Разделы психологии:
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности (Климов Е.А., 1995; Миронова Т.Л., 1999 и др.). Оно складывается на протяжении жизни человека и определяется множеством факторов (Ананьев Б.Г., 1977; Климов Е.А., 1996; Кудрявцев Т.В., 1985; Митина Л.М., 1995 и др.). Профессиональная деятельность формирует систему особых значений и смыслов личности, образует «субъективную модель мира профессионала» (Артемьева Е.Ю., 1999). Этап овладения профессией - один из важнейших этапов становления профессионального самосознания, на котором происходит перестройка смысловой системы личности.
В своем эмпирическом исследовании мы обратились к изучению того, как представлено отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и явление инклюзии в представлениях студентов гуманитарных специальностей, живущих в Германии. Выбор темы и выборки не случаен. Начало 21 века связано с распространением как в обществе в целом, так и в системе образования идей интеграции, инклюзии. Однако традиции инклюзивного образования[2] значительно старше. В Германии они насчитывают 40 лет (первая школа, в которой вместе учились нейротипичные и атипичные дети, появилась в 1975 году). Разрабатываются различные модели включения, ведется подготовка педагогов для инклюзивного образования. Инклюзивное образование становится повседневной практикой (хотя и не всегда успешной, см., например, критический анализ A. Prengel, 2006). В России практика инклюзивного образования «моложе» и интенсивно развивается последние 10–15 лет (хотя первые интеграционные проекты появились более 20ти лет назад) и имеет скорее точечный характер. Мы предположили, что если инклюзивное образование распространено в стране, в нем выросло и растет не первое поколение, то это отражается в системе представлений к инклюзии, к людям с ограниченными возможностями формируется определенное (толерантное) отношение не только в обществе в целом, но и у каждого конкретного человека.
Нас интересовало, каково содержание представлений студентов гуманитарных специальностей, которые после окончания ВУЗа включатся в реализацию инклюзивного образования, о людях с особенностями в развитии в Германии, к которой в течение более чем 40 лет государственная политика, средства массовой информации пропагандируют эти идеи. Существует ли эта идея в представлениях, операционализирована и отрефликсирована ли она? Каково содержание этих представлений?
В исследовании приняло участие 174 студента (30 мужчин и 144 женщины), обучающихся в различных университетах Германии (Потсдам, Мюнхен, Йена, Киль, Берлин). возраст опрашиваемых - 19–49 лет (средний возраст 23,9 года, стандартное отклонение 3,9). 67,55% респондентов изучают педагогику, 17,2% - лингвистику, 10,83% - психологию, в других гуманитарных областях (юриспруденции) специализируются 3,74%. Выборку составили студенты, которые назвали своим родным языком - немецкий и местом рождения - Германию (условное название группы «немцы») и студенты, назвавшие своим родным языком русский и рожденные в России или странах бывшего СССР, однако с детства или юности проживающие и получающее образование в Германии (условное название группы «русские»). Сравнение данных двух групп позволило нам рассмотреть вопрос о том, зависят ли представления об людях с особенностями и об инклюзии от первичной культуры воспитания и влияет ли на них обучение в ВУЗе.
Представления изучались посредством анкетирования, разработанного И. Бовиной и А. Перовой (2010).
Прежде всего нас интересовало, насколько распространены контак‑ ты с людьми с особенностями и как студенты переживают эти контакты. Группа «немцы»: 34,31% опрашиваемых обозначили свои контакты с людьми с особенностями как дружбу и 63,69% как знакомство. 33,12% опрошенных студентов имели в прошлом или имеют во время обучения опыт участия в различных благотворительных волонтерских проектах. У 17,20% в школе одноклассники имели те или иные ограничения в здоровье. Во время обучения в школе у 27,68% студентов на уроках поднимался вопрос о проблеме людей с ограничениями, интеграции и инклюзии.
Группа «русские»: 53% обозначили свое отношение как знакомство и 11,6% как дружбу. 5,88% принимают участие в различных волонтерских, благотворительных проектах. 17,20% опрашиваемых указали, что в их классе учились дети с особенностями и у 23,53% тема инклюзии, людей с особенностями обсуждалась на уроках. Эти данные показывают, что значительная часть немецких студентов имеет собственный опыт общения, взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, контакты студентов из группы «русские» более ограничены и поверхностны.
С помощью методики неоконченных предложений выявлялись осознанные и неосознанные представления студентов о людях с ограниченными возможностями.
При выявлении представлений о том, кто может и кто должен помогать людям с особенностями было выявлено следующее:
В категорию могущих помочь в группе «немцы» вошли близкие и родственники (35,52% опрашиваемых указали эту группу) и специалисты (37,38%). Во вторую категорию вошли ответы об общей ответственности в осуществлении (7,8%) и о персональной ответственности - «каждый может помочь» (16,82%), «мы можем помочь» (6,54%). В категории «кто должен помочь» главные действующие лица - специалисты, профессионалы (25,53%), государство в лице политиков, правительства (37,24%), волонтеры, представители общественных организаций (9,8%), каждый или все (5,88%). Интересно, что респонденты акцентировали внимание на личностных качествах помогающих специалистов - «принимающие проблему», «чувствующие себя в состоянии работать в этой области» и т.п.
Ответы группы «русские» были распределены несколько иным образом. «Кто может помочь» - как главные силы были названы специалисты, врачи и правительство 39,98%, семья (13,33%). Общественные организации, собственные действия были названы лишь в 6,66% случаев. Так же был указан Бог как один из источников помощи (13,33%). В категории «кто должен помочь» указаны социальные учреждения, государство и врачи (80%). Семья и гражданское общество играют лишь незначительную роль (10% и 10%).
Можно отметить, что респонденты группы «немцы» обозначают две тенденции - у общества в целом, у близких родственников и у самих респондентов есть ресурсы для оказания помощи, но помощь должна быть оказана государством. При этом респонденты демонстрируют собственную активную позицию. В группе «русских» ответственность за активные действия делегируется «внешним» силам - государству, профессионалам и практически не ориентируется на собственные активные действия респондентов.
Представления респондентов о потребностях людей с особенностями так же оказались различными.
51,28% опрашиваемых из группы «немцы» и 36,11% группы «русские» полагают, что для людей с ОВЗ нуждаются в моральной поддержке (доверие, любовь, потребность в дружбе, принятие в обществе, Понимание со стороны окружающих). Потребности в материальной поддержке назвали 27,92% «немцев» и 58,3% «русских» респондентов (потребность иметь осмысленную работу, уход, заботящийся персонал, безбарьерная среда - в группе «немцев» и материальная и эффективная медицинская помощь, комфортная инфраструктура, помощь государства - в группе «русских»). Потребность в саморазвитии (а так же право, возможность самостоятельно принимать решения о своей жизни)отмечалась 20,79% опрашиваемыми из группы «немцы» и 5,88% «русских».
Выделяя то, в чем не нуждаются люди с ОВЗ, опрашиваемые отметили - жалость (53,7% - «немцы» и 75% «русские»), гиперопека (20,96% - «немцы» и 13,25% - «русские»), негативное отношение со стороны окружающих (19,06% - «немцы» и 13,25% - «русские»), социальные или физические ограничения (3,05%).
Представления о значимости различных видов ограничений распределились следующим образом: 1,52% «немцев» и 8,82% «русских» отметили материальные ограничения, 16,16% «немцев» и 26,47% «русских» - физиологические, 22,86% «немцев» и 14,71% «русских» - физические, 57,62% «немцев» и 50% «русских» - социальные.
Таким образом все опрашиваемые видят проблему скорее в социальной сфере (см. идею Л.С. Выготского о социальной природе дефекта).
Нас интересовала структура и содержание представлений о людях с ОВЗ. Для того, чтобы описать ядро и перефирию представлений, была использована методика прототипического анализа Вержеса (Бовина, Перова, 2011). Ядро представлений в группе «немцы» состоит из следующих представлений:
- Представления об инвалидности как о негативном социальном феномене: ущемление интересов, обесценивание, трудности в жизни, ограничения,
- Внешние характеристики инвалидности: болезнь, уход, специальные приспособления для инвалидов (трость, костыль, инвалидное кресло). Респонденты перечисляли названия различных достаточность, синдром Дауна, нарушения опорно–двигательного аппарата и др.)
- Профессиональная помощь - коррекционно–развивающие занятия
- Особенности жизни с особенностями (инаковость, особые потребности)
Периферическая система состоит из следующих областей:
- Внешние проявления инвалидности - врожденная и неврожденная инвалидность, причины инвалидности (несчастный случай)
- Профессиональная помощь - специальные школы, рабочие места
- эмоции по отношению к людям с особенностями - жалость, сострадание
- Негативное отношение общества - дискриминация, ограничения
- Эмоциональный мир людей с особенностями
- Интеграция и инклюзия
Первичная периферическая система представлений состоит из следующих областей:
- Профессиональное отношение к людям с особенностями - помощь, поддержка и забота, специальные учреждения (дома инвалидов).
- Дружелюбие, жизнерадостность людей с особенностями
- Позитивные чувства по отношению к людям с особенностями
- Негативные чувства, переживаемые людьми с особенностями: зависимость, небезопасность,
Ядро представлений в группе «русских» несколько иное:
- Представления об инвалидности как о социальном феномене, имеющем негативные последствия для человека: ограничения, непринятие
- Внешние проявления инвалидности - боль, отсутствие частей тела, нарушения интеллекта, помогающие средства (инвалидное кресло)
- эмоции по отношению к человеку с особенностями - жалость, печаль
Периферическая система состоит из следующих областей:
- Причины инвалидности
- Жизненный мир людей с особенностями - трудности, сила воли
- Внешние проявления инвалидности - болезнь
- Профессиональные помощь, уход
- Интеграция
В обеих группах Интеграция (в группе «немцев» так же инклюзия) не находятся в ядре представлений, а располагаются на периферии. Это означает, в соответствии с законом К.Марба (Петрова), что эти понятия новы для групп, находятся в зоне изменений.
Так же отметим, что в группе «немцы» выражение «человек с особенностями; инвалид» описывается большим числом определений. Это свидетельствует о более развитом, более дифференцированном представлении.
Анализ содержания представлений показывает, что опрашиваемые представляют инвалидность как многомерное явление, а человека с особенностями как обладателя особого внутреннего мира (часто наделенного романтическими чертами - особой силой воли, целеустремленности, имеющим особое мировосприятие). Интеграция (инклюзия) рассматривается как один из способов (наряду с более распространенными в представлениях неинклюзивными способами, такими как специальные коррекционные школы) включения человека в общество.
Полученные нами данные в целом согласуются с данными (Hähner et al., 1997, Cloerkes (1997) und Kreuz (2002) и других), показывающими что Понимание такого явления как инвалидность - динамическое.
Литература
- Bovina, I.B, Panov, M.S. (2006) Common representations of the mentally ill among college students. Russian education and society, 48, 8, 72–91.
- Бовина И.В., Перова А. (2010) Особенности социальных представлений об инвалидности среди молодёжи в России. МГУ.
Пользуясь случаем, выражаем благодарность А. Перовой за предоставленную методику. Так же хотим выразить благодарность профессору Г. Гисту за помощь в организации исследования, К. Хинце за помощь в переводе опросника, профессору К. Зальцберг Людвиг, М.С. Бертау, А. Верани, А. Поршневу, М. Павловой. В. Аболонину, О. Погребняк и А. Зубанову за помощь в сборе данных.
[2]В данном тексте мы не проводим дифференциации между понятиями интегративное и инклюзивное образование (подробный анализ на русском языке проведен в работах Н.Н. Малофеева), полагая их двумя этапами одного процесса, в котором происходит переход от интегративного образования к инклюзивному.
Комментарии
Добавить комментарий