Добавить комментарий

Ранний детский аутизм: современные проблемы изучения

Михалёва Е.Ю., Сапижук Т.Б. Донецкий институт психологии и предпринимательства, специальность «Психология» г. Донецк, ДНР

Проблема раннего детского аутизма долгие годы остается центральной в сфере изучения тяжелых нарушений взаимодействия с реальностью у детей. Причиной острой актуальности проблемы РДА послужил огромный рост статистических показателей распространенности диагноза РДА по всему миру. По данным Всемирной организации аутизма в 2012 году Центр по контролю заболеваемости и профилактике и Государственное агентство по эпидемиологии зафиксировал 1 случай заболеваемости на 88 детей, что на 23% выше, чем в 2011 году [5]. Полученная статистика побудила многих специалистов в области работы с РДА обновить известные подходы и методы работы с данным нарушением.

Целью нашей работы выступило изучение современных подходов к проблеме аутизма, его дифференциальной диагностике и коррекции.

Среди используемых методов исследования выступили: анализ научной литературы по вопросу, абстрагирование, классификация, сравнение, обобщение.

Под расстройствами аутистического спектра (РАС) понимают нарушения развития, которые включают нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, стереотипных паттернов поведения, а также ограниченный круг интересов и активности. Стоит сказать, что диапазон нарушений может варьировать от грубой задержки всех сфер психической деятельности до опережающего развития отдельных способностей. При чем, такое опережающее развитие также понимается как нарушение развития, а не как сильная сторона когнитивной сферы.

Первое описание аутизма как органического (обусловленного органическим поражением ЦНС) состояния было представлено в 1967 г. С.С. Мнухиным с соавторами, а  описание РДА типа Каннера в 1970– 1974 гг. Г.Н. Пивоваровой и В.М. Башиной; [2]. Тогда на основании изучения характера преморбида у больных ранней детской шизофренией и начальных этапов личностного развития детей с РДА, было выявлено, что наиважнейшей особенностью РДА Каннера являлся особый асинхронный тип задержки развития. Признаками асинхронии развития являлось нарушение иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания, нарушение физиологического феномена вытеснения примитивных функций сложными, как это характерно для нормального развития детей, т.е. в синдроме «переслаивания» примитивных функций сложными [1].

Современные международные диагностические системы МКБ-10, DSM-1Y, подчеркивают значимость лежащих в основе РДА биологических нарушений. В качестве причин аутизма как самостоятельного расстройства они называют психодинамические и средовые причины, органические и неврологические нарушения, биохимическую патологию и генетический фактор, определяют детский аутизм (синдром Каннера) как всепроникающее нарушение развития, которое клинически обнаруживается как отклонение  в развитии внимания, тестирования реальности и в развитии социального, языкового и двигательного поведения.

Исследователи называют три блока диагностических критериев развития и поведения:

  • качественное ухудшение в сфере социального  взаимодействия;
  • качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и воображения;
  • крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.

Среди важнейших критериев диагностики РДА выделяют следующие:

  • появление первых симптомов в возрасте от 1 до 30 месяцев;
  • недостаточность реакций на окружение;
  • дефицитарность речевого развития, а в случае наличия речи, ее своеобразие, нарушение;
  • своеобразие реакций на окружение: противодействие изменениям, особое бережное отношение и привязанность к одушевленным и неодушевленным предметам;
  • ассоциативная слабость и бессвязность, как при шизофрении.

Описывая этапы проявления РАС у детей. Можно сказать, что впервые признаки раннего детского аутизма отчетливо можно заметить уже от 2 до 5 лет, когда становиться трудно привлечь и удержать внимание ребенка, становиться заметно речевое недоразвитие. На следующем этапе – с 3 до 6 лет – явными становятся проблемы в поведении ребенка: самоизоляция, агрессия и аутоагрессия, стереотипность поведения. В дальнейшем, признаки РДА сглаживаются: ребенок начинает тянуться к взрослым, но в то же время наблюдается задержка психического развития, ригидность в поведении и эмоциях [3]. В дальнейшем же, после 15 лет, диагоз «детский аутизм» либо снимается, либо заменяеться диагнозом «шизофрения».

