Копцева Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»
Ключевые слова: передвижная выставка, образовательный проект, творческое развитие педагога, повышение квалификации учителя изобразительного искусства, профессиональные педагогические компетентности, детский рисунок – документ педагогического метода.
Аннотация: в статье описывается сущность образовательного проекта «Передвижная выставка детского рисунка» как эффективной формы творческого развития учителя изобразительного искусства, отмечается, что выставочный образовательный проект является ключевым звеном модели обучения педагога-художника; выявляются способы организации неформальной системы повышения квалификации: мастер-классы, конференции, круглые столы, эвристические игры, пленэры и др., которые нацеливаются на развитие профессиональных педагогических компетенций: предметных, регулятивных, коммуникативных, когнитивных и личностных; делается вывод о том, что в центре системы обучения педагога стоит ребенок и продукт его деятельности – детский рисунок, который является формой отражения художественной технологии, используемой учителем на занятии, документом педагогического метода.
Творческая природа педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, выражающаяся в индивидуальном, художественно-творческом развитии педагога и детей. Активное участие учителя в художественной, педагогической и методической деятельности, а также презентация результатов детского изобразительного труда на выставках детского рисунка как показателей эффективности педагогической работы – это важные составляющие учительского труда и творческого роста учителя.
В первой трети ХХ в. в России закладываются традиции проведения детских передвижных выставок детского изобразительного творчества, как эффективной формы повышения квалификации учителей и развития его творческого потенциала. Работу в этом направлении возглавил Центральный дом художественного воспитания детей (ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО»), сотрудники которого осуществляли целенаправленную деятельность по коллекционированию детского рисунка [1, 2], проводили семинары и курсы повышения квалификации работников образования, на которых главным объектом просвещения учителей становятся результаты художественно-творческого труда детей (Г.В. Лабунская).
Современный образовательный проект «Передвижная выставка детского рисунка», рожденный в последнее десятилетие ХХ века в Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования (ФГБНУ «ИХОиК РАО») на основе формирования коллекции детского рисунка по программе «Природа и художник» [4, 10], отражает новое содержание художественного образования детей 3-18 лет по изобразительному искусству в общеобразовательной школе и детском саду [3, 9].
За более чем двадцатилетний срок реализации этого проекта (1994-2016 гг.) состоялось 26 передвижных выставок детского изобразительного творчества дошкольных и школьных образовательных организаций. Уже традиционным делом стало ежегодное проведение конкурса и формирование передвижной выставки детского рисунка, которая в течение года путешествует по 4-11 маршрутным адресам: детским садам и школам, выставочным залам и музеям, институтам и библиотекам. Каждый маршрут выставки – это образовательная площадка, которая предполагает выполнение определенной культурно-просветительной программы, как для ребенка, так и для учителя.
В рамках работы передвижной выставки проходят не только мероприятия для детей: экскурсии, мастер-классы, эвристические игры и др., но и круглые столы, конференции, семинары, дистанционные курсы, очные курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства школ и воспитателей детских садов, на которых решаются актуальные проблемы художественной педагогики.
Круглый стол – эффективное средство повышением квалификации учителя-воспитателя. В результате живой дискуссии педагогов, которая разворачивается вокруг значимых вопросов, выясняются «зоны успеха», «зоны риска», «зоны эксперимента», «траектории ближайшего развития» и т. п., те области образовательной деятельности, которые требуют глубокого осмысления и практической апробации. Выставка детского рисунка становится источником анализа форм и методов работы с детьми. Обмен мнениями и опытом работы позволяет находить пути разрешения назревших проблем, определить перспективы развития, наметить планы исследовательской работы.
Открытый урок – эффективная форма повышения квалификации педагогов, которая проводится в связи с реализацией образовательная проекта «Передвижная выставка». Приезжая в общеобразовательную школу, выставка свидетельствует о результативности педагогических достижений по той или иной теме выставки. На открытом уроке, проводимом в рамках проведения выставки, школьный учитель проводит урок, с целью показа в «живом» общении с учеником, тех средств и методов и технологий педагогического воздействия, которые привели большую часть учеников класса к высоким достижениям. Соответственно, когда передвижная выставка едет в детский сад, то там решаются аналогичные задачи, связанные с педагогической работой воспитателя на занятии: рисования, лепки, аппликации или конструирования.
Семинар-практикум – форма организации занятия с педагогами или детьми, в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка», в которой все участники или их часть временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений (или произвольно) для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо перед всеми участниками, либо перед куратором семинара. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, т.е. не столько результату работы, сколько процессу. Практическая значимость таких семинарских занятий очень высока, поскольку нацелена на получение аналитического или художественно-творческого, часто коллективного, теоретического или практического продукта.
Конференция, как форма трансляции результатов проведенных исследований, требует глубокой подготовки, написания педагогами-передвижниками докладов по теме конференции. Единая проблематика позволяет на одну и ту же задачу получить разные ответы, увидеть разные пути реализации единого замысла. Решение конференции связано с подведением итогов проведения предыдущего выставочного проекта и с новыми планами, с организацией очередного ежегодного выставочного проекта передвижной выставки. Лучшие доклады на конференциях публикуются в сборниках статей или в методических пособиях.
В результате деятельности общественного движения педагогов-передвижников был сформирован «фонд методических идей», в который вошли видео презентации, подготовленные педагогами к конференциям и открытым урокам, системы подборок результатов детского изобразительного творчества, а также оригинальные проекты, учебные разработки и сценарии. Учителя школ и воспитатели детских садов черпают из этого фонда необходимый материал для подготовки к занятиям и культурно-просветительным мероприятиям. Постоянно пополняющаяся общая копилка идей, наполняется новыми интересными видео и фото материалами, подборками детских рисунков и др., которые группируются по четырем тематическим блокам: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Благодаря такой «коллективной копилке» удалось разработать и воплотить в жизнь идею персонального портфолио ребенка.
В результате систематизации полученных материалов были разработана и изданы Творческие папки для учеников 1-4 классов [5, 6, 7, 8], в которых ребенок-художник может прочитать интересующую его информацию о художнике, увидеть произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, и отразить свое отношение к увиденному и прочитанному в рисунках. А также выполнить эвристические задания: разгадать и самому придумать кроссворды, ребусы, дорисовать недостающие изображения, смастерить поделку и т.п.
Важным разделом Творческой папки является рубрика «Художественные музеи мира». Играя в художественное лото, ученики узнают много полезной информации и расширяют свои когнитивные потребности в новой информации по истории изобразительного искусства, о шедеврах отечественных собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и зарубежных: Лувр, Цвингер (Дрезденская картинная галерея) и др. Педагоги отмечают, что сами принимают участие в игре в художественное лото, поскольку это способствует расширению искусствоведческих познаний в области изобразительного искусства. Интересен опыт проведения передвижной выставки детского рисунка в учреждениях разного типа. В рамках работы «передвижки» в общеобразовательной школе особый интерес вызывает проведение мастер-классов для учительства с целью расширения их практических навыков работы с разными художественными материалами и техниками. Поскольку в группу педагогов-передвижников входят не только учителя школ, но и воспитатели детских садов, то практические занятия, которые они сами же и проводят, обогащают как ту, так и другую сторону. Тот кто, ранее занимал место ученика, становится учителем и наоборот. Взаимообмен технологиями – очень эффективное средство самореализации учителя и повышения уровня его квалификации. В процессе такой деятельности педагог получает удовольствие от возможности научиться чему-либо и не меньшее наслаждение он получает от того, что отдает свое знание другим.
Коллективное творчество, совместное создание коллективных панно – это важный раздел системы повышения квалификации учителя изобразительного искусства в рамках реализации образовательного проекта «Передвижная выставка». Коллективные виды труда сплачивают педагогический коллектив, развивают навыки общения, способствуют выявлению лидеров, готовых возглавить общественную деятельность и сплотить вокруг себя таких разных людей. Реализация образовательного проекта «Передвижная выставка» осуществляется коллективно. Оформление рисунков в паспарту, этикетаж, изготовление афиш, создание на каждой новой площадке передвижной выставки экспозиции, развеска работ, оформленных в рамы и т.п.: все это добровольно осуществляют сами члены общественного движения «передвижничество».
