Традиционно работу Л.С. Выготского «Мышление и речь» относят к области развития психики ребенка и используют как модель для изучения генетических корней интеллекта и индивидуального развития. Между тем, как и подавляющее большинство работ ученого, данный труд спустя десятилетия дает возможность использования идей Выготского для решения проблем в области развития личности и психолого–педагогического взаимодействия в различных возрастных категориях.
Во времена создания работы (20–30–е годы прошлого века) перед наукой в России стояла крайне важная задача: построение методологической конструкции для изучения нового человека - созидателя и борца. Л.С. Выготский, как ученый, имеющий насыщенный багаж отрефлексированных знаний ставил целью создать общее учение о генетических корнях мышления и речи. С помощью анализа накопленных в мировой психологии теоретических достижений и экспериментальных данных он пытался создать модель, которая позволит изучать эту, как он сам считал, сложнейшую проблему. Краеугольным камнем экспериментальных исследований он полагал идею развития и рассматривал ее в широком контексте междисциплинарного взаимодействия психологии, логики, педагогики, антропологии, литературоведения. Поставленная задача и ее решение находились в контексте формирующейся культурно–исторической теории развития психики. В рамках марксистского подхода, принятого во времена написания работы в качестве главного, мышление и речь рассматривались дихотомично: мышление и речь находятся в единстве, но и одновременно состоят в противоречии. Противоречие служит источником изменений и дает альтернативную возможность развития. Проведенный ранее атомистический и функциональный анализ проблемы (Леви–Брюль, Ж. Пиаже, Дж. Уотсон, В. Келлер) не сделал возможным рассмотреть отношение мысли к слову. Попыткой создать синтетическую модель «мышление – речь» и стала работа Выготского с одноименным названием. Исследование проблемы Выготский считал возможным только в случае, если в качестве единицы анализа выступает то, что содержит в себе все свойства целого. Эту единицу он увидел во внутреннем содержании слова - значении [Выготский Л.С., 1934, С.8–9] и обосновал взаимосвязь его чувственной и действенной сторон. Полем, на котором возникает действенная сторона значения, является общение, трудовая деятельность, социальная практика в различных проявлениях. Главным в значении по мнению Л.С. Выготского является социальная практика, и социальное начало имеет приоритет над эгоистическим и в процессе деятельности, и в мышлении и речи [Выготский Л.С., 1934, С.44–47].
Данное положение Выготского о влиянии социальной практики и общественных (культурных) форм на мышление и речь индивида стало важным составляющим элементом методологической основы для исследования, которое на протяжении 15 лет проводится в Поволжском государственном технологическом университете в рамках психологопедагогического эксперимента, направленного на исследование этического слоя личности студента в ситуации выбора. По сложившейся традиции проблема поступательного изменения личности в процессе образования — это, главным образом, тема детского и подросткового возраста. Принято считать, что студент старших курсов способен развиваться как личность сам, задача преподавателя - помогать ему в этой деятельности. Это общая схема, но в действительности все оказывается сложнее. Согласно культурно–исторической теории Л.С. Выготского, основными компонентами саморазвития индивида являются: направленность на высшее, взаимодействие индивида с культурными формами, реакция выбора и наличие ориентиров и идеалов. Суть процесса культурного развития Л.С. Выготский определял как взаимодействие, когда «через других мы становимся сами собой и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции» [Выготский Л.С., 1983, С.144].
Реакция выбора и альтернативное действие как способы самовоспитания личности молодого человека дают возможность апробации мысли. Борьба мотивов «за» и «против» протекает одновременно с мыслительно–речевым процессом и выводит на высший уровень личностного развития. В процессе особой социальной ситуации ответ (речь) является следствием процесса мышления или действием идеальной ( культурной) формы.
Центральной частью исследовательского эксперимента стали ситуации морального выбора в сфере личных, деловых и материальных отношений с применением методики, созданной в Казанском университете [Попов Л.М. Кашин А.П. Старшинова Т.А., 2000.]. Для современного человека нравственный выбор не является желанным. Он не разрешается наличными законными юридическими средствами. Этот выбор основан на конфликте личных интересов и этических ценностей. Ситуация нравственного выбора фрустрирует, загоняет в угол, требуя однозначного ответа. И тогда, когда у личности уже есть свои этические или духовные нормативы, когда усвоены и приняты в качестве ориентиров культурные (идеальные) формы, внутренний конфликт разрешается быстро, односложно и не травмирует человека неопределенностью и тревогой. [Хинканина А.Л., 2010, С.150]. Нравственный поступок отличается от всех других поступков тем, что он всегда связан с альтернативным действием и направлен к спасению интересов и вообще жизни других существ. Второй важнейшей характеристикой нравственного поступка является способность к самопожертвованию в результате преодоления притязаний эго. Исследования психолога В.А. Пономаренко свидетельствуют о том, что в этот момент человек испытывает особое состояние, которое он назвал духовным. [Пономаренко В.А, 2007, С.90].
В процессе исследования проявилось несколько устойчивых тенденций, повторяющихся на протяжении проведения эксперимента. Подавляющее большинство ответов студентов отражают зависимость между способом выбора (простой или двойной) и организацией речи. Как правило, простой выбор связан с однозначным ответом, а двойной - с объяснительной речевой конструкцией. Способность студентов к альтернативному выбору на благо другого человека в ущерб собственным интересам оказалась неодинаково развитой. Отрицание необходимости нравственного поступка чаще всего обосновывалась экономической выгодой и инстинктом самосохранения. Проявившаяся тенденция двойного выбора связывалась с наличием условия: во–первых, для близких и значимых людей и, во–вторых, для всех остальных.
Особое отношение у студентов вызвали ситуации гипотетические, которые по теории вероятности никогда не произойдут, но дают большой простор для воображения, например: последнее место в шлюпке («Титаник»), единственный скафандр в разгерметизированном корабле, возможность получить миллион в валюте. Отрицательные ответы в пользу другого человека объяснялись юридическим нормами, которые, как известно, не требуют совершать нравственный поступок. Все задания, как правило, вызывали большой интерес и оживление. Последняя ситуация выглядела так: Вы собираетесь вступить в брак. У Вас есть выбор: богатая невеста (жених) с высокопоставленными родителями и девушка (мужчина) без средств, но нравится Вам. Часто студенты отвечали, что ни от того, ни от другого не откажутся: богатый(ая) для семьи, а бедный(ая) для любви.
По результатам анализа можно отметить определенные закономерности. В ситуациях, связанных с борьбой мотивов «альтруизм – эгоизм» проявилась взаимосвязь степени сформированности ценностных установок и длины ответа испытуемого: чем меньше динамики, связанной с борьбой мотивов, тем короче ответ. В ситуациях, когда можно кого–то спасти в ущерб себе, ответы звучали односложно: «помогу», «отдам билет», «это наш долг». Если выбор осуществлялся в пользу себя, ответы представляли объяснение поступка: «если не поддерживает со мной дружеских отношений и плохой работник, напишу жалобу», «оставлю себе найденные деньги, но меня, возможно, будет потом мучить совесть». Эгоистические решения в пользу себя были связаны с карьерным ростом, как возможностью следовать по самостоятельно выбранному пути.
Подтвердилось положение Л.С. Выготского о единстве мысли и чувства как основы процесса мышления, о том, что «…существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов, … что во всякой идее содержится в переработанном виде аффект». Это «позволяет раскрыть прямое движение от потребности и побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности » [Выготский Л.С., 1934, С.14].
Примерами ответов на вопросы об оказании помощи другому или спасения себя были: «в зависимости от моего отношения к этому человеку», «на чужом горе счастья не заработаешь», « скорее нет, потому что мне он не нравится».
Исследование показало правоту положения Л.С. Выготского о приоритете социального начала в речи над эгоистическим [Выготский Л.С., 1934, С.44–47]. Все ответы, как альтруистические, так и эгоистические, были опосредованы особыми социальными ситуациями. Эти ситуации давали возможность молодым людям примерить к своим личностным установкам альтернативные способы действия на основании выбора. Однако, область исследований личностного развития в студенческой среде остается открытой для изучений влияния идеальных (культурных) форм на поведение молодых людей. Проблема усвоения социально значимых, необходимых для развития общества, идеалов ждет своих исследователей.
Литература
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: В 6 т. Т.3. М.: Педагогика, 1983. - С.5-328
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Под ред. В. Колбановского. — М. — Л.: Госсоцэкиз, 1934. - 324с.
- Эл. ресурс: thinking–speech.pdf
- Пономаренко В.А. Профессия — психолог труда. — М.: Изд–во «Институт психологии РАН» , 2007. - 400с.
- Попов Л.М. Кашин А.П. Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. — Казань: Изд–во КГУ, 2000. - 176с.
- Хинканина А.Л. Проблема идеального образа в современном гуманитарном знании // Вестник ВятГГУ. №3(3) 2010. С.145-151
Комментарии
Добавить комментарий