модерации и фасилитации диалога между участниками также компонент побуждения к разделению опыта проживания и совладания с трудными жизненными ситуациями, который присущ членам группы. Обратная связь, получаемая участниками в ходе обсуждения отзывов на произведения, служит основой для реализации еще одного важного механизма библиотерапевтического воздействия – универсальности (universalizm). Именно он позволяет снизить уровень тревоги заикающихся и членов их семей, которые начинают осознавать, что их сложный опыт не является исключительным – они видят, что вокруг много таких же людей, как они сами, которые ищут и находят выход из похожих ситуаций. Таким образом, групповая библиотерапевтическая работа позволяет добиться следующих важных результатов:

  1. для участников семейной групповой логопсихотерапии создается безопасная и доброжелательная обстановка, в которой они могут делиться своим опытом – как отрицательным, так и положительным, связанным с проблематикой заикания, и получать при этом поддержку;
  2. заикающиеся и их родственники посредством чтения специально подобранных литературных произведений и реализации основных библиотерапевтических механизмов имеют возможность получить уникальный эмоциональный опыт, позволяющий им в опосредствованной манере настроиться на лечение, укрепить собственную мотивацию для преодоления недуга заикания;
  3. групповая дискуссия в рамках библиотерапевтических занятий способствует тому, что участники знакомятся с различными видами стратегий совладания со сложными ситуациями, используемыми другими членами группы, и расширяют тем самым свой репертуар копинг-поведения;
  4. заикающиеся получают возможность в большей степени осознать роль собственных мыслей и эмоций в поддержании паттернов функционирования, способствующих закреплению логоневроза. Результаты исследования

Экспериментальные данные, полученные с помощью метода проективного рисунка «Я и моя речь» и комплексного нейропсихологического обследования с количественной (балловой) оценкой степени выраженности дефектов, были проанализированы на основе концепций Выготского о мотивационной включенности и сверхкомпенсации [2]. Выявлено, что если у детей на передний план в клинической картине заикания выступают речедвигательные, т.е. моторные, нарушения речи, то у взрослых декомпенсация во многом зависит от эмоционально-аффективных сдвигов, вторичных невротических реакций.

Экспертная оценка показала выраженное снижение речевых и личностных проблем, связанных с речевым общением, после курса семейной групповой логопсихотерапии, включающей библиотерапевтическое воздействие (табл. 1).

Таблица 1 Динамика речевых и личностных проблем у больных заиканием после курса семейной групповой логопсихотерапии

 

Это коррелировало с уменьшением баллов когнитивных и речевых расстройств при повторном нейропсихологическом обследовании (табл. 2).

Таблица 2 Динамика баллов нейропсихологического обследования у больных с заиканием после курса семейной групповой логопсихотерапии

 

Статистически значимые изменения после терапии наблюдаются в баллах за нейродинамику (p=0,022), за речь (p=0,001) и в суммарном балле (p=0,003). Изменения в баллах за память и интеллект статистически незначимы (p>0,05). Можно сделать вывод, что наиболее выраженный эффект от терапии наблюдается именно в речевой функции.

У большинства заикавшихся выявлен значительный регресс когнитивных дефектов, более определенной стала латерализация функций. Обнаружена значимая корреляция степени заикания / личностных проблем, связанных с речевым общением, с суммарным баллом нейропсихологического обследования и с балловой оценкой речевых дефектов. Степень личностных проблем (по экспертной оценке) значимо коррелирует с балловой оценкой за праксис, память, гнозис и интеллект при нейропсихологическом обследовании.

Положительную динамику в эмоциональном состоянии пациентов подтверждает и анализ проективных рисунков. В начале исследования было выявлено: 75% испытуемых контрольной группы (без заикания) поместили на рисунке круг «Речь» внутри круга «Я» или изобразили круги пересекающимся, и только 24% испытуемых из группы заикающихся поместили круг «Речь» внутри круга «Я». В свободном рисунке «Я и моя речь» некоторые заикающиеся изобразили речь в виде реки с препятствиями, в виде валунов или дамбы, а один из них изобразил себя маленьким бумажным корабликом, влекомым течением на валуны. Еще в ряде рисунках проблемы с речью изображены крестообразно перечеркнутым горлом. При этом только 12% комментариев к рисункам в экспериментальной группе были эмоционально положительными.

После курса семейной групповой логопсихотерапии в экспериментальной группе наблюдается позитивная динамика в эмоциональном восприятии речи: на большинстве рисунков круги выровнялись по размеру, появилось осознание их общности, пересечения, имеются признаки более адекватного понимания соотношения речи и личности. Процентное соотношение позитивных, негативных и нейтральных комментариев изменилось кардинально: с 12% до 63% увеличилось количество позитивных комментариев к рисункам, негативные комментарии ушли полностью. Отчетливо редуцировали проявления тревожности и эмоциональной лабильности в рисунках: штриховки, зачеркивания, сильные колебания в нажиме карандаша.

Выводы

Таким образом, улучшение возможностей коммуникации отражается не только на внешнем (речевом) уровне, но и на уровне сознания и внутренней репрезентации речевой деятельности. Доказано, что неадекватные способы психологической защиты при нарушениях коммуникации связаны с дефектами образа вербальной коммуникации, а расширение возможностей коммуникации в процессе групповой социореабилитации благоприятно сказывается на характеристиках этого образа. Исследование также показало, что представляемые на всех этапах логопсихотерапии и коррекции образцы новой речи и приемы овладения новым состоянием успешного речевого общения осуществляются в пространстве интерсубъективности, и все участники группы (пациенты, родители, специалисты) помогают это состояние поддерживать. Постепенно, благодаря интериоризации, необходимое состояние успешной речевой коммуникации становится достижимым самостоятельно.