Когда выставка едет в детский сад, то там доминируют игровые формы повышения квалификации. Педагоги вместе с дошкольниками погружаются в игровое действие или в процессе художественного восприятия, или при выполнении практического задания, или в процессе непосредственного участии в театрализации или драматизации: игры в живые картины, отгадай-ка, я-художник, я-зритель, я-экскурсовод, я-критик и ценитель искусства, я-маска и др. По мнению участников, значение таких игр велико, поскольку они наполняют обучение деятельным смыслом и обеспечивают интерес к получению новой информации. Педагог, встав на позицию ребенка, лучше начинает понимать процессы зарождения творческих замыслов, учится ценить «детскую непосредственность» и «эстетику» детского и своего рисунка.
Передвижная выставка в институте или университете выполняет важную образовательную роль, поскольку наряду с детскими рисунками выставляются рисунки студентов. Сравнительно-сопоставительная характеристика результатов творческой деятельности детей и студентов помогает последнему понять лучше ребенка, оценить возрастные особенности детей 3-18 лет, видеть эволюцию детского рисунка, найти место своего изобразительного творчества в галерее образов и выступить с самоанализом своих художественно-творческих результатов и результатов детского изобразительного труда.
В Российской государственной детской библиотека передвижная выставка детского рисунка уже побывала 19 раз. И каждый год встреча ребят и педагогов с детским рисунком превращается в маленький праздник. Получение заслуженной награды – диплома происходит торжественно, создание атмосферы праздника искусства усиливают музыкальные номера, а также памятные подарки, которые вручают детям и их учителям устроители конкурса.
Последнее время стали популярны эвристические игры-приключения. Выставочные маршруты, нацеленные на активизацию внимания и восприятия детского рисунка, «прокладываются» в эвристической форме. Прежде чем найти искомое произведение нужно преодолеть разные преграды, отгадать загадки, найти необходимые ключи, помогающие решить поставленные цели. Эвристическая игра нацелена на развитие мышления и логики, где нужно разгадать непростые задачи и найти выход из проблемной ситуации. Игры на выставке организуются как для детей, так и для педагогов или совместно. В основном такие игры направлены на поиск всевозможных вещей, связанных с темой выставки (рисунков, палитры, кисточки, этюдника и т.п.). Задания могут предполагать выполнение творческих заданий практического или теоретического свойства, разгадыванию ребусов, кроссвордов, путешествие по карте, где определен маршрут поиска, например, детского рисунка, созданного самым юным участником выставки, или рисунка, имеющего необычное название, или произведения, выполненного в жанре пейзажа, портрета и т.п. восприятие экспонатов выставки организуется в увлекательной иногда костюмированной форме, заставляет искать выход из весьма непростых ситуаций, с целью активизации процессов художественного восприятия и получения новой информации.
В рамках работы передвижной выставки проходят мини-конкурсы: на приз зрительских симпатий, на лучший рисунок, сделанный на выставке, на самое оригинальное название того или иного рисунка и др.
Зародившись в 1990-е годы, движение педагогов-передвижников в начале ХХI века приобрело особый размах в связи с возникновением Международного творческого общественного объединения «Союз педагогов-художников» в 2013 г. (исполнительный директор М.К. Астафьева), который способствовал распространению образовательного проекта «Передвижная выставка» в России и в других странах мира. В связи с этим, появились новые формы презентации детского рисунка в виртуальной галерее выставки на официальном сайте Союза (art-teachers.ru). У педагогов появилась возможность увидеть на экране компьютера сразу все рисунки, поступившие на конкурс, а не только рисунки тех детей, которые стали победителями конкурса. Появилась возможность стать членом жюри и принять участие в оценке каждого рисунка или рисунков той возрастной группы детей (от 3 до 18 лет), которая интересует педагога.
Деятельность МТОО «Союз педагогов-художников» напрямую связана с поддержкой художественного творчества учителей изобразительного искусства. В этой связи наряду с экспозицией детских рисунков стали организовываться выставки педагогов-художников, которые находятся на одной выставочной площадке. Такое соседство позволяет наряду с детскими рисунками вовлекать в экскурсионно-аналитическую работу и произведения педагога.