Важнейшим вопросом при изучении проблемы детского аутизма является его дифференциальная диагностика. Ранняя диагностика заведомо определяет эффективное сопровождение и коррекцию заболевания. Наиболее важным в условиях дифференциальной диагностики является, во-первых, ранняя диагностика признаков аутизма (1,5 – 2 года), во-вторых, совместная работа всех специалистов: педиатров, неврологов, психологов и психиатров. Учитывая описанные нами выше критерии диагностики раннего детского аутизма, слаженная работа всех специалистов и их системная, междисциплинарная работа, позволяет эффективно проводить коррекцию с медицинской и психолого-педагогической точек зрения, а также существенно снизить уровень инвалидизации детей с описанным диагнозом, а также корректировать и сопровождать процесс социализации ребенка [4]. 

Таким образом, диагноз раннего детского аутизма ставиться на основании наличия ряда признаков: отстраненность, задержка психического развития, эхолалии, называние себя в третьем лице, задержка речевого развития, замкнутость, особое отношение к отдельным одушевленным и неодушевленным предметам и т.д. Дифференциальная диагностика и последующая коррекция признаков данного заболевания заключается прежде всего в ранней диагностике данного заболевания, а также системная, сплоченная работа всех специалистов сопровождения ребенка: родителей, психологов, педагогов, педиатров, неврологов и психиатров. Современные исследования указывают, что только эффективная системная работа всех специалистов позволяет организовать успешное сопровождение и социализацию детей с РДА.

Резюме

Михалёва Е.Ю., Сапижук Т.Б. Ранний детский аутизм: современные проблемы изучения. – Донецкий институт психологии и предпринимательства, специальность «Психология» г. Донецк, ДНР

Ключевые слова: ранний детский аутизм, задержка психического развития, коррекция, дифференциальная диагностика.

Целью данной работы стало изучение современных подходов к проблеме аутизма, его дифференциальной диагностике и коррекции.

В статье рассматриваются подходы к пониманию критериев раннего детского аутизма, принципы их диагностики и коррекции, социализации детей с данным диагнозом. Основной задачей современных подходов к изучению динамики протекания  заболевания является комплексный подход к сопровождению данного заболевания.

Summary

Mikhaleva E.Y., Sapizhuk T.B. Early Childhood Autism: Contemporary Issues of Study. - Donetsk Institute of Psychology and Entrepreneurship, specialty "Psychology" Donetsk, DPR

Key words: early childhood autism, mental retardation, correction, differential diagnosis.

The aim of this work was to study modern approaches to the problem of autism, its differential diagnosis and correction.

The article discusses approaches to understanding the criteria of early childhood autism, the principles of their diagnosis and correction, socialization of children with this diagnosis. The main task of modern approaches to studying the dynamics of the course of the disease is an integrated approach to the maintenance of this disease.

Список литературы

  1. Башина В.М. аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999, 264.
  2. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – Спб.: Речь, 2007.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.
  4. Ремшмидт X. аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. М. 2003. 120 с.
  5. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Соц. и клин. психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. - С. 96-100.

Bibliography

  1. Bashina V.M. Autism in childhood. - M .: Medicine, 1999, 264.
  2. Mamaichuk I.I. Psychologist assistance to children with autism. - SPb .: Rech, 2007.
  3. Nikolskaya O.S., Baenskaya E.R., Libling M.M. Autistic child: ways to help. - M .: Terevinf, 1997.
  4. Remschmidt X. Autism. Clinical manifestations, causes and treatment. M. 2003.120 p.
  5. Filippova N.V., Barylnik Yu.B. The epidemiology of autism: a modern perspective on the problem. Social and a wedge. psychiatry. 2014.T. 24.No. 3. - S. 96-100.

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки