К 130-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна
Материалы общемосковского методологического семинара
В сборнике представлены материалы заседания постоянно действующего методологического семинара Московского регионального отделения Российского психологического общества, посвященного 130-летнему юбилею выдающегося ученого — философа и психолога — Сергея Леонидовича Рубинштейна.
Выступление учениц С.Л. Рубинштейна, которым посчастливилось работать под его руководством, К.А. Абульхановой-Славской и Д.Б. Богоявленской, наряду с описанием траектории проводимых ими исследований, естественно, не могло не касаться непосредственно личности их Учителя. В двух докладах наших ведущих историков психологии А.Н. Ждан и И.Н. Семенова был представлен богатый перечень событий жизни, характеризующих личность С.Л. Рубинштейна и путь развития его теории. Тончайший философский анализ теоретической позиции С.Л. Рубинштейна характеризуют тексты выступлений доктора философских наук А.Ю. Шеманова и доктора психологических наук В.Т. Кудрявцева.
К 130-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна. Материалы общемосковского методологического семинара / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. — М.: Акрополь, 2020. – 136 с.
Результаты: 9 (страница 1, всего 1 стр.)
1 | Автобиография С.Л. Рубинштейна (восстановлено с машинописной копии) | Рубинштейн С.Л. |
Я родился в июне 1889 г. в г. Одессе. Отец мой был адвокатом. В 1908 году я окончил экстерном гимназию, а в 1913 году университет (фил.фак). С 1915 г. преподавал психологию и логику в частных гимназиях г. Одессы.
|
2 | Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) | Ждан А.Н. |
С.Л. Рубинштейн — выдающийся философ, психолог, педагог и организатор возглавляет плеяду классиков отечественной психологической науки. Создал систему научной психологии: разработал методологические принципы психологического исследования — единства сознания и деятельности.
|
3 | О школе С.Л. Рубинштейна | Богоявленская Д.Б. |
В статье представлены три этапа в развитии исследования процесса мышления и творчества в рамках школы С.Л. Рубинштейна. На первом этапе по предложенной Рубинштейном теме для курсовой, а затем дипломной работы исследуется механизма инсайта.
|
4 | Последняя студентка | Богоявленская Д.Б. |
Данный семинар посвящен 130- летнему юбилею Сергея Леонидовича Рубинштейна. В представленном тексте я описываю не его деятельность как ученого, а только один его поступок, который по его же теории является единицей личности, по которому мы судим о ней. В приведенном примере я хотела не только показать величие личности Рубинштейна, но и ту роль, которую его поступок оказал на мою жизнью.
|
5 | Проблема данности субъекта психического отражения самому себе и концепция С.Л. Рубинштейна | Шеманов А.Ю. |
В статье рассматривается проблема данности субъекта психического отражения самому себе на материале двух работ С.Л. Рубинштейна разного времени написания: «О философской системе Германа Когена» и «Бытие и Сознание». В качестве контекста рассмотрения берется введенное Д. Чалмерсом различение феноменального и функционального психического.
|
6 | С.Л. Рубинштейн «История создания книги «Человек и мир» | Рубинштейн С.Л. |
18 апреля 1958 года. Слишком долгая по моим силам после болезни прогулка, медленным шагом в раздумьи, во время которой пришла мысль об этой книге. Вечером - музыка - потрясающий концерт Ванк Либерна.
|
7 | С.Л. Рубинштнейн: от самодетерминизма — к самодеятельности | Кудрявцев В.Т. |
За методологическими принципами, введенными в психологию С.Л. Рубинштейном, — принципами детерминизма и деятельности (единства сознания и деятельности) стоят идеи, сформулированные им ранее — идеи самодетерминизма и самодеятельности. По мнению автора, им необходимо вернуть статус методологических принципов современной психологии.
|
8 | Сергей Леонидович Рубинштейн — человек вселенной | Абульханова К.А. |
Статья посвящается Сергею Леонидовичу Рубинштейну в связи с его 130-летним юбилеем. В краткой форме предпринята попытка воссоздать его Непревзойденную личность как создателя новой философско-психологической парадигмы, давший психологической науке возможности открыть реальные пути выстраивания личности в ее жизни в тоталитарном обществе в социальной действительности как «оптимистической трагедии».
|
9 | Экзистенциально-институциональных аспектов развития субъектности жизнетворчества С.Л. Рубинштейна и его научной школы | Семенов И.Н. |
В статье дифференцированы экзистенциально-социокультурные аспекты социального и карьерного поведения ученого и эксплицированы исследовательские программы его научно-познавательной деятельности.
|