Критерии оценки и анализа детского и взрослого произведения – значимая тема образовательной деятельности, проводимой в рамках программы повышения квалификации педагогов на передвижной выставке. Анализ изобразительно-выразительных средств детского рисунка и взрослого произведения полезен с разных точек зрения, отмечают учителя. Во-первых, публичная оценка позволяет посмотреть на своѐ произведение «чужими глазами», взгляд со стороны важен, так как «разбивает» стереотипы «собственного видения» на работу. Во-вторых, начинаешь воспринимать взрослое и детское творчество как единое выразительное пространство, где одно является органичным продолжением второго. В-третьих, независимые зрительские предпочтения или не предпочтения твоего произведения дают пищу для размышления. В-четвертых, диалог по поводу своего произведения важен и с точки зрения здоровой критики, которую редко когда можно услышать в свой адрес. Таким образом, ты не варишься в «собственном соку», а вовлекаешься в общий «котел эмоций», заряжаешься позитивной энергетикой и желанием продолжать изобразительное творчество на качественно новом уровне.
Пленэрная практика в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка «Я вижу мир» создает возможность, особенно для педагогов не специалистов, преодолевая робость, принять участвовать в совместной деятельности на природе. При этом важно, как отмечают педагоги, что ты не одинок, есть возможность получить нужный совет, и, главное, учиться друг у друга живописному или графическому искусству. После пленэра многие учителя на учебных занятиях показывают свои произведения детям, некоторые – не показывают. Некоторые организуют в образовательных учреждениях свои персональные выставки, или выставку одной картины (или двух-трех), некоторые принимают участие в коллективных выставочных проектах, иные, благодаря продуктивности пленэрных практик, вступают в разные общественные объединения художников и ведут активную выставочную деятельность. В результате реализации образовательного проекта «Передвижная выставка» все 50 педагогов-передвижников приняли участие в нескольких художественных выставках.
Высока научно-методическая ценность рефлексии, которую педагоги осуществляют по завершению выставочного проекта. Своеобразным результатом такой деятельности стала работа над коллективным сборником статей «Передвижники: дети и педагоги», который был завершен в 2016 году [10]. Уникальность этой работы заключается в том, что каждый педагог-исследователь, участник образовательного проекта «Передвижная выставка» написал биографическое эссе, в котором проанализировал путь своего художественно-педагогического становления, отметил роль «передвижничества» в самореализации и росте своих профессиональных компетенций.
В результате двадцатилетней реализации образовательного проекта «Передвижная выставка» подтвердилась эффективность педагогической модели обучения учителя изобразительного искусства, основанная на многовекторном обучении учителя и как художника, и как методиста, и как ценителя результатов детского и взрослого изобразительного творчества, и как коллекционера (собирателя) детского рисунка, и как исследователя в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка».
Были сделаны выводы о том, что развитие когнитивной (познавательной) культуры педагогов в области изобразительного искусства происходит постепенно из года в год, в процессе решения личностно значимых эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, как в процессе восприятия, так и собственной творческой деятельности, при выполнении методической и исследовательской работы. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ). Развиваются навыки исследовательской работы при проведении и оформлении научно-методических изысканий и публикаций.
Формирование регулятивной культуры личности учителя изобразительного искусства осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. Для участия в передвижной выставке, в процессе еѐ проведения и по завершении еѐ работы, создаются благоприятные «творческие ситуации», способствующие созданию уникального творческого продукта: рисунка или поделки, сценария занятия, методической разработки, проекта и т.п., которые являются личностно значимой формой приращения и приумножения «художественного багажа» педагога. Педагог сам ставит задачу и находит оптимальные пути и способы ее решения.
Ситуативность обучения, творческая, часто игровая форма преподнесения нового, требует от педагога (зрителя, автора-художника, методиста) самостоятельной постановки цели предстоящей творческой работы, обдумывания замысла, нахождения необходимых средств художественного выражения при работе в изобразительных, конструктивных или декоративных видах деятельности. Эта работа предполагает индивидуальное или коллективное обдумывание замысла (проекта, урока, занятия, художественного события и т.п.). Развивает способность выражать в словесной или письменной форме образный смысл произведения (или видео презентации, или сценария занятия), оценивать результат своего или чужого труда, а по необходимости и осуществлять коррекцию, например, уточнить название своего или коллективного результата, изменить ход протекания события, уточнить вид творческой деятельности, осуществить новую систематизацию результатов труда, самостоятельно поставить исследовательские задачи, разработать художественно-творческий проект и т.п.
Формирование коммуникативной культуры личности во время проведения творческих акций Передвижной выставки обеспечивалось в результате диалоговой формы общения как во время экскурсий, так в процессе «практических творческих ситуаций», собеседований, проведении круглых столов и конференций. Расширение навыков общения происходило в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывался в процессе рассуждений автора-зрителя о художественных особенностях произведений разных видов: живопись, графика, скульптура, архитектура и т.п. и жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.; в умении обсуждать индивидуальные и коллективные результаты художественно-творческой деятельности детей и взрослых, в процессе сотрудничества и создания творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Личностные результаты проявляются в неравнодушном отношении педагога-передвижника к своему педагогическому делу, к тем мероприятиям, которые проводятся в связи с реализацией образовательного проекта «Передвижная выставка». О педагогической активности свидетельствуют 25 каталогов, в которых педагоги-передвижники приняли самое непосредственное участие [4, 10]. Личностные результаты проявляются также в авторском стиле педагога-художника (живописца, графика, мастера декоративно-прикладного искусства и др.), в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путѐм трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). С другой стороны, авторский стиль просматривается в организации методической работы. Манера преподавания одного педагога отличается от манеры преподавания другого, что находит выражение в написании оригинальных сценариев занятий, разработке уникальных видео презентаций и т.п. В-третьих, личностные результаты проявляются в социокультурной активности личности, еѐ готовности применять свои знания и навыки в волонтерской деятельности (передвижные выставки организуются в домах престарелых, в домах ребенка, в больницах, в детских садах и общеобразовательных школах).
Участие в образовательном проекте «Передвижная выставка» дело добровольное, носит неформальный характер. Все замыслы формируются и реализуются совместными усилиями инициативной группы педагогов-передвижников. Ярким показателем эффективности проекта является тот факт, что все 50 педагогов, которые приняли участие в первых творческих акциях, на протяжении 20 лет поддерживают проект и принимают в нем самое непосредственное заинтересованное участие.
Высокий уровень творческой активности педагогов, развитость их профессиональных компетенций подтвердил эффективность педагогической модели обучения учителя изобразительного искусства, основанной на взаимодействии традиционных и инновационных форм и методов повышения квалификации учителя изобразительного искусства. Модель обучения учителя изобразительного искусства, реализованная в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка» в течение двадцати лет, способствовала развитию «культуры творческой личности» педагогов-передвижников – участников этого проекта [10].
Литература
- История художественного образования в России ХХ века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. – М.: Педагогика, 2002. – 474 с.: ил.
- История художественного образования в России: проблемы культуры ХХ века. Т. 2. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. – 414 с.
- Копцева Т.А. Изобразительное искусство: программа 1-4 класс. Поурочно-тематическое планирование / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. – 64 с.
- Копцева Т.А. Передвижная выставка детского изобразительного творчества – социально значимый художественно-педагогический проект. – М.: Альтекс, 2013. – 296 с.
- Копцева Т.А. Творческая папка для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – 176 с.: ил.
- Копцева Т.А. Творческая папка для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 184 с.: ил.
- Копцева Т.А. Творческая папка для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. –184 с.: ил.
- Копцева Т.А. Творческая папка для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. – 184 с.: ил.
- Копцева Т.А. Художественно-эстетическое развитие: Продуктивная деятельность //Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – С. 365-441.
- Передвижники: дети и педагоги. Сборник статей / Сост. и авт. вступ. ст. Т. А. Копцева. – М., 2016 . – 372 с.: ил.
Комментарии
Добавить комментарий