Индивидуальные и групповые формы работы способствуют таким изменениям у участников логопсихотерапевтического процесса, которые позволяют становиться им субъектами незатрудненного общения. У них появляются умения координировать свои мнения с другими людьми, стремление согласовывать свою позицию с намерениями и взглядами других людей, использование обратной связи и др. Публичные выступления со сцены, применяемые в рамках восстановительной программы, благоприятствуют развитию саморегуляции и способности преодолевать страх говорения и повышенную тревожность, что и является важным индикатором становления уверенности в себе.

Подтверждены диагностические возможности библиотерапии в исследовании речевых характеристик и свойств личности, определяющих речевое общение. Анализ более 450 письменных отзывов участников групп в Москве, Самаре, Саратове и Таганроге (67 заикающихся и члены их семей) выявил ряд особенностей их отзывов на художественные тексты: а) содержательный аспект (отражает степень погруженности участника в процесс размышления о сюжетных линиях произведения, судьбах героев); б) рефлексивный аспект, включающий когнитивные и эмоциональные параметры отзыва (связан со спецификой отреагирования участником затронутой проблематики в отношении собственных личностных особенностей); в) катарсический аспект (отражает возможность переосмысления участником проблематики, затрудняющей преодоление жизненных трудностей, в рамках новых паттернов решения, предложенных в тексте).

Разработанная программа оптимизации речевого общения участников логопсихотерапевтических групп может также применяться в коррекционной и социореабилитационной работе с детьми и подростками, имеющими коммуникативные затруднения, а также с их родителями. В качестве рекомендаций по формированию установки и мотивации к оптимизации речевого общения и творческого чтения особо отметим, что отбор литературных произведений в рамках библиотерапевтического процесса должен отвечать следующим характеристикам: 1) соответствие актуальному уровню личностного развития читателей; 2) отражение в реалистичной манере ситуаций героев, сходных по проблематике с ситуациями участников групп; 3) демонстрация ясных коммуникационных паттернов и ответов на основные вопросы читателей по конкретно проблематике.

Основные направления работы педагога-психолога/социального работника с использованием литературы в целях помощи учащимся/пациентам: а) идентификация, включающая обсуждение проблемы; б) мозговой штурм, подразумевающий размышление о возможных вариантах решения. Среди разработанных приемов профилактики коммуникативного эгоцентризма особо выделим условия: 1) позитивные отношения ко всем субъектам учебно-воспитательного/коррекционного процесса; 2) навыки участия в дискуссиях и ролевых играх; 3) тренировка построения текста сообщения для межличностного, делового общения и выступления перед аудиторией; 4) обучение приемам обратной связи в общении для понимания смысла сообщения; 5) обучение мастерству публичного выступления; 6) обучение грамотному изложению своих мыслей в письменных отзывах на библиотерапевтические произведения.

Проведенное исследование убедительно подтвердило роль терапевтического группового общения, которое является условием реализации потенциальных возможностей и развития всей психической сферы человека любого возраста. Также подтверждена высокая диагностическая значимость метода проективного рисунка для выявления нарушений эмоциональной сферы и их регресса по мере улучшения возможностей речевого общения и выявлена тесная взаимосвязь речевых, когнитивных и эмоционально-личностных функций, что отражается в процессе творческого чтения, способствующего преодолению речевых нарушений.

Собранный большой банк диагностических данных видео- и аудиозаписей занятий и Интервью с участниками групп, а также продуктов деятельности (дневниковые записи, отзывы на библиотерапевтические произведения, тексты управляемых сочинений, тестов и опросников и др.) – является основой и для будущих исследований.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование. – 2016. – 368 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. – М.: Педагогика. – 1983.
  3. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл. – 2012. – 265 с.
  4. Глозман Ж.М. Общение / Большая Российская Энциклопедия, т. 23. –М.: Изд-во «Большая Российская Энциклопедия». – 2013. – С. 556-557.
  5. Глозман Ж.М. Психология, общение и здоровье личности 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. –2017. – 230 с.
  6. Глозман Ж.М., Карпова Н.Л., Чебурашкин-Антипов Д.Н. Новый метод исследования мотивации к речевому общению // VIII Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт (СПб, 17—19 ноября 2017 г.): Тезисы. – СПб: ЧОУ ДПО «ЛОГОПЕД-ПРОФИ». – 2017. – С. 50-52.
  7. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 70–82.
  8. Карпова Н.Л. Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С. 42–45.
  9. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: МПСИ-Флинта. – 1997. – 160 с.; 2-е изд. испр. и доп. М.: МПСИ. – 2003. – 200 с.
  10. Карпова Н.Л., Пашукова Т.И. Когнитивные особенности заикающихся и критерии восстановления их речевого общения // Когнитивные штудии: когнитивная парадигма в междисциплинарных исследований: материалы VII междунар. междисциплин. конф. Вып. 7 / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, – 2017. – С.134 – 139. 11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М: Изд-во МГУ. – 1973.
  11. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дисс. в форме науч. докл. … докт.психол.наук. – М., ПИ РАО. – 1992. – 45 с.
  12. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. – М.: смысл. – 2006. – 223 с.
  13. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. – М.; СПб.: Нестор-История. – 2011. – 328 с.

© Карпова Н.Л., Глозман Ж.М., Голзицкая А.А., 2018

Автор(ы): 

Дата публикации: 

31 янв 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Голзицкая А.А., Карпова Н.Л., Глозман Ж.М. Речевое общение и творческое чтение в процессе социореабилитации // Векторы развития современной науки: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 29-30 января 2018 г. / отв. ред. О.Б. Нигматуллин. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2018. – 208 с. – С. 77-86. – 0,6 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки