Подготовка кадров в области психологического обеспечения безопасности человека: ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование

Разделы психологии: 

И.А. Баева, В.В. Рубцов

Аннотация: ФГОС ПВО по направлению «Психолого-педагогическое образование» определил среди профессиональных задач специалиста работающего в образовании, задачи, связанные с обеспечением психологопедагогической безопасности образовательной среды и ее субъектов. Для решения этих задач в структуре Учебнометодического объединения создана предметно-методическая секция «Психология и педагогика безопасной образовательной среды». Основная идея, определяющая деятельность секции, заключается в необходимости создания концептуальных основ образовательной практики, опирающихся на фундаментальные психологические позиции. Такой позицией для нас служит разработанная концепция психологической безопасности образовательной среды, которая наряду с другими результатами психологической работы в образовании, позволила создать учебно-методические материалы по дисциплинам ФГОС ВПО для бакалавриата и магистратуры и предложить содержание основной образовательной программы магистерской подготовки по данному направлению, а также обсудить систему подготовки кадров высшей квалификации по психологическим проблемам безопасности в образовании.

Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, подготовка кадров, психологические вопросы безопасности в образовании.

Ценность научной теории в значительной степени определяется возможностью внедрения результатов в практику и ее соответствием актуальным социальным запросам. Востребованность психологического знания в современном обществе трудно переоценить, и одна из причин – уход от тоталитарного мышления (когда не было «человека», а был государственный строй и народ). Уместно напомнить классификацию наук, предложенную академиком Б.М. Кедровым: в соответствии с ней психология занимает центральное место в системе наук и расположена в середине треугольника, углы которого отведены философии, общественным наукам и естествознанию. Отсюда трудно переоценить роль психологического знания в создании образовательных технологий и механизмов, определяющих эффективность образования в целом. Данная позиция нашла отражение при разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Модернизация системы педагогического образования включает психологопедагогическое образование как одно из трех взаимодополняющих направлений подготовки педагогических кадров. Данное направление подготовки имеет свои цели и задачи, так как те формы психолого-педагогической подготовки, которые традиционно складывались в педагогическом образовании, не обеспечивают будущих педагогов и психологов востребованным набором психолого-педагогических компетенций, а умение работать над проблемами детей обнаруживает лишь незначительная часть учителей (об этом свидетельствуют данные многочисленных мониторингов). В профессиональной подготовке социальных педагогов и педагогов-психологов отмечаются проблемы, связанные с неумением реализовывать такие виды деятельности, как психологическое проектирование комфортной и безопасной образовательной среды, психологический мониторинг рисков и угроз психическому, психологическому и социальному здоровью субъектов образования, психологическая экспертиза состояния образовательной среды, обеспечивающего безопасные условия для развития. Именно данные профессиональные компетенции являются остро востребованными современной школой.

Основная направленность психолого-педагогического образования заключается в том, чтобы, во-первых, строить психолого-педагогическую подготовку учителя, социального педагога, психолога системы образования как систему деятельности, основа которой – комплекс наук о человеке и закономерностях его развития. Во-вторых, строить ее как систему практик, ориентированных на особенности обучения и развития каждого ученика, мобилизацию его личностного ресурса, способствующего эффективному участию в социальной жизни. Цели и задачи психолого-педагогического образования определяются основополагающими документами, среди которых выделяется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», определяющая школу как институт, соответствующий целям опережающего развития («Новая школа» – школа для всех). смысл данной позиции в том, что это:

– школа, обеспечивающая поддержку развития различных контингентов детей и школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности учащихся;
– школа интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью в образовании и обществе и школа развития одаренности;
– школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду и школа успешной социализации личности;
– школа здорового и безопасного образа жизни и школа предупреждения и профилактики социальных рисков.

Понятно, что это далеко не полный набор определений, акцент сделан на последней позиции, чтобы показать возможность решения данной задачи благодаря психологопедагогической подготовке бакалавров и магистров (и новым подходам к психологопедагогическому образованию в целом) и содержанию, подчиненному обеспечению психологических вопросов безопасности образовательной среды. Реализация такого содержания обеспечивает один из значимых социальных эффектов, характеризующий социокультурную модернизацию образования, а именно укрепление позиции школы как социального института защиты детства:

  • создание системы условий для внедрения индивидуально-ориентированных образовательных программ, которые учитывают возможности, склонности и интересы ребенка;
  • психолого-медико-социально-правовое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие, снижение рисков образовательной среды и повышение уровня ее безопасности;
  • адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, социализации в условиях школы и вне ее.

Отметим, что впервые ФГОС ПВО четко определил среди профессиональных задач специалиста, работающего в образовании, задачи, связанные с обеспечением психологопедагогических вопросов безопасности образовательной среды и ее субъектов. В стандарте отмечено, что бакалавр должен уметь решать одну задачу, общую для всех видов профессиональной деятельности – участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; магистр по направлению психологопедагогическое образование должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности обучающихся, испытывающих трудности в обучении (с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия); участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды; проведение экспертизы образовательной среды; разработка и реализация эффективной системы мер по защите и охране прав работников образовательного учреждения.

Решение данных задач находит отражение в следующих компетенциях, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Для бакалавра:

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
  • способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
  • способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
  • способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9);
  • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

Магистр должен обладать:

  • способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
  • способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);
  • способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7).

Универсальное (общее для всех профессий) ядро общекультурных и базовых профессиональных компетенций создает возможность для бакалавра любого профиля психологопедагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по иному профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области. Так, например, бакалавр по профилю «Психология и педагогика начального образования», уже получив достаточно глубокую психолого-педагогическую подготовку, сможет продолжить свое обучение в магистратуре, где будет осваивать профессиональную деятельность психолога образования. Это справедливо и для образовательного маршрута «воспитатель-психолог». Реализация таких сопряженных образовательных маршрутов позволит на практике осуществить подготовку педагогов, способных решать сложные профессиональные задачи организации, учебной, организационно-управленческой или научно-методической деятельности, ориентированных на развитие учащихся, построение их индивидуальных образовательных траекторий с учетом возрастных и личностных особенностей. Реализация же различных образовательных траекторий в пределах направления при переходе от бакалавриата к магистратуре в полной степени отвечает целевым установкам создания системы непрерывного образования в РФ.

Научно-методическое решение поставленных задач и подготовка учебнометодических комплексов по дисциплинам, обеспечивающим формирование данных компетенций, осуществляется созданной в структуре Учебно-методического объединения по направлению психолого-педагогического образования предметно-методической секцией «Психология и педагогика безопасной образовательной среды». Основная идея, определяющая деятельность секции, заключается в необходимости создания концептуальных основ образовательной практики, исходя из фундаментальных психологических позиций. В качестве таковых выступает разработанная концепция психологической безопасности образовательной среды, которая, наряду с другими результатами психологической работы в образовании, позволила создать новое направление – «психология безопасности в образовании» [[1]; [2]; [3]]. Психологическая безопасность – состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают: экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться только в среде с определенными параметрами; один из существенных среди них – психологическая безопасность. Безопасность предполагает наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности; социальная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении всего жизненного пути. Значение влияния образовательной среды на развитие и становления человека трудно переоценить.

Интегративность как признак категории «психологическая безопасность» интерпретируется следующим образом:

  • как процесс создания психологической безопасности каждый раз заново при встрече участников социальной среды;
  • как состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности и общества;
  • как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий, и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям.

Интегративность в плане психологической безопасности возможно рассматривать и следующим образом:

  • на уровне общества – как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, обеспечивая качество жизни и здоровье людей;
  • на уровне локальной среды – как организация, где работает человек, семья, ближайшее окружение, группа друзей; важнейшей для развития и формирования человека является образовательная среда;
  • на уровне личности – как многообразие аспектов сопротивляемости и жизнестойкости – переживание своей защищенности / незащищенности, наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям, Понимание и представление о психологическом насилии и противостояние его психотравмирующими формам; кон- кретные поведенческие акты, способствующие или препятствующие нарушению безопасности другого, саморазрушению или конструктивному устойчивому развитию.

Психология безопасности изучает социопсихологические явления и процессы, возникающие в ситуации угрозы (опасности); предмет психологии безопасности – психологическая безопасность человека и социальной среды; объект психологии безопасности (как и любой другой области психологической науки) – психическая реальность, особенности которой обусловлены характером удовлетворения потребности в безопасности, состоянием защищенности психики от внешних и внутренних угроз, а также характером взаимодействия человека и социальной среды. Таким образом, объект психологии безопасности – психологические характеристики человека, социальной группы, общества как субъектов безопасности.

Гуманистическая психология как основа превращения образования в систему, развивающую личность, исходит из того, что главный источник развития человека, движущая сила пребывает в самом человеке. Однако для включения внутренних механизмов личностного роста необходимы определенные условия. На начальных этапах развития ведущее место среди них занимают социальные условия, состоящие во взаимодействии участников образовательной среды, психологическую безопасность которой мы рассматриваем как важнейшее условие, придающее развивающий характер образовательной среде.

Нами разработана концепция психологической безопасности образовательной среды для научно-методических разработок по дисциплинам из области психолого-педагогических проблем обеспечения безопасности в образовании. Данная концепция – система взглядов на обеспечение безопасности участников по отношению к угрозам позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия [[1]].

При разработке содержания учебных дисциплин мы исходим из общих оснований, позволяющих решить проблему создания педагогической ситуации, комфортной и благоприятной для обучения ребенка в школе:

  • целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование комфортной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений участников образовательного процесса;
  • адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т.д.);
  • активное предупреждение острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения;
  • эффективное применение адекватных методов и технологий работы для минимизации риска в условиях стресса;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей (включая овладение технологиями индивидуальной и групповой работы в напряженной, сложной ситуации).

Выделим основные задачи, решение которых позволит эффективно работать в условиях школьных рисков:

  • проведение анализа образовательной ситуации с целью выявления факторов нарушения безопасности в условиях школьного обучения (требуется целенаправленная исследовательская работа на базе образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – педагогом, психологом, администратором, родителем возможных рисков, присущих современной школе);
  • отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений и родителей на образовательную среду школы как на комфортную, безопасную среду, благоприятную для обучения и развития современного ребенка; обоснование условий организации такого типа образовательной среды и требований к ее эффективной деятельности, относящейся ко всем участникам, ответственным за обучение детей;
  • обоснование комплекса методов и технологий работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей в ситуациях нарушения безопасности и их профилактики;
  • составление компактного доступного комплекса упражнений (и занятий) для применения каждым участником образовательной ситуации;
  • выработка конкретных рекомендаций педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной и безопасной образовательной среды, благоприятной для обучения и развития детей в современной школе.

Данные позиции легли в основу разработки программ учебных дисциплин и, в частности, образовательной программы магистерской подготовки по направлению «Психологопедагогическое образование», – «Проектирование и экспертиза образовательных систем» (общенаучный цикл, базовая часть); «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» (профессиональный цикл, базовая часть) и другие.

При научно-методическом кураторстве секции реализуется обучение по следующим программам:

  • основная образовательная программа магистерской подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психологическая безопасность образовательной среды» в Московском городском психолого-педагогическом университете (научный руководитель – академик РАО, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО В.В. Рубцов; координатор научно-методического взаимодействия – заместитель руководителя по науке «Центра экстренной психологической помощи» МГППУ, ученый секретарь секции УМО, кандидат психологических наук Л.А. Гаязова);
  • основная образовательная программа магистерской подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» (научный руководитель – заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель секции УМО И.А. Баева).

С общетеоретических и методических позиций разработаны: содержание дисциплин вариативной части базовой и профессиональной подготовки; дисциплины по выбору для образовательных программ «Психология безопасности», «Психолого-педагогическое сопровождение человека в ситуациях нарушения безопасности», «Психологическое влияние на личность и ее защита от деструктивных воздействий», «Психологические проблемы насилия в образовательной среде и способы их преодоления», «Психологическое благополучие и риски в образовательной среде», «Организация экстренной психологической помощи в системе образования», «Психология экстремизма в молодежной среде».

Для разработки требуемых образовательных технологий необходимы четкие научные основы структурирования содержания и использование психологических механизмов успешного межличностного взаимодействия, выстроенных на гуманистической парадигме – признании человека и его личностных ресурсов как приоритетного начала, что обусловливает конструктивное объединение теоретических разработок и методологических и методических позиций, изложенных в ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В своей деятельности мы постарались охватить все ступени высшего профессиональ- ного образования: бакалавриат, магистратура, повышение квалификации и подготовка кадров высшей квалификации по психологическим проблемам обеспечения безопасности в образовании и социальном взаимодействии. Остановимся подробнее на последнем – подготовке кадров высшей квалификации. Воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, подготовка в системе аспирантуры и докторантуры – одна из задач непрерывного образования; интерес к психологическим проблемам обеспечения безопасности отразился на выборе тем кандидатских и диссертационных исследований. Как упоминалось, теоретическая значимость проблемы задает актуальность психологических исследований целостного изучения жизни человека, поиска интегрированных оценок бытия субъекта в его различных проявлениях. В практическом плане следует признать, что современная социальная реальность традиционно определяется как социальная нестабильность, содержащая деструктивные факторы, деформирующие личность, что обусловливает повышенные требования к ресурсам, обеспечивающим безопасность человека и социальной среды. Иллюстрацией тому служат темы кандидатских и докторских диссертаций по психологическим наукам, выполненных за последние десять лет. Слово «безопасность» в названии диссертаций присутствует в исследованиях, выполненных по всеми спектру специальностей (заметим, что категория «безопасность» достаточно часто присутствует в диссертациях по «педагогической психологии»).

Спектр психологических специальностей указывает на возможность определения места психологических проблем безопасности личности и общества в различных областях психологического знания. Отметим, что логика развития науки, и психологической в том числе, требует на определенных этапах интеграции результатов, полученных в отдельных сферах, например при определении специальности в системе подготовки кадров высшей квалификации. В номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Приказом № 59 Минобрнауки РФ от 25 февраля 2009 года, в перечне специальностей в группе специальностей 05.26.00 – безопасность деятельности человека присутствует специальность 05.26.02 – безопасность в чрезвычайной ситуации, ученая степень по которой присуждается по нескольким отраслям – технические, химические, биологические, медицинские, ветеринарные, психологические. В настоящее время в Российской Федерации открыт двадцать один диссертационный совет по специальности 05.26.02, но только три из них – по психологическим наукам; как правило, это советы по защите докторских и кандидатских диссертаций при научных центрах и университетах МЧС и других силовых ведомств. Человеческий фактор играет важную роль в обеспечении безопасности как в экстремальных, чрезвычайных ситуациях, имеющих место при технологических и социальных катастрофах, так и в обычной социальной практике – социально-кризисные явления (самоубийства, алкогольно-наркотические проблемы, ксенофобия, экстремизм). Отсюда – необходимость подготовки для системы образования кадров, способных решать психологические проблемы обеспечения безопасности в образовательной среде.

Обратимся к выдержкам из последней редакции паспорта специальности 05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям). К областям исследования относятся:

  • разработка теории и методологии управления риском чрезвычайных ситуаций; обоснование критериев и социально приемлемых уровней риска; исследование проблем психотравмирующих воздействий условий экстремальных ситуаций на человека, форм и методов работы по оказанию психологической и социальной помощи;
  • разработка научных основ создания и совершенствования систем и средств прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций; разработка прикладных и фундаментальных основ медицинского и психологического обеспечения населения (Психопрофилактика, подготовка, сопровождение, коррекция, реабилитация) при авариях, катастрофах, чрезвычайных ситуациях, в том числе социально-кризисного характера (терроризм, эпидемии, самоубийства, алкогольно-наркотические проблемы, межнациональные, этнические, локальные и вооруженные конфликты);
  • разработка методологии, принципов, средств и методов системы оказания медицинской и психологической помощи пострадавшему населению при различных видах чрезвычайных ситуаций;
  • разработка прикладных и фундаментальных проблем психологии безопасности и поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях (психология безопасности труда, психология экстремальных ситуаций; обеспечение психологической устойчивости и сопротивляемости негативным воздействиям; технологии психорегуляции состояний и поведения в стрессе; информационно-психологическая безопасность и защита личности);
  • экспертиза рисков и угроз нарушения психологической безопасности человека и социальной среды; психологические аспекты управления деятельностью и поведением в экстремальных ситуациях; формирование психологической устойчивости населения (психологическая профилактика и подготовка к деятельности и поведению в экстремальных ситуациях); обеспечение психологической безопасности в различных социальных средах и организациях;
  • кросскультурные особенности психологической безопасности личности и общества (учет национального менталитета и культуры в кризисных и экстремальных ситуациях).

Формирование сопротивляемости человека негативным воздействиям социальной среды необходимо начинать в системе образования, активно развивать научнообоснованные программы профилактики негативных последствий. Опыт исследовательских программ в данном направлении широко представлен в научных коллективах, занимающихся психологическими вопросами сопровождения образования в педагогических университетах. Так, в Московском городском психолого-педагогическом университете создан факультет экстремальной психологии, готовящий специалистов для системы образования; с 2002 года активно действует Центр экстренной психологической помощи детям и подросткам, специалисты которого оказывают экстренную психологическую помощь детям, их родителям, педагогам, сотрудникам (в том числе администрации) образовательных учреждений, оказывающихся в кризисных ситуациях, а также пережившим психотравмирующие события (военные действия, террористические акты, захват заложников, техногенные катастрофы, аварии, природные стихийные явления, несчастные случаи, насилие и др.). В структуру Центра входят научно-исследовательские лаборатории: «Научно-методические основы экстренной психологической помощи», «Психологической безопасности в образовании», которые динамично развивают исследования по психологическим проблемам безопасности и психофизиологическому состоянию субъектов деятельности, осуществляемой в особых условиях.

В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена в 2004 году была открыта научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании», которая осуществляет деятельность в рамках проекта «Психология безопасности образовательной среды и психологическое обеспечение деятельности в экстремальной ситуации» (включен в научное направление «Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях» программы фундаментальных исследований Российской академии образования). Научные исследования по означенным проблемам ведутся междисциплинарными коллективами исследователей с привлечением аспирантов, магистрантов и студентов в рамках созданного в РГПУ имени А.И. Герцена Научного образовательного центра (НОЦ) «Инновационные психологопедагогические технологии». Научное взаимодействие специалистов данных университетов позволило создать объединенный диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по рассматриваемой специальности на базе РГПУ имени А.И. Герцена. Сфера научно-методической деятельности секции «Психология и педагогика безопасной образовательной среды» УМО по направлению «Психологопедагогическое образование охватывает все ступени высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, подготовку кадров высшей квалификации по психологическим проблемам обеспечения безопасности в образовании и социальном взаимодействии.

Изложенное позволяет констатировать, что в настоящее время проблема воздействия внешних условий на психическое развитие человека значима для теории и практики психологической науки. Не нуждается в доказательстве, что позитивное личностное развитие, сохранение психического здоровья, эффективность профессиональной деятельности невозможны без поддержания определенного качества среды, в которой находится человек. Если экологические, политические, экономические и медицинские аспекты данной проблемы – предмет научных исследований и общественных дискуссий, то о психологических характеристиках условий существования человека упоминается лишь изредка.

Еще более остро это обстоит в отношении социокультурной среды, создаваемой непосредственно самим человеком, где повсеместно возникают деструктивные тенденции, провоцирующие напряженность в отношениях конкретных людей, социальных групп и отдельных государств. Следовательно, обеспечение безопасности – проблема как национального масштаба (макроуровень), так и микроуровня – в системе социальных отношений. Решением данной проблемы является профессиональная подготовка кадров, способных решать психологические вопросы безопасности в образовательной средек и в широкой социальной практике. Научно-методические материалы по данной подготовке, разработанные в рамках Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование», охватывают все ступени профессионального образования и опираются на единые теоретические и концептуальные основания, что способствует эффективному решению значимой социальной проблемы.


[1] Баева, И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии [Текст] / под ред. И.А. Баевой. – СПб. : ООО «Книжный Дом», 2007.
[2] Баева, И.А., Рубцов, В.В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспе- чения психологической безопасности [Текст] // Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня. М. : Экон_Информ, №2, 2009.
[3] Психологические проблемы безопасности в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [Текст] / под ред. И.А. Баевой, В.В. Рубцова. – М. : МГППУ, 2011.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2013

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Баева И.А., Рубцов В.В. Подготовка кадров в области психологического обеспечения безопасности человека: ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» / В.В. Рубцов, И.А. Баева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 1 (44). – С. 32-40.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки